Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2023 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Видавская Д.А. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ В ФОКУСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(64). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 100-106.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ В ФОКУСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Видавская Дарья Александровна

студент магистратуры Российского государственного социального университета,

РФ, г. Москва

THE PROBLEM OF CHILD PSYCHOLOGICAL TRAUMA IN THE FOCUS OF RUSSIAN RESEARCHERS

 

Daria Vidavskaya

master's student Russian State Social University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор отечественных исследований на проблему детской психологической травмы. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на формирование детской психологической травмы, а также представлены последствия детской психологической травмы.

ABSTRACT

The article presents an overview of Russian research on the problem of child psychological trauma. The main factors influencing the formation of child psychological trauma are identified, and the consequences of child psychological trauma are presented.

 

Ключевые слова: детская психологическая травма, травматизация, травматическая игра, стресс, психотерапия, детство, взрослый возраст.

Keywords: child psychological trauma, traumatization, traumatic game, stress, psychotherapy, childhood, adulthood.

 

В настоящее время достаточно большое количество трудов и исследований в психологии посвящено изучению понятия, причин и последствий детской психологической травмы.

Детская психологическая травма представляет собой определенное эмоционально болезненное стрессовое событие, которое в последствие оказывает существенное влияние на формирование структуры личности. З. Фрейд в своих исследованиях довольно часто подчеркивал, что многие проблемы взрослого человека имеют определенный фундамент, а именно – травматичные события, которые происходили с человеком в детстве [1].

Действительно, в детском возрасте у человека закладываются основы личности, формируются представления о социуме, о специфике выстраивания отношений, и, как следствие, деструктивные, стрессовые ситуации создают своего рода плацдарм для формирования психологической травмы.

Пристальное внимание следует уделить травмирующим отношениям в паре: взрослый – ребенок. В силу своих физиологических и психических особенностей ребенок заведомо уязвим перед давлением взрослого человека. В раннем возрасте дети полностью зависят от взрослых и не способны защитить себя физически и эмоционально. В итоге те травмирующие события, которые происходят в детстве, в большинстве случаев оказывают определяющее, и чаще всего негативное влияние на всю жизнь человека. Важно понимать, что сценарии родительского воспитания зачастую передаются из поколения в поколение на неосознанном уровне. Взрослый человек зачастую ведет себя соответственно определенному жизненному «сценарию» и установкам, который формирует его психика еще в детстве на основании посланий родителей и других значимых взрослых. Значительная часть этих установок и сценарием вовсе не способствуют успеху индивида и его счастливой жизни [2].

Многие авторы отмечают, что ошибки в воспитании становятся источником многих детских травм. Это может выражаться в нездоровом отношении матери или отца к ребенку, недостаток или избыток внимания, контроля, когда вступают в силу родительские предписания, противоречащие сущности, темпераменту, характеру, желаниям и потребностям ребенка.

Поскольку ведущей фигурой для ребенка является мать, именно ее отношение в детском возрасте будет определять поведение этого ребенка во взрослом возрасте. Эмоциональная холодность со стороны матери (реже - отца) является одним из основных психотравмирующих факторов. В ситуации, когда мать не проявляет по отношению к ребенку необходимого ему внимания, не демонстрирует эмоциональной включенности, интереса к ребенку и его деятельности, (в силу большой занятости, сосредоточенности на своих проблемах, своих личностных особенностей или по иным причинам), эмоциональный контакт с ребенком отсутствует, и ребенок чувствует себя отвергнутым.

Нередко встречается и противоположная ситуация, когда ребенок становится для матери «сверхценностью», мать не хочет или не может ему что-либо запрещать и стремится исполнять любые желания, часто требуя того же и от окружающих. Однако наличие правил для ребенка необходимо, в том числе для того, чтобы ребенок мог понимать, что в жизни существуют ограничения и столкновение с ними не стало для него непреодолимым препятствием к социализации и достижении успеха. Также в числе основных психотравмирующих факторов необходимо отметить гиперопеку, не позволяющую ребенку получить достаточно свободы для познании мира, самореализации, что приводит к неуверенности в себе и своих силах или неумении справляться с трудностями.

