Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2020 г.)

Наука: Психология

Секция: Клиническая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Глыбокая О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 11(37). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 96-101.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Глыбокая Оксана Викторовна

педагог-психолог высшей категории КДОУ для детей с нарушениям слуха, города Макеевки, Донецкой области,

Донецкая область, г. Макеевка

 «...нам нужно использовать

все возможности речевой деятельности

глухого ребенка, не относясь свысока

пренебрежительно к жестам как к врагу».

Л. С. Выготский.

АННОТАЦИЯ

В статье изложен опыт работы психолога с детьми, имеющими нарушения слуха. Автор этой статьи работал в интернате для глухих детей, а затем  в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха города Макеевки, Донецкой Области, Украина. 

 

Ключевые слова: билингвистический подход, жестовый язык, дети с нарушениями слуха, эмоции, билингвизм.

 

Даже небольшое снижение слуха, врожденное или наступившее в раннем возрасте, нарушает созревание связей в мозге, что приводит к необратимым потерям в формировании речи малыша. Процессы созревания головного мозга особенно интенсивны в период от рождения до 2 лет, когда мозг увеличивается в 3 раза, а созревание височной области коры головного мозга, длится до 5-6 летнего возраста. Ограничение сенсорной информации приводит к нарушению формирования анализирующей системы мозга. Поэтому нарушение слуха нередко сопровождается задержкой психического и интеллектуального развития.

Споры о том, использовать ли жестовый язык глухих обучении детей с нарушениями слуха или нет, идут уже более 300 лет. Педагогическая система «билингвистическое обучение» (билингвизм – двуязычие) начала развиваться в начале 80-х годов, получила быстрое распространение в различных европейских странах, в Австралии, где организованы детские сады и школы, работающие по билингвистическому методу. В России инициатором создания и руководителем первой билингвистической гимназии являлась Г. Л. Зайцева (2000).     В основе методологии билингвистического подхода лежат идеи социокультурного развития человека, признание прав глухих людей на свой путь развития, реализацию себя как личности и члена общества, также как и прав других людей, имеющих те или иные особенности в развитии.

 Хоть лингвистическое изучение жестового языка признало этот язык высоко развитой системой общения, все равно сурдопедагоги в своей работе с детьми, особенно с дошкольниками, стараются как можно реже использовать жесты глухих людей. При этом они уверяют родителей глухих детей в том, что их дети в будущем совсем не будут использовать жестовый язык как средство общения. А так ли оно на самом деле?

Неслышащие малыши - совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить, рисовать. Глухой малыш также всегда готов к познанию, он хочет понять все, что его окружает. И вот тут на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающем мире у  ребенка с нарушениями слуха повреждено.

Поступая в наш детский сад (КДОУ №152 для детей с нарушениями слуха города Макеевки, Донецкой области), такие малыши не владеют речью, и, если они из семьи слышащих родителей, дети не знают жестового языка. А как же тогда общаться с малышом? Как понять, что он хочет, как чувствует себя и как ему помочь? Поэтому, хотим мы этого или нет, приходится прибегать к использованию жестов, но зачастую к примитивным жестам, игнорируя жестовый язык глухих людей. Ведь мы хорошо понимаем, что главное понять ребенка и удовлетворить его потребности. Сложно понять ребенка, когда он не владеет ни одним из способов общения. В связи с этим затягивается процесс адаптации ребенка к детскому саду. Практика показывает, что в основном адаптация детей из семьи глухих родителей проходит быстрее и легче. Дети из таких семей приходят с определенным багажом жестов, которые в дальнейшем обучении получают словесное обозначение. В результате – жестовая речь является вспомогательным средством в усвоении глухим ребенком словесной речи. Мы знаем, что неслышащие дети быстрее понимают и запоминают жестовое обозначение предмета, а уж потом словесное.

Жестовый язык – особая знаковая система, что имеет лингвистическую основу, это визуализация образного мышления, которое формируется, как известно, ранее вербально – логического.

Жестовый язык сурдопедагога, что выступает для детей в качестве эталона, должна отвечать следующим требованиям:

- быть грамотной, культурной, эстетичной;

- технически осуществленной: последовательной, плавной, выразительной;

- эмоционально богатой и выразительной.

Обучаясь и воспитываясь в специальном дошкольном учреждении, дети с нарушениями слуха раньше, чем слышащие  их сверстники, изучают буквы, начинают читать. Тем не менее, накопление словесного словаря протекает медленнее жестового. Словесной речи дети обучаются у педагогов (сурдопедагогов и воспитателей), а жестовой – у детей из семьи глухих. Исходя из многолетней практики работы, можно сказать, что целесообразнее обучать глухих детей, используя «билингвистический подход»: национальную словесную речь и калькирующую жестовую речь. Ребенок с нарушениями слуха стремится быть понятым, как-то выразить свои желания и чувства, что с помощью словесной речи ему еще не удается, а через жестовую речь немного удается, потому что он не может осознанно и рационально ею пользоваться. Отсюда утрированность внешнего выражения чувств: экспрессивная жестикуляция, мимические пантомимические движения, излишние выражения плача и смеха.

Особое мастерство педагога при обучении жестовой речи, в том числе грамматике, должно проявляться в умении декодировать и корректировать спонтанные детские высказывания, ориентироваться в потоке детских сообщений, включать их в материал занятий.

Появление современной звукоусилительной аппаратуры, внедрение в практику организованного занятия по развитию и использованию остатков слуха открыли перед сурдопедагогикой новые возможности, и прежде всего возможности формирования устной речи глухих. В то же время большинство глухих (в основном речь идет о категории "глухой ребенок – глухие родители") живут, учатся, работают в условиях словесно – жестового двуязычия.

