Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИННОВАЦИОННЫЙ ИГРОВОЙ МОДУЛЬ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗУН В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО
АННОТАЦИЯ
В данной статье описывается инновационная технология, в которой средством достижения ЗУН у детей дошкольного возраста в различных областях, является игровой модуль.
Ключевые слова: инновационная игровая технология, игровой модуль.
В связи с внедрением ФГОС ДО каждый педагог ищет инновационные технологии, идеи для своей педагогической деятельности.
Объединяя обучение и воспитание в целестной образовательный процесс, данное методическое пособие дает возмажность педагогу построить педагогу деятельность на основе индивидуальных способностей каждого воспитанника, создать условия, при которых сам же ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование инновационного методического пособия обеспечивает равенство возможностей, полноценного развития каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Инновация данной технологии заключается в том, что используется авторское пособие с разработанными игровыми ситуациями по обучению татарского и английского языка.
Данное дидактическое пособие «Растем играя!» ( «Уйный – уйный үсәбез!», «Growing up playing!» ) предназначено для детей от 2 до 7 лет. Пособие может использоваться как на занятиях, так и в режимных моментах. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии с темой занятия. Пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: внедрение инновационного модуля для развития у дошкольников ЗУН в различных областях с учетом ФГОС ДОО.
Задачи:
- воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
- способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников познавательный интерес к различным образовательным областям;
- совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
Что такое технология игрового обучения? Это способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии — это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (языкового, математического, естественно- экологического и др.)
Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
Зачем нам нужно методическое пособие “Растём играя”? В первую очередь, оно помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Так же это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто достает данное пособие и с радостью повторяет пройденное.
Данное пособие отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
– информативен;
– мобилен;
– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами , несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Так же как после каждой игры, мы ждем каких то результатов. Результатами использования данного пособия являются:
– быстрое запоминание английских,татарских слов и словосочетаний;
– проявление повышенного интереса к содержанию;
– проявление самостоятельности при работе с пособием;
– проявление интереса со стороны родителей. (И это не мало важно!)
Варианты использования.
Методическое пособие «Растем играя!» многофункционален, он состоит из четырех игр, которые несут определенную цель. Многофункциональность заключается в том, что можно использовать данное пособие в сюжетно-ролевых играх, в организованной деятельности, в режимных моментах, на прогулке. Хорошо подходит для индивидуальных занятий, так и для занятий в группах, где одновременно могут играть несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому: задания, подразумевающие умение считать, читать, описывать на английском, татарском языках.
Содержание игры:
- Игра «Предложи новый наряд».
- Игра «Цветочная поляна».
- Игра «Повар».
- Игра «Командир».
1.“Предложи новый наряд”
(авторские стихи на татарском языке Сабировой Г.М.)
Цель: Способствовать умению дать характеристику одежде, ее описанию.
Задачи:
- Закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях.
- Формировать умение детей общаться со сверстниками, используя словарный минимум.
- Воспитывать интерес к игре, дружелюбию, умению слушать товарища, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Игровая задача: Алсу и Азат хотят пойти гулять, но они не одеты. Помоги Азату и Алсу собраться на прогулку.
Правила:
Организационные: В данной игре могут участвовать 1-2 человека. При обучении роль ведущего выполняет взрослый, далее роль ведущего выполняет ребенок.
Дисциплинарные: При ознакомлении с игрой, взрослый контролирует ход игры и знакомит детей с новыми татарскими словами. После освоения детьми словарного минимума, они могут самостоятельно играть, без контроля взрослого.
Игровые: Выбрать необходимую одежду для Алсу и Азата, одев правильно назвать одежду на татарском и английском языках и описать ее.
Содержание: “Алсу с Азатом любят ходить на прогулку. Они хотят пойти на цветочную поляну. Но им необходима ваша помощь. В шкафу находится одежда для Алсу и Азата. Помогите им одеться”.
