Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2022 г.)
Наука: Психология
Секция: Психология семьи
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ И СЕМЬЕ У СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
SOCIO-PSYCHOLOGICAL IDEAS ABOUT MARRIAGE AND FAMILY AMONG MODERN KAZAKH STUDENTS
Mikhail Plotnikov
4th year student, Department of General and Applied Psychology, Kazakh National University. Al-Farabi,
Kazakhstan, Almaty
Mayra Kabakova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Acting Professor of the Department of General and Applied Psychology,
Kazakh National University. Al-Farabi,
Kazakhstan, Almaty
Kundyz Musa
Master of Psychology, Senior Lecturer, Department of General and Applied Psychology, Kazakh National University. Al-Farabi,
Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
В статье поднимается проблема социально-психологических представлений о браке и семье у казахстанской молодёжи. Сегодня в обществе можно наблюдать достаточно полярные тенденции отношения к семье. На представления о браке и семье оказывают влияние множество факторов: родительская семья, окружение сверстников, образование, медиа, государственная политика и многие другие. Между тем, актуальная информация о массовом представлении о семье – это очень важный аспект при выстраивании внутренней политики для работы над гармонизацией общества. В настоящей статье авторами делается попытка исследования социально-психологических представлений о браке и семье у современной казахстанской студенческой молодежи. Также в ходе исследования определены и выявлены основные мотивы вступления в брак и семейные ценности у современной молодёжи.
ABSTRACT
The article raises the problem of socio-psychological ideas about marriage and family among Kazakhstani youth. Today in society one can observe quite polar trends in attitudes towards the family. Ideas about marriage and family are influenced by many factors: family of origin, peer environment, education, media, public policy, and many others. Meanwhile, up-to-date information about the mass idea of the family is a very important aspect in building an internal policy to work on the harmonization of society. In this article, the authors make an attempt to study the socio-psychological ideas about marriage and family among modern Kazakh students. Also in the course of the study, the main motives for marriage and family values among modern youth were identified and identified.
Keywords: marriage, family, idea of marriage and family, family values, youth, portrait of today's youth, attitudes.
Ключевые слова: брак, семья, представление о браке и семье, семейные ценности, молодёжь, портрет современной молодёжи, установки.
Современные казахстанские реалии диктуют некоторую смену подхода к выстраиванию отношения к семье. Это обосновывается тем, что среди социальных институтов, которые оказывают влияние на качество человеческого капитала, семья - наиболее важнейший из них [1]. Именно в семье формируются традиции любви и взаимной поддержки, преемственность поколений, трудолюбие и стремление к знаниям.
Представления о браке и семье как предмет психологии понимается нами, как совокупность образов, событий и сцен семейной жизни, взаимоотношений мужа и жены. Эти взаимоотношения сопровождаются появлением детей и возникновении ответственности не только за физическое и моральное здоровье, но и за нормы морали и права, и регулируют семейные отношения, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения [2]. Семья — это наиболее важный феномен [3], сопровождающий человека в течение всей его жизни и оказывающий главное влияние на его формирование.
Однако, за последние несколько лет, в обществе отмечается увеличение кризисных экономических явлений (в т.ч. из-за пандемии коронавируса COVID-19), что негативно отражается на казахстанских семьях: увеличение количества разводов, популярность гражданских браков [4]. Помимо этого, у молодёжи наблюдается негативная тенденция к изменению традиционных установок и ценностей, касаемо института семьи. Всё это свидетельствуют о демографическом переходе и изменении представления молодёжи о браке и семье. В Казахстане семья всегда была символом единства, мира и согласия в обществе. Подобные тенденции чужды и в корне неприемлемы [5].
Несмотря на высокий интерес учёных к проблеме представлений о браке и семье у современной казахстанской студенческой молодежи, вопрос так и остается полностью не изученным. А причиной тому является постоянная трансформация у молодёжи представлений о браке и семье, смена предпочтений, ценностей и приоритетов.
Наше исследование базировалось на предположении о том, что на особенности представлений о браке и семье у современной казахстанской студенческой молодежи влияют ряд факторов, среди которых современные (либеральные) тенденции (нетрадиционные семьи, родительский инфантилизм и др.), особенности родительской семьи (уровень традиционных ценностей, которые разделяет семья), возраст и др.
Выборку нашего исследования составили экспериментальная и контрольная группы по 140 человек в каждой. Группы исследования «уравнены» по периодизации П.И. Бабочкина [6], согласно которой, возрастные границы молодежи находятся в пределах от 14 до 28 лет. Экспериментальная группа состоит из студентов, обучающихся на 1-4 курсах КазНУ имени Аль-Фараби. Средний возраст составил 19 лет. Контрольная группа: 70 школьников (учащиеся 10 и 11 классов; средний возраст - 16,5 лет) и 70 человек работающей молодёжи (средний возраст - 26 лет).
Для изучения представлений, установок, ожиданий молодежи по наиболее важным вопросам брачно-семейной жизни нами был использован авторский «Социально-психологический опросник представлений о браке и семье» (СПОПС -2) М.П. Кабаковой [7]. Студенты считают наиболее важными ценностями семью, здоровье и друзей, работу, деньги и справедливость (стоит отметить, что значимость данной ценности в последние годы растет). Завершает список наиболее важных ценностей религиозная вера. Другими словами, ценностные ориентации современной молодежи являются создание семьи, забота о здоровье, а также развитие человеческого капитала. Работающая молодёжь основными жизненными ценностям считает карьеру, семью, дружеские отношения, установление связей, возможность реализовать себя в творчестве или увлечении. У школьников главными ценностями выступили друзья, семья, образование, профессиональное самоопределение и общение.
Экспериментальная и контрольная группы отмечают один и тот же возрастной период вступления в брак: для девушек 25 лет, для юношей 30 лет. На вопрос: «Сколько детей Вы хотите иметь?», обе группы указали от 1 до 2х. Однако на вопрос о главе семьи мы видим чёткое разделение. Так, в экспериментальной группе 50,6% респондентов указали мужа в качестве главы семьи, а 49,4% – жену. Тогда, как в контрольной группе 88,6% школьников отметили, что глава семьи не нужен; а 54,2% работающей молодёжи считает, что главой семьи должен быть муж, 37,1% отмечают, что муж и жена вместе. У студентов главным мотивом вступления в брак является любовь, тогда как для школьников и любовь и уважение. Работающая молодёжь также отмечает любовь наряду с психологическим расчётом и материальной выгодой.
Далее рассмотрим, как респонденты распределили выполнение домашних обязанностей. Студенты и школьники считают, что 8 из 14 представленных в опроснике обязанностей необходимо выполнять совместно, такие как приготовление еды; уборка и мытье посуды; уход за детьми; занятия с ними; покупка мебели и др. У работающей молодёжи 7 из 14 обязанностей ложится на плечи жены (приготовление еды; уборка и мытье посуды; ежедневная уборка; стирка и глажение; уход за детьми; прием гостей); 4 – выполняет муж (мелкие починки в доме; оплата коммунальных счетов; покупки хоз. товаров) и лишь 3 обязанности выполняются совместно (покупка и заготовка продуктов; генеральная уборка). Однако в следующих обязанностях обе исследовательские группы сошлись: жена обязана выполнять ежедневную уборку и стирку с глажением; муж - мелкие починки в доме и оплату счетов за коммунальные услуги; а совместно супруги должны заниматься заготовкой продуктов впрок.
На вопрос о том, «Как распределялись обязанности между Вашими родителями?» 71,3% всех респондентов отметили, что мать, как правило, в большей степени, чем отец, выполняла хозяйственные дела и уход за детьми. Для 52% респондентов брак родителей отчасти является примером супружеской жизни. Для 38,7% испытуемых оба родителя являются примером. 36,7% респондентов близки духовно, эмоционально, психологически с братьями или сёстрами; 32,8% - с матерью. 62,8% указали, что брак родителей скорее, удачный, чем неудачный. У 42,7% респондентов довольно редко бывали серьезные и длительные конфликты между родителями.
66,2% всех респондентов допускают возможность брака с представителями другой национальности. 42,7% студентов и 47,9% школьников верят в любовь на всю жизнь к одному человеку, тогда как 47,9% работающей молодежи считает, что такое возможно только в кино. Все испытуемые сходятся во мнении, что интимные отношения возможны до брака и большинство респондентов имеют опыт сексуального общения.
Современная казахстанская молодёжь старается быть самостоятельной и планирует жить отдельно от родителей. Для студентов самым ценным в отношениях является партнёр; для школьников – общение и партнёр. А вот для работающей молодёжи общение не является главной ценностью. Респонденты этой контрольной группы в равной степени значимыми ценностями указывают детей, партнёра, взаимопонимание и уважение.
Важно отметить, что 88,2% респондентов в качестве источника информации об особенностях семейной жизни, отношениях между мужчиной и женщиной указали интернет/социальные сети.
Далее рассмотрим результаты Опросника «Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому» (МИРП) [8]. Данный опросник создан для диагностики трех базовых ролевых паттернов, которые осваивает человек при взрослении: супружеского, родительского и профессионального. Из шести шкал опросника мы будем использовать только два: «Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» и «Невротические паттерны супружеского отношения».
В экспериментальной группе выявлен средний уровень (7,4 балла) отношения к партнеру по браку «хорошего семьянина», а в контрольной группе у школьников данные показатели занижены (2,1 балл). В контрольной группе с работающей молодёжью наблюдается высокий уровень (17,4 балла), отношения к супружескому партнеру, как к «хорошему семьянину». Этим испытуемым общество супруга доставляет удовольствие. Они гордятся тем, что такой человек, как супруг находится с ним. Жизнь без семьи для них непривлекательна. Они, принимая решение, всегда советуются с супругом(ой), а также могут признать его (ее) правоту во время ссоры.
Рассмотрим данные, которые получены по шкале «Патологические паттерны супружеского отношения». У студентов (4,1 балл) и работающей молодёжи (2,3 балла) показатели находятся на среднем уровне, тогда как у школьников достаточно высокие показатели (7,2 балла) по рассматриваемой шкале. Это говорит о том, что существует невротические паттерны супружеского отношения у испытуемых. Для них семья воспринимается, как некий конец «хорошей» жизни, где притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь, а также отсутствуют яркие моменты. По другому варианту, испытуемые считают, что жизнь в семье не зависит от их воли; они расстраиваются, когда не могут выполнить просьбу своего партнера.
Далее рассмотрим результаты исследования, полученные с помощью опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д.Х. Олсона, Дж. Портнера и И. Лави [8]. Реальные показатели сплочённости и адаптации в экспериментальной группе (у студентов) и в контрольной группе (у работающей молодёжи) находятся в средней шкале. Тогда как реальные показатели сплочённости и адаптации в контрольной группе (у школьников) значительно занижены. Наглядно данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Таким образом, результаты по реальным показателям демонстрируют нам следующие типы структуры семьи у испытуемых:
- у студентов разделённый тип сплочённости и структурный тип адаптации;
- у школьников разобщённый тип сплочённости и ригидный тип адаптации; семьи, имеющие ригидную структуру относятся к группе риска. Они не позволяют быстро приспособится к новым условиям, а также возникающим стрессам в жизни семьи. Это препятствует переходу к выполнению задач развития семьи, характеризующих новый этап жизненного цикла. Эта структура усложняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.
- у работающей молодёжи связанный тип сплочённости и гибкий тип адаптации.
