Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2023 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «ГЛАЗА ГОРЯ» ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ ПРОЦЕССА ГОРЕВАНИЯ
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье предложена авторская арт-терапевтическая техника, помогающая адаптации происходящего при проживании фазы прорыва эмоций процесса горевания.
ABSTRACT
This article presents and apply into practice a new art-therapy technique which can help to accept Reality during same stage of grief.
Ключевые слова: горевание, арт-терапия, арт-тераптические практики, фаза прорыва эмоций, отрицание, подавление горевания, защитные механизмы психики.
Keywords: grief, art therapy, art therapy techniques, stages of grief, denial, repression, defence mechanism.
Горевание после утраты или потери – многоэтапный, многогранный и крайне важный для психического здоровья и адаптационных способностей психики человека процесс. Психологическое сопровождение человека в процессе горевания представляет собой тонкую работу, в которой должны сочетаться бережное обхождение с защитными механизмами психики, обеспечивающими человеку выживание и функционирование в условиях проживаемой потери, но, вместе с тем, недопущение застревания на одном из этапов горевания в течение длительного времени (в зависимости от тяжести процесса и ригидности психики) и, как следствие, отсрочивания или подавления горевания. В подобных условиях одними из наиболее эффективных инструментов работы психологического сопровождения являются техники арт-терапии, так как позволяют терапевту обеспечить именно сопровождение клиента в его процессе.
Ниже будет представлена техника арт-терапии «Глаза горя», которая может эффективно использоваться в двух случаях. Первый: техника применяется для проживания фазы прорыва эмоций [1]. На этом этапе она способна помочь в легализации проживаемых чувств и эмоций, связанных с потерей, а также снять эмоциональный заряд. Второй случай: техника используется в качестве вспомогательного инструмента для выхода из застревания на этапе отрицания случившейся потери, перехода и проживания следующего этапа – фазы прорыва эмоций [2]. При применении техники в этих двух случаях существуют определённые правила и ограничения работы, которые будут описаны после презентации самого инструмента.
Арт-техника «Глаза горя»
Пояснительная записка.
Предлагаем Вам посмотреть прямо в глаза тем историям и процессам, которые Вы сейчас проживаете или прожили. Это может быть непросто, может вызвать отрицание и нежелание в это заходить. Будьте бережны к себе. Но это поможет в острой стадии высвободить непрожитые эмоции и ослабить их остроту, снизить накал чувств и принять происходящее с Вами.
Ваша задача – нарисовать глаза происходящего с Вами и посмотреть в них. Для этого возьмите лист белой бумаги формата А3 и чёрный маркер / фломастер. По желанию можно использовать набор фломастеров разных цветов.
Нарисуйте рамку происходящего – глаз или глаза, как Вам отзывается. Для этого:
- начертите дугу сверху:
Рисунок 1. Арт-техника «Глаза горя», этап рисования рамки
- а затем сверху и соедините их:
Рисунок 2. Арт-практика «Глаза горя», этап рисования рамки
- проделайте эти два этапа снова, если Вы хотите нарисовать два глаза, оставьте один, если Вам кажется, что лучше с одним. Идите за Вашими ощущениями, доверяйте им. Любые Ваши действия будут правильными. Любые размеры, линии, пропорции – верны.
Рисунок 3. Арт-практика «Глаза горя», рамка с двумя глазами
- это будет Ваша рамка или две рамки, в которых Вы нарисуете то, что ощущаете и проживаете, думая о происходящем с Вами сейчас или об уже случившемся и прожитом ситуации, горе, потере, утрате… обо всём, что было для Вас слишком, чересчур, много и невыносимо.
Внутри Вашей рамки, внутри глазного яблока, может быть всё, что угодно. Возможно, Вам захочется бесконечно водить круги… возможно закрасить, зачеркать, заштриховать всё чёрным… возможно даже, захочется выгрузить всё и закалякать всё пространство до дыр…, а возможно Вам необходимо будет тщательно и вдумчиво вырисовывать символы, линии, картинки, фигуры, предметы.
Любое Ваше проживание – будет правильным. Любые глаза горя достойны того, чтобы в них посмотреть.
Правило есть только одно – мы рисуем внутри пространства глаза или глаз, то есть внутри нашей дуги:
Рисунок 4. Примеры арт-техники «Глаза горя»
- рисуем, прорисовываем, добавляем до тех пор, пока не почувствуем внутренний «стоп», это ощущение будет ярким, ощущение того, что всё, Вам больше нечего добавить.
Ваши глаза могут быть с очень коротким выплеском, а могут нести тщательно выведенные линии, символы, фигуры, рисунки.
После того, как Вы почувствовали Ваш внутренний «стоп», и рисунок завершён, засеките три минуты и поднимите картину на уровень Ваших глаз.
Ровно три минуты смотрите в глаза Вашему горю, не отводя своих глаз.
Если Вам не удалось с первого раза не отвести взгляд или не сопротивляться тому, что в Вас поднимается, начните заново. Вы можете начинать столько раз, сколько потребуется.
Постарайтесь выдержать. Если сложно, смотрите, не отводя взгляда, хотя бы в течение одной минуты.
Фиксируйте, по возможности, все чувства, которые поднимаются внутри. Ощущайте их.
- После этого рисунок необходимо сжечь. Это важная и завершающая часть практики. Не игнорируйте её. Сожгите рисунок и сделайте глубокий выдох.