1 вариант игры: Ведущий предлагает детям одеть Алсу и Азата на прогулку по собственному замыслу и рассказать в чем они пойдут гулять.
2 вариант: Ведущий говорит кого во что одеть, используя стихотворную инструкцию, а игроки выполняют действие.
Матур күлмәк, калфак киеп
Алсу чыга урамга.
Ул бара аланга
Матур чәчәк җыярга.
Матур яшел түбәтәе
Бик килешә Азатка.
Футболка, чалбар киеп
Ул да бара аланга.
3 вариант: Ведущий предлагает детям одеть Алсу и Азата в национальный костюм.
Игровые действия: Одеть Алсу и Азата в одежду и устно описать во что одеты.
Игровые атрибуты:
•Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка;
• Шкаф с набором одежды для мальчика (футболка, шорты, брюки,) и девочки (платье, юбка, пальто, сарафан) красного, жёлтого, зелёного, синего, белого, чёрного цветов;
•Набор предметов национального костюма.
Элементы игры крепятся с помощью липучек.
Лексическая доза: кыз-girl, малай - boy, күлмәк-dress, чалбар-trousers.
Результат: Ребенок овладевает лексическим минимумом по теме “Одежда” – “Clothes”.
2. “Цветочная поляна”
(авторские стихи на татарском языке Сабировой Г.М.)
Цель: Развивать математические и сенсорные представления детей на английском и татарском языках.
Задачи:
- Выполнять упражнения в счете до 10 на английском и татарском языках.
- Закреплять умение детей правильно называть цвета.
- Способствовать развитию непринужденного диалога между воспитателем и детьми.
Игровая задача: Алсу и Азат пришли на поляну и им хочется поиграть на этой полянке. Чтобы солнышко светило еще ярче, прикрепи лучики к солнышку, располагая их по порядку от 1 до 10; укрась радугу бантиками так, чтобы ленточка соответствовала цветам радуги; поиграй с насекомыми, выполнив задание ведущего.
Правила:
Организационные: В игре принимают участие 1-3 человека. Для игры на этом экране ведущий снимает лучики солнышка, проверяет , чтобы ленточки находились в цветке соответствующего цвета (красный цветок-красная ленточка).
Дисциплинарные: На первым этапе в роли ведущего выступает педагог, в дальнейшем роль ведущего могут выполнять дети.
Игровые: Выигрывает тот, кто правильно украсит радугу ( в определенные цвета), правильно разложит лучики солнышка и посчитает их по порядку на татарском языке, а также рассказать какие цветы и насекомых встретили Азат и Алсу на поляне и выполнит задание педагога без ошибок, играя с насекомыми.
Содержание:
Мин барам, барам, барам
Аланга барам, барам.
Чәчәк җыям матурын
Дустым белән акыллым.
“Вот и пришли Азат с Алсу на волшебную полянку, потому что эта поляна полна различных игр и заданий. А вы любите играть? Тогда помогите Алсу и Азату выполнить 1 задание! Разложите лучики в порядке возрастания и посчитайте их по порядку”. Если дети испытывают трудность, то педагог помогает детям выполнить задание.
2 задание: “Теперь наше солнышко такое яркое и теплое! Ребята, а что после дождя появляется на небе? (Или можно предложить детям отдагать загадку на татарском языке о радуге).
Совершенно верно! Это радуга! Из каких цветов состоит радуга? Назовите по татарски. А теперь, давайте вместе с вами украсим радугу бантиками, чтобы она была еще красивее. Кто с каким цветом желает работать? А ленточки вы найдете в цветке соответствующего цвета радуги, т.е. зеленые ленточки в зеленом цветке. Вот вы и украсили радугу, а теперь давайте посчитаем, сколько бантиков получилось на каждом цвете?»
Болыннарда шаулап үсә
Аллы – гөлле чәчкәләр.
Күбәләкләр очып йөри
Алар да бит сөенәләр.