После оценки респондентами высказываний с позиции идеальной семьи, мы наблюдаем следующую картину. У студентов расхождений с реальным (65,1) и идеальным (67,3) представлением семьи не выявлено. У школьников наблюдаются значительные расхождения между реальным (49,5) и идеальным (66,1) представлением семьи: реальные показатели занижены, а идеальные показатели в норме. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. У работающей молодёжи слегка занижены идеальные показатели, но значительной разницы между реальным (72,2) и идеальным (69,2) восприятием семьи не наблюдается.
Заключительной методикой исследования была тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда [9]. В экспериментальной группе у студентов наблюдается удовлетворительная степень готовности к семейной жизни (53 балла). А именно испытуемые отмечают спокойно-дружеские отношения к партнёру, иногда с утешением и разделением огорчения; отношение к занятости партнёра понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии. Респонденты указывают в ответах желание иметь двоих детей и развиваться в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности.
У контрольной группы, состоящая из школьников, выявлена недостаточная степень готовности к семейной жизни (19 баллов). Так, например, на неприятности партнёра испытуемые реагируют негативно, упреками в медлительности, неумении установить контакт с руководителем и решать трудовые вопросы. Школьники рассуждают примерно так: «Работа на работе, а дома личное время – семья и личная жизнь»; отрицательная, порой раздражительная реакция на рабочие проблемы. Они считают, что ребенок в семье нужен, но не более одного. Досуг проводят без целевых устремлений, поощряя свободного времяпровождения.
У контрольной группы, состоящей из молодых специалистов, выявлена достаточная степень готовности к семейной жизни (82 балла). Испытуемые проявляют сопереживание и нежность к партнёру, стремятся успокоить и поддержать партнёра. Респонденты дружно обсуждают планы, в реализации которых принимают посильное, но активное участие. Проявляют заботу о всестороннем развитии каждого члена семьи.
Таким образом, на формирование портрета современной молодежи и её представлений о браке и семье значительное влияние оказывают, как изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды, так и общественный прогресс. Именно динамическое развитие современного общества влияет на потребности молодёжи, их интересы и ценностные ориентации. Сегодня молодежь ставит на первое место семейные ценности и стремится их сохранить. Хотя в понимании молодых людей ценность «семья» и «любовь» не соотносятся друг с другом. Они стремятся к равноправию полов и современному понимаю совместного проживания людей. Казахстанская молодёжь считает себя достаточно самостоятельной и готовой к возложению на себя ответственности за принятия сложных решений; уважает старшее поколение, но, несмотря на это, стремится стать лучше их и занять свою нишу ответственности. Новое поколение сегодня – это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед. Так как молодёжь является важнейшим фактором, от которого зависит дальнейшее развитие и здоровое функционирование казахстанского общества, значимым становится вопрос о формировании у неё серьёзного отношения к созданию семьи, правильного представления о браке и воспитанию бережного отношения к семейным ценностям.
Список литературы:
- Ромашева Ж.Ж. Особенности представлений о браке и семье казахстанской молодежи // Научные исследования №4 (5). – 2016. – С 82-83.
- Бедарева К.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов //Известия АГУ. – 2010. – №2(66). – Т. 1. – С. 54-56.
- Климова Т.В. Современная казахстанская семья в эпоху социальных перемен. // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2006. Том 6, выпуск 2. – С. 110-112.
- Национальный доклад «Казахстанские семьи – 2020» Нур-Султан, 2020 г.
- Малакшинова А. Казахстан отходит от традиционных устоев в семье // Исследование. - 6 сентября 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: https://informburo.kz/novosti/kazahstan-othodit-ot-tradicionnyh-ustoev-v-seme-issledovanie.html.
- Черняева В.А., Бабочкин П.И., Бабочкина С.П., Малаева Е.Б. Социальная активность московских студентов. – Новое слово. – М.: 2014. – 46 с.
- Кабакова М.П. Психология семьи и брака: учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2014. – 211 c.
- Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 432 с.
дипломов
Оставить комментарий