Нередко родители склонны возлагать на ребенка чрезмерные ожидания и надежды. Зачастую эти ожидания связаны с тем, что им не удалось реализовать в собственной жизни, и они ожидают, чтобы успехи ребенка компенсируют их прошлые неудачи.

Тяжелая психологическая травма вызывает нарушение работы нейроэндокринных систем организма. Травма влияет на основные регуляторные процессы в стволе головного мозга, лимбическом отделе мозга (эмоции, память, регуляция возбуждения и аффекта), неокортексе (восприятие себя и мира), а также на интегративное функционирование различных систем центральной нервной системы. Травматические переживания сохраняются в теле и разуме ребенка, и страх, возбуждение и диссоциация, связанные с первоначальной травмой, могут продолжаться после того, как угроза опасности и возбуждение утихнут [3].

Развитие способности регулировать аффект может быть подорвано или нарушено травмой, и у детей, подвергшихся острой или хронической травме, могут проявляться симптомы перепадов настроения, импульсивности, эмоциональной раздражительности, гнева и агрессии, беспокойства, депрессии и диссоциации. Ранняя травма, особенно травма, созданная родителями, может заметно изменить восприятие ребенком себя, доверие к другим и восприятие мира. У детей, перенесших тяжелую раннюю травму, часто развивается укороченное представление о будущем. Они начинают ожидать, что жизнь будет опасной, что они могут не выжить, и в результате они отказываются от надежд и ожиданий, связанных со своим будущим.

Рассмотрим особенности исследования детских психологических травм в фокусе отечественных исследований.

Э. Г. Эйдемиллер в своем исследовании подчеркивает, что детская психологическая травма является «особой жизненной ситуации, которая заключает в своей структуре определенные внешние факторы, а также субъективные переживания, или эмоциональные реакции» [4].

Е.С. Калмыкова составила классификацию детских травм, разделив их на:

  • шоковую травму, которая часто является внезапной, может быть связана с угрозой для жизни в восприятии ребенка;
  • травмы, носящие длительный характер и оказывающие  длительное воздействие на психику;
  • хронические травмирующие факторы, которые могут проявляться, например, в пренебрежительном или жестоком обращении;
  • психическую депривацию, которая может приводить к неудовлетворению определенных базовых потребностей ребенка [5].

Д. Н. Исаев в своем исследовании сгруппировал факторы, которые потенциально могут оказаться травмирующими: основной или базовый страх; смена условий жизни; смена социальной группы, которая влечет за собой определенные конфликты внутри коллектива; конфликтные ситуации внутри семьи, когда ребенок систематически подвергается стрессу [6].

И. М. Никольская в своем труде выделяет ряд ситуаций, которые оказывают наибольшее воздействие на формирование детской психологической травмы: неуспехи в среде сверстников; смерть близкого человека; болезни; страхи; материальные потери [7].

Воздействие экстремального травматического стресса влияет на людей на многих уровнях функционирования: соматическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и характерологическом. Детская травма создает основу для различных психических расстройств, таких как пограничное расстройство личности, диссоциативные расстройства, девиантное поведение, расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами [8].

Травма приводит к множеству проблем с регулированием аффективных состояний, таких как гнев, тревога и сексуальность. Крайнее возбуждение сопровождается диссоциацией и потерей способности выражать чувства словами. Неспособность установить чувство защищенности и безопасности приводит к характерологическим адаптациям, которые включают проблемы с самоэффективностью, стыдом, ненавистью к себе, а также проблемы в преодолении межличностных конфликтов. Такие проблемы выражаются либо в чрезмерной зависимости, либо в социальной изоляции, недоверии и неспособности установить взаимоприемлемые отношения [9].

Травматические переживания по своей сути сложны. Каждое травмирующее событие состоит из различных травмирующих элементов.