3 задание: “А сейчас насекомые предлагают вам поиграть с ними”. Каждый ребенок выбирает насекомое, с которым будет выполнять задания педагога.
Задания:
- Посади гусеницу на больщой желтый цветок.
- Божья коровка прилетела и села на маленький красный цветок.
- Бабочка на большой голубой цветок и т.д.
Кто выполнит задания правильно, тот выиграл.
4 задание: Придумай рассказ о волшебной поляне на татарском языке.
Игровые действия: На солнышке расположи по порядку лучики и посчитай их; наряди радугу, привязав ленточку соответствующего цвета, выполни задание педагога “Посади насекомое на цветок”.
Игровые атрибуты: радуга, солнце, цветы, насекомые из цветного фетра, атласные ленты семи цветов.
Лексическая доза: кызыл-red, сары-yellow, кишер-carrot, яшел-green,зәңгәр-blue, шәмәхә-purple, салават күпере-rainbow, кояш-sun, күбәләк-butterfly, камка-ladybug, чәчәк-flowers, зур-big, кечкенә-small.
Результат: Ребенок выигрывает в случае овладения навыками счета в пределах 10, правильно называет цвета, размер и названия насекомых. Придумывает рассказ про волшебную полянку.
3.”Угости”
(авторские стихи на татарском языке Сабировой Г.М.)
Цель: развивать к правильному ведению диалога в сюжетно-ролевых играх, таких как «Магазин», «Угости гостя!».
Задачи:
- Совершенствовать знания детей об овощах, фруктах и продуктах на английском и татарском языках.
- Закрепить умение правильно произносить существительные, прилагательные, называть цвет, размер, счет.
- Продолжить работу над развитием навыков ведения диалогической речи.
- Закреплять умения отвечать на вопросы: «Что это?», «Какой?», «Сколько?»
- Развивать внимание, мышление, память.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Правила:
Организационные: В данной игре могут участвовать 1-3 человека.
Дисциплинарные: Педагог объясняет ход игры и производит контроль игры.
Игровые: выигрывает тот, кто по рецепту смог в магазине купить необходимые продукты для приготовления блюда и приготовил его для членов семьи и угостил, сопровождая диалогом.
Содержание: «После прогулки Азат и Алсу решили помочь приготовить ужин для всей семьи. Давайте поможем Азату и Алсу приготовить угощения, для этого выберите из книги рецептов, что вы будете готовить или придумайте свой рецепт для приготовления блюда. А теперь отправимся в магазин за продуктами. В магазине вам нужно купить необходимые продукты для вашего блюда».
(В качестве продавца на первом этапе выступает педагог, когда дети ознакомятся с этой ролью, то могут самостоятельно играть без прямого участия педагога).
«Магазин» («Кибет», «Shop»).
Цель: учить выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета;
закреплять знания детей по теме «Продукты».
- Исәнмесез! Хәерле көн! Хәлләрегез ничек? (Good afternoon! How are you?)
-Әйбәт, рәхмәт! (I am fine, thank you!)
-Нәрсә кирәк? (What do you need?)
-Кәбестә (кишер,суган,кыяр,алма,бәрәңге,шалкан, помидор) кирәк. (I need carrot, onion, cucumber, apple, potato, turnip, tomato)
-Ничә кәбестә? (How much cabbage do you need?)
-Ике кәбестә(бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун) (One, two, three, four, five, six, eight, nine, ten)
-Биш сум.(1-10) (Five rubles)
-Мә биш сум. (Here is five rubles)
-Мә ике кәбестә. (Here is two cabbage)
-Рәхмәт, сау булыгыз. (Thank you very much. Goodbye)
-Сау булыгыз. (Goodbye)
«Теперь мы закупили с вами продукты и пора приготовить задуманное блюдо по рецепту. Выберите, в чем или на чем вы будете готовить и выложите продукты в посуду». Детям задаются следующие вопросы: «Что ты приготовила Алсу?», «Из чего готовила?», «Сколько тебе понадобилось тех или иных продуктов?», «Кого ты будешь угощать?»