Таким образом, техника «Глаза горя» включает в себя 4 этапа реализации:
1. Пояснение хода выполнения арт-практики и рисование рамки происходящего – глазного яблока.
2. Эмоциональный выплеск, исследование поднимающихся чувств, происходящего и рисование содержания рамки глазного яблока.
3.Признание и осознание происходящего – внимательное исследование нарисованного, взгляд глазами в «глаза» нарисованного.
4. Снятие эмоционального разряда – сжигание рисунка.
При работе с указанной арт-практикой пояснительная записка может быть предоставлена человеку, проживающему процесс горевания, для самостоятельного изучения и последующего обсуждения с сопровождающим его специалистом (при необходимости) и дальнейшего её выполнения уже в сопровождении. Либо арт-практика может быть полностью представлена помогающим пережить потерю или утрату специалистом, однако в этом случае не рекомендуется отклоняться от хода пояснительной записки без каких-то очень веских на то причин, т.к. в ней содержатся ключевые элементы легализации чувств, обязательные элементы выполнения и проч. В случае отклонения от хода арт-практики эффективность её выполнения может пострадать.
В зависимости от того, в каком из описанных случаев (для проживания фазы прорыва эмоций или для преодоления застревания на этапе отрицания) применяется техника существуют определённые нюансы её выполнения. При использовании техники для проживания фазы прорыва эмоций можно с самого начала называть технику её именем и использовать термины «горе» и «горевание». Это позволит человеку лучше осознавать, что с ним происходит. Однако при первом выполнении техники (а выполнение её не ограничено по количеству), нужно быть очень внимательным на предпоследнем этапе реализации – признании и осознании происходящего, т.к. психика может быть не готова к полному осознаванию, процесс может растянуться во времени и взгляд в так называемые нарисованные «глаза горя» может стать слишком болезненным. В этой ситуации достаточно будет минуты или даже 30 секунд на прохождение этого этапа. В любом случае, процесс фазы высвобождения эмоций будет запущен, а эмоциональный заряд снят.
В случае, когда практика выполняется для выхода из застревания на фазе отрицания крайне важным представляется не использовать слово «горе» и «горевание» с самого начала прохождения практики, возможно даже избегание названия арт-практики. В этом случае удачным представляется строго следовать ходу пояснительной записки, т.к. там слово «горе» используется с конкретными терапевтическими задачами - «любые глаза горя достойны того, чтобы в них посмотреть» - для легализации чувств и эмоций от происходящего - и поэтому не вызывают реакцию отрицания, но помогают понять и принять происходящее, а также один раз в центре текста, так, чтобы примирить клиента с реальностью, но при этом не входить в конфронтацию с психологической защитой отрицания, акцентируя внимание на этом.
Описанная техника была применена в группе из 5 человек, проживающих процесс горевания. Разрешение на публикацию результатов прохождения арт-практики «Глаза горя» было получено у них уже после завершения сессии с психологом-консультантом, во время прохождения практики испытуемые об этом не знали. В испытуемой группе два человека застряли в фазе отрицания и, как следствие, подавляли дальнейший процесс горевания после перенесённых потерь, трое проживали фазу проживания прорыва эмоций.
Для оценки эффективности проведённой арт-терапевтической практики «Глаза горя» использовалось две шкалы оценки состояния, которые показали схожие результаты. Первая - устный опрос: участников просили оценить своё внутреннее состояние до и после проведения практики по шкале 0 до 7, где 0 – я чувствую себя спокойно и безопасно, а 7 – мне очень тревожно и неспокойно. А также использовался тест Спилбергера [3, с.43] для оценки реактивной тревожности до начала и после завершения сессии с применением арт-терапевтической практики.
Как устный опрос оценки состояния по 7-балльной шкале, так и оценка реактивной тревожности Спилбергера [4] показали значительное снижение уровня тревоги и напряжения, при котором у каждого испытуемого до прохождения практики наблюдался высокий уровень тревожности, а после её завершения – умеренный или низкий уровень (см. результаты в приведённой ниже таблице, где указано количество баллов по двум тестам для каждого испытуемого И за каждый тест до начала сессии с применением арт-терапевтической практики и по завершении сессии с применением арт-терапевтической практики):
Таблица 1.
Уровень тревоги до и после прохождения арт-практики «Глаза горя»
|
И1 |
И2 |
И3 |
И4 |
И5 |
|
Тест Спилбергера |
до практики |
72 |
63 |
59 |
80 |
74 |
после практики |
40 |
31 |
20 |
45 |
39 |
|
Устный опрос |
до практики |
7 |
6 |
6 |
5 |
7 |
после практики |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Таким образом, арт-терапевтическая практика «Глаза горя» показала свою эффективность в группе из пяти человек и может быть рекомендована для дальнейшего изучения в качестве вспомогательного инструмента для сопровождения проживания процесса горевания.
Список литературы:
- Каст В. Горевание. Фазы и возможности психологического процесса - Центр гуманитарных инициатив, M.-СПб., 2020 — c.5.
- Каст В. Горевание. Фазы и возможности психологического процесса - Центр гуманитарных инициатив, M.-СПб., 2020 — c.52.
- Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О. А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, с.43-44.
- Тест тревоги Спилбергера [Электронный ресурс] Режим доступа: https://therapy.irkutsk.ru/doc/spilberg.pdf (дата обращения: 11.07.2023).
дипломов
Оставить комментарий