Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2024 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гнилицкая И.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(79). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 119-125.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Гнилицкая Ирина Александровна

аспирант ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет,

РФ, г. Барнаул

АННОТАЦИЯ

В статье осуществлен теоретический анализ изменений в самосознании современных женщин. С одной стороны это приобретение независимости, профессиональная активность, а с другой снижение традиционных ценностей женственности, материнства и семейного очага. Анализируются возникающие на этом фоне противоречия в невозможности женщине эффективно выполнять роль профессионала и одновременно жены и матери.

АBSTRACT

The article provides a theoretical analysis of changes in the self-awareness of modern women. On the one hand, it is the acquisition of independence, professional activity, and on the other hand, the decline in the traditional values of femininity, motherhood and the family hearth. The contradictions arising against this background in the inability of a woman to effectively perform the role of a professional and at the same time a wife and mother are analyzed.

 

Ключевые слова: самосознание, женское самосознание, материнство, женственность.

Кeywords: self-awareness, female self-awareness, motherhood, femininity.

 

В современном мире мы постоянно сталкиваемся с событиями и явлениями разного характера, к благоприятным мы можем отнести научные достижения, гуманизация и толерантность общества, стремление к снижению неблагополучия, а к менее благоприятным наличие экологических проблем, конфликты между государствами и внутри них. Все это определяет динамичность жизни  человека в актуальном времени, а также оказывает влияние на его сознание и самосознание [5, 16].

С. Д. Гусейнова считает, что на самосознание современного человека воздействуют много внешних факторов, которые приводят к специфическим положительным и отрицательным изменениям. С одной стороны в век технологий, человек обладает большим количеством разной информации и наука становится ему ближе и доступнее. Это стимулирует осознанное отношение к себе и к окружающему миру, перед ним открыты все возможности и он может достигать любых вершин. У него есть много свободы и вместе с тем гуманности в его действиях. С другой стороны, современный человек – это потребитель, который стремится к внешним благам, отводя внутреннему содержанию второстепенную роль. Человек относится ко всему как к вещам, которые легко можно заменить. Все это находит отражение в самосознании современной личности [13].

В частности отмечаются значительные изменения в самосознании женщины. Активное включение женщин в общественную и профессиональную жизнь, рост независимости открывает больше возможностей, но наряду с этим растет и количество предъявляемых требований к женщине со стороны социума. Традиционно на протяжении многих веков одним из важнейших предназначений женщины выступало материнство. На сегодняшний день приоритетность этой ценности снижается (К. В. Адушкина [9], А. О. Баталова, Н. Н. Васягина [10], Е. В. Мочалов [19], Т. Л. Шабанова [25] и др.). 

Совмещение профессионального и материнского труда было обозначено как проблема уже в советские времена, и до сих пор не теряет своей актуальности [23].

Тема женщины, женственности, силы женщины встречается в работах многих исследователей. Устоявшимися ассоциациями с женской природой являются такие внутренние качества, как мудрость, покорность, терпение, тактичность, эмпатия. В работах ранних авторов женщина – это создание уюта и любви в доме, женщина – это душа семьи, у нее не возникает внутренних конфликтов, она живет в согласии с собой и другими  [19].

П. Н. Евдокимов придерживается мнения, что естественные назначения женщины – это давать жизнь и материнскую любовь. В них кроется истина женской природы, которая всегда отличалась жертвенностью и готовность все отдать ради спасения других. Такие взгляды на женское самосознание обусловлены исключительно религиозными влияниями прошлых веков [14].

Новые представления о женщине были внесены марксистскими идеологами: Ф. Энегельс, А. Бебель и К. Цеткин [23]. Эти взгляды дают начало идеям равноправия и возможности выполнять не только материнские функции, но и приносить пользу обществу, реализовываться в профессии. Материнство при этом оставалось главным предназначением, которое нуждалось в государственной поддержке. Большой вклад в данную проблему был внесен А. М. Коллонтай, которая говорит «Женщина – она и гражданка и мать». Данная концепция была ведущей в политике в период СССР, она находит свое продолжение в основе современных массовых воззрений на материнство и социальные роли женщины. Можно предположить, что такое сочетание негативно сказывается на институте семьи и детства в ХХI веке, ценность материнства снижается [22,].

По мнению Е. В. Мочалова и И. В. Емелькиной современный женский образ содержит себе по большей части внешние качества, а внутреннему миру уделяется гораздо меньше внимания [19]. А. О. Баталова также приходит к выводу, что внешность для современной женщины одна из важных ценностей. При этом у участниц ее исследования была выявлена  рассогласованность отношений с членами семьи женщины (родители, дети), а также конфликты и борьба за власть с мужчинами [2].