«Угости гостя» («Кунакны сыйла», «Treat the guests»)
Цель: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, используя атрибуты.
(стук в дверь)
-Мин әби (бабай, әти, әни, кыз, малай, песи, эт) (I am a grandma)
-Әби кил монда,утыр. (Grandma come here, sit down)
-Рәхмәт.(Thank you)
-Әби мә ипи (алма, виноград, груша) аша. (Grandma eat an apple, a bread, a pear)
-Әби мә сөт(чәй,сок)эч. (Grandma drink a milk, a juice, a tea)
-Рәхмәт. (Thank you)
-Сау бул,әби. (Goodbye grandma!)
-Сау бул. (Goodbye)
Игровые действия: выбрать рецепт или придумать самому, купить продукты к этому блюду, приготовить блюдо и угостить членов семьи.
Игровые атрибуты: Продуктовый магазин (морковь, репа, капуста, огурец, картошка, помидор, редис, баклажан, лук, горошек, свекла, груша, яблоко, вишня, клубника, малина, пицца, треугольники), корзина для продуктов, книга рецептов, кармашек различных атрибутов для игры (дедушка, бабушка, папа, мама, собака, кошка, кастрюля, банка, противень).
Результат: Ребенок овладел умением вести диалог в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” , “Угости гостя!”
4. “Командир”
(авторские стихи на татарском языке Сабировой Г.М.)
Цель: Закреплять ранее изученные слова по УМК в соответствии с возрастной категорией.
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о животных, о глаголах – действиях на английском и татарском языках.
- Продолжить развивать диалогическую речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»
- Развивать внимание, мышление, память.
Правила:
Организационные: В данной игре могут принимать участие 1-3 человека.
Дисциплинарные:
1 вариант игры: Ведущий заранее снимает всех животных с экрана.
2 вариант игры: Ведущий заранее снимает предметы действия с экрана.
Контроль за игрой осуществляет педагог.
3 вариант игры: Участник под стихотворную инструкцию ведущего размещает животных на экране, затем распологает действия по стихотворной команде ведущего.
Игровые: Выигрывает тот, кто верно в действиях и словесно выполнит задание: угостит яблоком, посадит на стул, уложит спать и т.д, сопровождая свои действия диалогом, обращаясь к тому или иному животному.
Содержание: “Алсу и Азат поели со своей семьей и хотят поиграть со своими игрушками в игру “Командир”. Алсу и Азат приглашают вас принять участие в этой игре”.
1 вариант игры: Участники игры выбирают животных и размещают на экране.
2 вариант: Участник размещает предмет действия по команде ведущего. Затем ведущий спрашивает: “Что делает лиса?» Учатник отвечает.
Игровые действия: Ребенку нужно выполнить действие с тем или иным животным, сопровождая свои действия словесно.
Игровые атрибуты: животные и предметы действия выполненные из плотного фетра (волк, лиса, заяц, медведь, собака, кошка, стул, кровать, чашка, тарелка, мяч).
Лексическая доза: бүре-wolf, аю-bear, песи-cat, эт-dog, тычкан-mouse, төлке-fox, куян-hare, утыр-sit down, уйна-play, аша-eat, эч-drink, ки-dress, йокла-sleep, уйна-play.
Результат: Реденок знает названия животных, дает команду животным.
Заключение
Универсальное пособие «Растём играя!» рекомендовано использование как в образовательной деятельности по обучению английскому и татарскому языкам, так и для закрепления пройденной темы в режимных моментах.
Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. Ведь именно через дидактическую игру идёт организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала.
Вусловиях модернизации образования, педагогам необходимо искать новые методы и технологии, которые помогали бы ему развивать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе такие дидактические пособия, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Методическое пособие – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача каждого педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Список литературы:
- Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.html
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сиб. пед. журн. 2007. № 1. С. 42–49.
- Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образовании. - 2013. -№3.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
дипломов
Оставить комментарий