Дети, подвергшиеся травме, испытывают субъективные реакции на эти различные моменты, которые включают изменения в чувствах, мыслях и физиологических реакциях. Столкнувших с травмирующим фактором, дети могут рассматривать ряд возможных защитных действий в разные моменты, но не все из них они могут или предпринимают попытки воплотить по тем или иным причинам. Мысли и действия детей в различные моменты времени могут привести к чувству конфликта, а затем к чувству замешательства, вины, сожаления или гнева. Травма возникает в широком контексте, который включает личные особенности детей, жизненный опыт и текущие обстоятельства. Детская травма возникает в рамках широкой экологии жизни ребенка, состоящей из как внутренних, так и внешних для ребенка факторов. Внутренние факторы ребенка включают темперамент, предшествующую травму и психопатологию в анамнезе, внешние – окружающую семейную, общественную и культурную среду.

Травматические события часто вызывают вторичные проблемы, жизненные изменения и тревожные напоминания в повседневной жизни детей. Травматический опыт влияет на семью и более широкие системы ухода. Дети включены в более широкие системы ухода, включая их семьи, школы и сообщества. Травматический опыт, потери и постоянная опасность могут существенно повлиять на эти системы ухода, что приведет к серьезным нарушениям взаимодействия воспитателя и ребенка и отношений привязанности [10].

Также многие исследователи подтверждают, что собственные страдания и заботы опекунов могут ухудшить их способность поддерживать травмированных детей или сознавать, что выбранные способы воспитания и обращения травмируют ребенка. В свою очередь, сниженное чувство защищенности и безопасности у детей может помешать их способности позитивно реагировать на усилия родителей и других опекунов по оказанию поддержки, даже если таковые предпринимаются.

Е. Пагудина также отмечает значимость культурного фактора в вопросе детской травмы. Культура может сильно влиять на значение, которое ребенок или семья приписывают определенным типам травмирующих событий, таких как сексуальное насилие, физическое насилие и самоубийство. Культура также может сильно влиять на то, как дети и их семьи реагируют на травмирующие события, в том числе на то, как они переживают и выражают страдания, раскрывают личную информацию другим, обмениваются поддержкой и обращаются за помощью. Таким образом, культура тесно переплетена с травмирующим опытом, реакцией и восстановлением [11].

Исходя из анализа исследований, можно сделать вывод, что детская психологическая травма формируется в результате воздействия определенных внешних негативных факторов. При этом следует отметить, что последствия детской психологической травмы могут варьироваться, в зависимости от индивидуальных особенностей личности [8].

У взрослых людей последствия психологической травмы, произошедшей в детстве, могут проявляться в развитии депрессии, в раздражительности, немотивированной агрессии и постоянном чувстве вины. Это отрицательно сказывается на восприятии человеком себя и мира, жизненном успехе и благополучии, построении взаимоотношений с другими, В результате человек не может жить полноценной жизнью, постоянно испытывая трудности в общении и личной жизни.

В той или иной степени детские травмы возможно исцелить во взрослом возрасте под наблюдением грамотного специалиста: психотерапевта или психолога. Опытный специалист с помощью различных методов психотерапии способен помочь человеку внутренне переработать последствия своей травмы, и найти пути преодоления вызванных ею отрицательных последствий [13].

 

Список литературы:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. и вступ. ст. Боковикова А. М. Москва: 1995. 292 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. М. : Мысль, 1991. 259 с.
  3. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  4. Эйдемиллер Э. Г. Детская психиатрия: Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2005. 1120 с.
  5. Калмыкова Е. С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3.
  6. Исаев Д. Н.  Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.
  7. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 507 с. 
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб. : Питер, 2001. С. 256–269.
  9. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. — Москва: Шанс, 1992. 96 с.
  10. Мазур Е. С., Хруленко-Варницкий И. О. Психотерапия психической травмы. М. : ГНЦССП им. В. П. Сербского, 2011.  20 с.
  11. Погудина Е. Исцеление Внутреннего ребенка. М. : Litres, 2019. 264 с.
  12. Решетников М. М. Психическая травма. СПб. : Восточно-Европейский институт Психоанализа, 2006. 322 с.
  13. Шашмурина Ю. Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 10. С. 217–220.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий