Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Харченко К.А., Маковец Л.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОПЫТЫ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 10(84). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 116-119.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОПЫТЫ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Харченко Ксения Алексеевна

бакалавр искусствоведения, магистрант кафедры музыкально-художественного образования, Красноярский государственный педагогический университет,

РФ, г. Красноярск

Маковец Людмила Анатольевна

канд. пед. наук, доцент педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет,

РФ, г. Красноярск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются средства и методы развития коммуникативности на опыте Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Прослеживается связь между понятием “коммуникативность” и восприятием произведения искусства как полноценного текста. Приведены примеры образовательных мероприятий, помогающих развивать навык коммуникативности.

ABSTRACT

This paper is dedicated to the analysis of methods and tools for the development of a person’s communicativeness and is based on the experience from Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. The paper founds a link between the term “communicativeness” and the perception of art pieces as a proper text. It contains examples of educational events helping with development of communicativeness.

 

Ключевые слова: гибкие навыки, коммуникативность, текст, музейное пространство, диалог, образовательные мероприятия.

Keywords: flexible skills, communicativeness, text, museum space, dialogue, educational events.

 

На современном этапе развития педагогических наук исследователи очень часто обращаются к так называемым “гибким навыкам”. “Гибкие навыки” - тот набор умений и навыков, который необходим личности не только в любой профессиональной деятельности, но и в частной жизни. За счет изменяющегося подхода к трудовой деятельности, распространения идеи непрерывного образования, постепенной автоматизации всех экономических отраслей на первый план выходит формирование навыков, связанных с творческой деятельностью, эмоциональным интеллектом и коммуникабельностью. На данный момент выделяют 4 главные компетенции (4к), наиболее актуальные на нынешнем этапе развития общества и экономики: креативность, коммуникативность, коллаборация и критичность[1].

Предполагается, что компетенции необходимо развивать на протяжении всей жизни, поэтому существует множество методик их развития и сфер применения.  В сфере культуры и искусства на первый план, зачастую, выходит именно навык коммуникативности. Под навыком коммуникативности подразумевается способность к взаимодействию, в ходе которого формируются и устанавливаются межличностные отношения и передается информация в процессе общения[2]. Она обеспечивается распространением иностранных языков, культурными связями, информационным полем, общественными контактами и т.д. Навык коммуникативности, так или иначе, развивается у человека ежедневно, так как в современном мире ему необходимо взаимодействовать не только с другими людьми, но и с огромным количеством информации.

В рамках развития навыка коммуникативности часто рассматривают умение работать с текстом: концентрирование внимание на содержании, устанавливать основную мысль текста, делить его на смысловые части, выстраивать взаимосвязи между текстовыми элементами и т.п.[3]. При этом стоит учитывать, что текст - это знаковая система, связная последовательность символов. Исходя из этого можно предположить, что произведения визуального искусства, которые представляют собой читаемый текст, являются одним из средством развития навыка коммуникативности.

Соответственно, пространства музеев становятся пространствами не только межличностной коммуникации, но и коммуникации с произведениями искусства. Человек в музейном пространстве должен взаимодействовать как с “текстом” самого произведения искусства, как знаковой системы, так и с окружающими его людьми.  Этот принцип является основой музейной педагогики[4]. Музейный педагог, в свою очередь, должен обладать компетенциями, позволяющими быть медиатором, который выстраивает коммуникацию одновременно со зрителем, с самим произведением искусства и общую коммуникацию между ними. Методы и способы построения коммуникации между произведением и зрителем будут различаться от посетителя к посетителю. В качестве музейного педагога могут выступать экскурсоводы и лекторы музейно-образовательных программ. На примере Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова можно рассмотреть несколько видов образовательной деятельности, развивающих навык коммуникативности.

На данный момент Красноярский музей им. В.И. Сурикова проводит  образовательные мероприятия с разной периодичностью, а так же предоставляет обзорные экскурсии. Экскурсии считаются наиболее доступной формой музейной коммуникации. В данном случае посетитель учится работать и с текстами произведений, и с экскурсионным текстом. Канва экскурсионного текста едина для всех экскурсоводов, однако итоговый результат будет отличаться от экскурсовода к экскурсоводу в зависимости от знаний, интересов и опыта. Экскурсия строится, с одной стороны, на фактических данных о произведениях, с другой стороны, на личном понимании произведений экскурсоводом. На протяжении экскурсии экскурсовод выбирает для себя несколько произведений, на которых он акцентирует внимание, выполняя роль майевтика: он задает наводящие вопросы, подводит посетителя к сути и идеи произведения. Это помогает посетителю выстроить коммуникацию с произведением, научится читать его как текст.

По похожему принципу выстраиваются программы “Музейный лекторий” и “Факультет искусств”. “Музейный лекторий” представляет собой лекции (иногда циклы лекций), которые проводят сотрудники музея. Тема выбирается в зависимости от интересов лектора. Коммуникация  в процессе лекции выстраивается с лектором как с личностью (на основе интересующей его темы), с лектором как с искусствоведом и с педагогом, с произведениями искусства, а также между самими посетителями. Лекции строятся таким образом, чтобы посетители получили не только фактическую информацию, но и поучаствовать в обсуждении проблематики лекции. Лектор является медиатором беседы, вопросами и пояснениями подводит слушателей к сути своего текста.

На “Факультете искусств” посетитель также взаимодействует с лекторами, произведениями и между собой. Отличием от “Музейного лектория” является продолжительность - за 3-4 месяца посетители изучают предложенный преподавателями определенный период в истории искусства. Занятия делятся на лекции и семинары. На лекциях дается теоретический текст об историческом контексте, особенностях периода, стилей и художниках, а так же теория и философия искусства в целом. Посетителям дается неделя на осмысление текста и рефлексию над ним,а так же домашнее задание на самостоятельный поиск информации и анализ произведений. На семинарах преподаватель учит применять полученную теоретическую информацию через диалог с произведением и его анализ. Семинар ведется в режиме обсуждения. В финале курса посетители выбирают произведение, и самостоятельно выстраивают с ним диалог, результат предоставляют в качестве анализа произведения. Таким образом, образовательная программа “Факультет искусств” наиболее комплексно направлена на развитие навыка коммуникативности, не только за счет работы с фактологическими текстами и текстами-произведениями, но и за счет самостоятельной работы, рефлексии, и устного изложения своих мыслей и идей.

За счет того, что музейное пространство содержит в себе множество текстов-произведений, а работники обладают необходимыми компетенциями в искусствоведческой, культурной и педагогических сферах, посетители музеев в процессе общения как с произведениями, так и с сотрудниками, могут успешно развивать “гибкий навык” коммуникативности. При этом развитие коммуникативности может происходить и в процессе обсуждения своего опыта уже после посещения музейного пространства. Соответственно, музейные образовательные программы могут стать одним из универсальных средств развития навыков коммуникативности.

 

Список литературы:

  1. Панов Н.А., Зайцева К.С. Формирование компетенций “4К” (критическое мышление, креативность коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных рекомендаций. Методические рекомендации. Спб.: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. 34 с.
  2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.  СПб.: Питер, 2001. 383 с.
  3. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сборник научных статей, 2009.  № 9. 102 с.
  4. Столяров Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для музейных педагогов и студентов гуманитарных художественных вузов. Спб.: ГРМ, 2013. 316 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий