Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 24 января 2018 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРЕЙ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РЕБЕНКУ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Проблемы неполных семей в современном мире актуальны в различных аспектах. Об этом говорят психологические и социальные исследования современности [2, 5]. Неполная семья рассматривается как особенная среда формирования личности ребенка. Многие исследования посвящены гендерному воспитаю ребенка в семье и влиянию отсутствия отца на становление личности ребенка [1, 3, 9].
В ситуации неполной семьи, женщина становится доминирующей, беря на себя двойную ролевую нагрузку и ответственность за ребенка, ее гендерные качества меняются, отношения с ребенком приобретают иную форму.
Поэтому в нашем исследовании была поставлена цель – изучить и выявить связь гендерных особенностей матерей в полных и неполных семьях с характером их взаимодействием с ребенком. В исследовании приняли участие 70 женщин, из них 35 матерей, воспитывающих ребенка в полных семьях и 35 - в неполных семьях. Выборку составили женщины возрастом от 29 до 36 лет, возраст детей опрашиваемых женщин – от 6 до 8 лет. У женщин из неполных семей, не состоящих в браке, основной причиной отсутствия мужа явился развод.
Для изучения гендерных особенностей матерей, воспитывающих ребенка в полных и неполных семьях, была использована методика С. Бэм «маскулинность – феминность» [4]; для выявления особенностей взаимодействия матери с ребенком использовалась методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) [5].
Рассмотрим гендерные особенности женщин, воспитывающих ребенка в полных и неполных семьях.
В группе респондентов из полных семей высокий процент женщин имеют ярко андрогинность (70%), тогда как феминными являются лишь 30% женщин. В группе женщин из неполных семей, одинаковое количество респондентов относятся к феминному и маскулинному гендерному типу личности (28% и 31%). Остальные 41% женщин имеют андрогинный гендерный статус. Такую разницу в показателях «маскулинности» может обуславливать отсутствие мужа у респонденток из неполных семей, необходимость выполнять часть мужской «работы» в семье и брать на себя больше «мужских» дел, что и приводит, очевидно, женщин к маскулинному поведению. Однако, значительный процент женщин в обеих группах относит себя к феминному типу, что характеризуют данную выборку как женщин, которые ощущают свою женскую принадлежность и относят себя к мягким, чувствительным и эмоциональным.
По методике ВРР были получены следующие результаты. Матери в неполных семьях более требовательные, строгие, контролирующие, не всегда последовательные, у них чаще возникают конфликты по поводу воспитания ребенка, очевидно с бывшим супругом. Матери в полных семьях отличаются от женщин в неполных семьях большим принятием ребенка, эмоциональным контактом с ним, последовательностью. По уровню сотрудничества, тревожности и удовлетворенности отношением с ребенком тенденция в обеих группах мало отличаются. Они сотрудничающие с ребенком, не проявляют повышенной тревожности и удовлетворены отношениями с ним.
Рассмотрим специфику корреляционных связей гендерного статуса женщины в полной семье с ее отношением к ребенку. По результатам корреляционного анализа выявлены статистически значимые связи показателей методик ВРР С. Бэм. К ним относится отрицательная связь родительской требовательности и феминности женщин в полных семьях. То есть, чем более феминна, женственна женщина, тем она менее требовательна по отношению к ребенку (r = -0,399) Положительная связь феминности женщин в полных семьях и эмоциональной близости с ребенком говорит о том, что чем ярче выражена феминность женщины, тем более близкие эмоциональные отношения складываются у нее с ребенком (r=0,299). По шкале «маскулинность» выявлена взаимосвязь со шкалой «удовлетворенность отношениями с ребенком». То есть, можно сделать вывод о влиянии маскулинных проявлений женщины на ее уровень удовлетворенности отношениями с ребенком (r = 0,484). В полной семье связей гендерных особенностей женщин с их взаимодействием с ребенком не много. С увеличением феминных качеств, женщины устанавливают близкие эмоциональные отношения с ребенком, но при этом, снижается требовательность.
Рассмотрим связи гендерного статуса с отношением к ребенку в группе одиноких матерей. Чем выше у женщин проявлена феминность, тем они более близки с детьми (r = 0,372), они более принимающие (r = 0,334), сотрудничающие (r = 0,473) и последовательные в воспитании (r = 0,408). Особенности феминного поведения мамы способствуют эмоционально положительному отношению к ребенку, позволяют быть ей ближе к ребенку, и в большей мере быть последовательной в воспитании. Феминность связана с воспитательной конфронтацией в семье, так чем выше феминность женщин, тем меньше она конфронтирует с членами семьи по вопросам воспитания ребенка (вероятно, с бывшим супругом) (r = -0,300). С повышением маскулинности, женщины становятся более контролирующими (r = 0,458). Также, маскулинность одиноких женщин связана с их отношением к ребенку: с принятием ребенка и последовательностью в воспитании. Так, при повышении маскулинности, женщина становится менее принимающей своего ребенка (r = -0,431) и менее последовательной в воспитании (r = -0,302). Можно сказать, что отношения к ребенку «маскулинных» женщин, воспитывающих ребенка в неполных семьях, носит деструктивный характер
Сравнивая две группы респондентов из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы. Отношение к ребенку одиноких матерей, гораздо больше обусловлено ее гендерными особенностями. Преобладание маскулинных черт в этой группе женщин, влияет чаще негативно на характер отношения к ребенку. Тогда как показатели маскулинности женщин из полных семей мало связаны с их отношением к детям. С показателями феминности матерей в обеих группах выявлены связи с их отношением к детям, которые носят позитивный характер: повышается эмоциональная близость и принятие ребенка.
Список литературы:
- Нестеренко Щ.Ю., Иноземцева Т.С. Гендерный аспект проблемы воспитания в неполных семьях. Актуальные проблемы науки и образования. Под ред. Артемьева Н.Н. Пенза, — 2014, изд-во ПГУ.
- Пономарев П.А., Штильников Д.Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 191-194.
- Овчарова Р.В. Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. – Курган: Редакционно-издательский центр КГУ, 2014. – 356 с.
- Бем. С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь. 2006.
- Шлыкова Ю.Б., Лагутова Л.О. Автобиографические воспоминания о супружеских отношениях и гендерная самооценка женщин. 2016. - Том 17. -№ 3. - С. 73-91.
- Попова Л.В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации. – М., 1996. – Вып. 15.
- Осипова Е. Принципы воспитания ребенка в неполной семье // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24-27.
- Тащёва А.И., Бедрединова С.В., Малышко Л.Н. Эмпирическое исследование личностных особенностей младших школьников из неполных семей в связи с их полом // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7–10. – С. 153–155.
- Фирсова Е.М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 336-339.
дипломов
Оставить комментарий