В нашем дошкольном учреждении ежегодно проводится диагностика уровня развития эмоциональной сферы  детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

Результаты обследований показывают, что дети затрудняются назвать следующие эмоции, как страх, удивление, а некоторые – даже печаль, к тому же не только словом, но и жестом. Поэтому у психолога возникла необходимость разработать систему занятий, направленных на развитие эмоциональной регуляции при непосредственном участии жестовой и устной речи. Основная цель таких занятий: научить ребенка справляться с жизненными трудностями, осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

22 занятия  рассчитаны на групповую работу с детьми. Занятия имеют следующую структуру:

  • Ритуал приветствия.
  • Подвижные игры на развитие памяти и внимания.
  • Этюды и игры на выражение эмоций.
  • Работа с пиктограммами и сюжетными картинками.
  • Ритуал окончания занятия.

В программе представлены фундаментальные (базовые) эмоции (по К.Э.Изарду, 2000). К ним относятся эмоции РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ(гнев), СТРАХ, УДИВЛЕНИЕ.Каждая эмоция изучается 4 занятия, а последние 2 занятия носят закрепляющий характер по всем эмоциям. Задания усложняются постепенно, от простых («покажи на рисунке людей, которые радуются, назови эмоцию жестом») к более сложным («расскажи, когда тебе радостно, назови эмоцию словом»).

Отличительной чертой занятий с глухими детьми является то, что в процессе ознакомления детей с эмоциональными проявлениями ребенок усваивает жест, который определяет определенную эмоцию, выразительные движения, а также ее словесное обозначение. В данном обучении проговаривание эмоций не доминирует над жестовой речью, жест и слово взаимодополняют друг друга и помогают в ознакомлении глухого ребенка с миром эмоций. Во время проведения занятий обращалось также на культуру жестовой речи, тем самым обучая детей регулировать свои эмоциональные реакции. На занятиях дети учатся понимать эмоциональные состояния других людей, а также правильно использовать мимику и пантомиму для выражения эмоций.

На родительском собрании в нашем детском саду мы ставим перед родителями определенные задачи по воспитанию их детей, и одной из них выступает суждение не бояться того, что дети начинают «говорить руками», а учиться понимать своих детей, общаться с ними и тем самым облегчить адаптацию ребенка в детском саду, а в будущем и социальную адаптацию в окружающем мире. Поэтому, одной из задач сурдопедагогов и родителей является изучение грамотной жестовой речи, использование ее в обучении глухих детей билингвистическому подходу, а также обращать внимание на культуру жестов. Тем не менее, дети, как и взрослые с нарушениями слуха, ждут, прежде всего, от нас понимания, а не сожаления. Да и мы, в свою очередь, должны относиться к ним не как к инвалидам и пренебрежительно, а как к людям с особыми потребностями.

Билингвизм позволяет добиться следующих результатов: полностью реализуются коммуникативные навыки, интенсивнее накапливается и обогащается речевой словарь, совершенствуется лингвистическое развитие.

На протяжении многих лет мы постоянно сталкивались с проблемой, когда дети с глубоким поражением слуха имели значительные трудности в овладении словесной речью. И это касается не только произношения, но и смысловой ее части.  Сложно идет накопление лексических единиц, даже в пассивный словарь языка (глухому малышу нужно огромное количество повторений, а память, как правило, кратковременная), и вызвать у ребенка активное осознанное и грамотное высказывание еще сложнее, поскольку в силу своих возрастных особенностей глухой дошкольник не способен теоретически усвоить все грамматические закономерности родного языка. Речевой практики и слухового самоконтроля, в отличие от слышащих сверстников, у него недостаточно. Дети иногда не прослеживают причинно – следственных связей, выраженных словесно, часто не понимают нравственную подоплеку поступков героев рассказов. Но если словарная работа при чтении или объяснении параллельно сопровождается пояснительными жестами, понимание детьми нового материала точнее и запоминание языковых единиц происходит гораздо быстрее. Если до поступления в садик у малыша не были сформированы элементарные представления об окружающем мире, то слову просто не на что "наложиться", а жест четко означает образ, к которому в процессе обучения будет прочно прикрепляться слово и глухой ребенок сможет перейти от образного мышления к вербальному.

Мы заметили, что дети с сенсорными нарушениями значительно быстрее запоминают жестовые обозначения, чем словесные. Процесс взаимодействия словесной и жестовой речи отражается в сложных системах, образующихся в долговременной памяти глухих, причем постепенно усваиваются более тесные связи между значением слов и жестов. Формирование адекватных связей между значениями слов и жестов способствует более прочному их запоминанию, облегчает их воспроизведение.

Таким образом, избавившись от давления штампа «будь таким, как слышащие», осознавая себя как самоценную личность, глухой ребенок будет готов к доброжелательному сотрудничеству и с глухими, и со слышащими согражданами (от которых, естественно, будет ждать понимания и признания своего своеобразия). Он захочет хорошо знать как русский или украинский язык –  языки национальной культуры, так и свой жестовый язык, будучи убежденным, что это очень богатый и сложный язык, что он достоин того. Чтобы его изучать и гордиться.

 

Список литературы:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –  304с.  
  2. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. –  655с.
  3. Дактилология. Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 192с. 
  4. Димскис, Л.С. Изучаем жестовый язык...
  5. Димскис, Л.С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие / Л.С. Димскис. – Москва: Академия, 2002. – 128с.
  6. Петшак В.В. Понимание глухими детьми причиной обусловленности эмоциональных  состояний./ Исследование личности детей с наруше-ниями слуха: Сборник научных трудов./ Под. ред. Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой. М., 1981.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.