В стремлении к равноправию у женщин все сильнее развиваются традиционно мужские черты. Современное общество диктует женщине то, что на первом месте должна быть профессия и карьера, а потом уже семья. Вся деятельность женщины, так или иначе, связана с продвижением в профессии. При таких обстоятельствах лишь незначительное внимание уделяется детям, и это время носит скорее формальный характер, с недостаточным проявлением любви и нежности. Работа отнимает много времени, на другую деятельность фактически не остается сил. Женщина вынуждена зарабатывать себе на существование, т. к. жизнь в эпоху потребительства имеет огромное влияние на сознание и отношение человека к окружающему миру. Образ жизни современной женщины все больше напоминает мужской. В результате женская сущность истощается, с риском полной утраты [19].

Н. Н. Васягина и К. В. Адушкина отмечают, что рост экономической и социальной независимости женщин способствуют становлению новых отношений в семье и изменяет самосознание женщины. Современные женщины продолжают осознавать себя, как носителя различных семейных функций, но субъективная значимость этих ролей снижается. Часто женщины испытывают конфликт между семейными и профессиональными ролями. В своем исследовании, авторы пришли к выводу, что более счастливыми в семейной жизни чувствуют себя женщины, для которых характерны когнитивная простота и склонность к симбиозу в отношениях. Но отмечается и обратная сторона таких отношений, это ощущения зависимости и несамостоятельности. Со своими детьми отмечаются положительные отношения у современных женщин, они стремятся развивать их активность и установить дружеский контакт [9].

Другую проблему в отношениях с детьми у женщин видит О. В. Третьякова. Нынешнее общество подталкивает женщин к демонстрации новых стратегий поведения: полный отказ от возможности стать матерью или тенденция родить ребенка, используя менее естественные способы. Одними из самых распространенных трендов материнства являются: позднее рождение первого ребенка (в 30 лет и старше); позднее вступление в брак; осознанная и тщательная подготовка к решению вступить в брак и завести ребенка; большие промежутки в рождении между первым и последующими детьми или решение о том, что одного ребенка достаточно; наличие высшего образования и карьеры на момент рождения первого ребенка; финансовая и эмоциональная независимость женщины.  Вероятно, что все это результат изменений в самосознании современной женщины [17].

Все более популярным становится движение «чайлдфри» (от англ. childfree - свободный от детей), суть которого заключается в осознанном принятии решении женщины не заводить детей. Такое решение обусловлено исключительно внутренними причинами, с отсутствием физиологических проблем в репродуктивных функциях.  Важным фактом также является рост распада молодых семей, увеличение количества детей-сирот, в том числе при живых родителях. Часто в социальных сетях и других СМИ появляются информация о жестоком обращении с детьми, совершенное с участием матери.

При наличии ребенка у женщины, общество и здесь выдвигает высокие стандарты, требуя полной вовлеченности в воспитании ребенка без потери эффективности в профессии. Сохранять постоянный баланс этих сфер практически невозможно и женщина снова сталкивается с осуждением и непринятием. Чувство вины становится постоянным спутником, а не желание быть матерью растет или переносится на более поздний срок [17].

Е. В. Мочалов и И. В. Емелькина отмечают, что женственность необходима современному обществу, воспитывающему в женщине мужеподобные черты, изменяющему её антропологический тип, делающего её по природе идентичной мужчине, тем самым искажающего её, разрушающего её тайну, харизматическое состояние, дарованное женщине [19].

Таким образом, становление самосознания современных женщин происходит в условиях новых ценностей [20, 23, 25]. Внешняя сторона этих изменении состоит в том, что женщина – это символ успешного совмещения работы, брака и материнства. А внутренняя сторона состоит из различных сложных чувств и переживаний (вина, стыд, тревога и т.д.). Общество выдвигает множество требований к образу женщины, они продиктованы изменениями культурных, социальных и политических норм. В приоритете мобильность и гибкость женщины, ее умение совмещать все сферы жизнедеятельности, достигать больших высот. Но выполнение этих установок в реальности является практически невыполнимой задачей. В итоге женщина вынуждена расставлять приоритеты, создание семьи и рождение детей отходят на второй план. Для современных женщин семья остается значимой ценностью, но все чаще они стремятся сначала самоактуализироваться: получить образование, продвинуться по карьерной лестнице, добиться финансовой самостоятельности и т.д. Такая расстановка приоритетов может приводить к утрате традиционной женской сущности. Можно сделать вывод, что с одной стороны в самосознании современной женщины есть много положительных изменений: приобретение независимости, осознанность, активность и самостоятельность. А с другой есть и негативные изменения: снижение традиционной значимости роли женщины в семье. В современном мире женский образ отражает в основном внешние качества, а внутренний мир отходит на второй план, наблюдается рассогласованность отношений женщины с родителями, мужчинами и детьми. Современные женщины продолжают осознавать себя, носителями различных семейных функций, но субъективная значимость этих ролей снижается. Женщины все чаще сознательно отказываются от материнства или стремятся родить ребенка различными не естественными способами. Между тем общество остается требовательным к женщине, помимо ее естественного предназначения, женщине транслируется то, что необходимо заниматься своим внутренним развитием, достигать профессиональных успехов, двигаться по карьерной лестнице. В силу этого наблюдается сильная напряженность внутриличностного конфликта женщины о совмещении профессиональных и семейных ролей, что может приводить к утрате традиционной женской сущности.

 

Список литературы:

  1. Абульханова К. А., Славская А. Н. Сознание личности как проблема. Часть 3. // Современные философские исследования. – Москва, 2020. - № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soznanie-lichnosti-kak-problema-chast-iii
  2. Баталова А. О. Особенности самосознания женщин в контексте телесности // NovaInfo 130 [Электронный ресурс]// Алтайский государственный университет. -2022.– Режим доступа: https://novainfo.ru/article/18977
  3. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / под ред. А.С. Батуева. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. - 347 с.
  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: АСТ, 2019. - 320 с.
  5. Богданова Н. А., Сергина Е. А. Ценности национального самосознания современной молодежи // Научно-методический журнал «Школа Будущего». - Москва, 2021. - №1. – С. 224-231. - Режим доступа: https://schoolfut.ru/article/2021-1_224/
  6. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. – Минск. - 2020. - Том 8, №1. - С. 6.
  7. Валеева Е.Х. Психологические особенности отношения девушки к себе как будущей матери: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. – 96 с.
  8. Вареца Е. С., Белоус О. В., Олешко Т. И. Гендерная идентичность и особенности её формирования в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. – Москва, 2022. - №2. – С. 109-111.
  9. Васягина Н.Н., Адушкина К.В. Семейное самосознание женщины: психологический практикум. - Урал.гос. ун-т. Екатеринбург, 2015.–217с.
  10.  Васягина Н. Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 138-144.
  11. Воронина О. А. «Новое» материнство: философско-антропологический   взгляд // Философская школа. - Москва, 2018. – № 6. – С. 104-108. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36541640
  12. Гужва И. В. Психологические особенности женщин с комплексом материнской неполноценности // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2022. - №5, С. 80-94.
  13. Гусейнова С. Д. Самосознание человека в современном мире: некоторые новые факторы влияния // SciencesofEurope. – Баку, 2021. – С. 1-7.
  14. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира. – Минск: Лучи Софии, 2017. – 280 с.
  15. Куликов Л. В., Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета.- Москва, 2020. – С. 135-167.
  16. Курган А. А. Самосознание молодежи и общество потребления // Организация работы с молодежью. – Томск, 2021. -№ 2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48622804
  17. Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., Малинок А. И. Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии // Педагогическое образование в России. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-otnoshenie-k-materinstvu-u-zhenschin-rossii-i-belorussii).
  18. Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О., Малинок А. И., Нуруллина Э. Р. Институт материнства в современных социально-экономических условиях с позиций феноменологического подхода // ВЭПС. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-materinstva-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-s-pozitsiy-fenomenologicheskogo-podhoda
  19. Мочалов Е. В., Емелькина И. В. Онтологическое основание женской ментальности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – Москва, 2018. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskoe-osnovanie-zhenskoy-mentalnosti
  20. Саночкина А. В., Васягина Н. Н. Специфика самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение // Педагогическое образование в России. – Москва, 2021. - №6. – С. 94-99.
  21. Устинова, Н.А. Семейное самосознание женщины как предмет изучения индивидуальности /Н.А. Устинова //Журнал практического психолога. - М., 2008. - № 2. – С. 167 – 173 (0.3 п. л.).
  22. Фатенков А. Н. Философия К. Маркса в восприятии экзистенциального реалиста // Философская антропология. – Москва, 2018. - №2. . - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-k-marksa-v-vospriyatii-ekzistentsialnogo-realista
  23. Фахрудинова Э. Р., Суворов В. В. Философия материнства: от ценностей марксизма к ценностям общества потребления // Манускрипт. – Москва, 2021. -№7. С.1404-1408. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-materinstva-ot-tsennostey-marksizma-k-tsennostyam-obschestva-potrebleniya/viewer
  24. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 308 с.
  25. Шабанова Т. Л., Иванова И. А. Психологические причины трудности создания семьи у женщин фертильного возраста, никогда не состоявших в браке // Проблемы современного педагогического образования. – Нижний Новгород, 2021. - №2. - С. 397-400.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.