Поздравляем с Днем Российской науки!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2022 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сафронова Е.В., Климова М.Л. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (СТУДЕНТОВ) О СЕМЬЯХ ЧАЙЛДФРИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(57). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 29-38.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (СТУДЕНТОВ) О СЕМЬЯХ ЧАЙЛДФРИ

Сафронова Елена Васильевна

ст. преп. кафедры общей психологии, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

Климова Мария Львовна

студент 5 курса, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

В статье представлены материалы, посвященные представлениям современной молодежи о семьях чайлдфри. За последние полвека в демографической картине мира прослеживаются довольно значительные изменения. Все чаще сегодня можно услышать мнение о том, что люди не желают заводить детей. Таких людей, добровольно отказавшихся от рождения ребенка, принято называть чайлдфри. Особенности явления, приверженцы и противники чайлдфри, возможные пути предупреждения и дальнейшего распространения чайлдфри.

 

Ключевые слова: чайлдфри, чайлдхейт, демография

 

На сегодняшний день, поколение рожденных в 21 веке, в репродуктивном и ценностно-традиционном смысле значительно отличается от поколения своих родителей. Мы живем в период, где наблюдается равноправие полов и здесь следует отметить, что нагрузка на женщину значительно возрастает. Под гнетом традиционных ценностей, которые сложились в ходе истории, собственных амбиций и целей, женщине, например, довольно тяжело сочетать в себе роли заботливой родительницы, хорошей хозяйки и успешной карьеристки.

Явление чайлдфри на протяжении длительного времени вызывает интерес со стороны средств массовой информации, со стороны научных сообществ, исследований которых на просторах научных журналов становится все больше с каждым годом, что подтверждает актуальность данного исследования. Как и у любого явления, у чайлдфри есть сторонники и противники, яро утверждающие, что приверженцы чайлдфри - общественные вредители. Стоит отметить, что в рамках общественности феномен чайлдфри имеет особый резонанс.

Анализ уже существующих исследований показал, что явление чайлдфри еще очень слабо развито в России, однако, для наиболее усиленного развития этого феномена есть все предпосылки. Некоторые исследователи считают, что для демографической нормализации следует предпринять комплексные меры, которые будут включать: медико-психологические мероприятия, улучшение материального состояние и создание доступной помощи, которая может препятствовать деторождению [3]

Современный мир находится в постоянной динамике: культура, образование, политика и, наконец, семья, неизбежно претерпевают изменения. Сегодня мы можем наблюдать значительное снижение семейных ценностей в обществе. Теория институционального кризиса семьи объясняет желание общества отдать предпочтение нуклеарному типу семьи, а не расширенному, как это происходило в традиционном обществе. Семья теперь не представляется нам в той форме, которая была при аграрном общественном строе. В нынешнем мире функция воспитания детей переложена на государственные учреждения: школы или детские сады, а все большую популярность среди молодежи набирает явление, которое принято называть childfree (от англ. свободные от детей.

На самом деле, тенденция к бездетности - явление далеко не новое, этот феномен берет свое начало еще с 70-х годов XX века. Объяснение значительному росту бездетности во второй половине XX века довольно простое: увеличение нищеты среди населения, бедности, крайняя нужда, весьма ощутимое для населения уменьшение количества заключения брачных отношений по причине военных действий. И если бездетность в 20 веке явление вполне понятное, ведь на то есть целый ряд внушительных и логичных причин, то явления феномена бездетности на сегодняшний день новое.

Следует отметить, что рождение и зачатие ребенка было не всегда желанным процессом и раннее. Это скорее являлось неоспоримым фактом, который никак не мог быть предотвращен, а большое число многодетных семей было вполне объяснимо. Например, важную роль играл социально-культурный фактор. То есть рождение ребенка, по мнению общества – это большое счастье, а прерывание беременности – нечто ужасное, чего делать нельзя, патриархальные традиции семьи также играли роль: детей рассматривали как потенциальную возможность улучшения и увеличения рабочей силы. Также важной ролью выступал медико-социальный фактор: санитарно-гигиенические условия, отсутствие доступных средств контрацепции, безопасные варианты прерывания беременности, высокая младенческая смертность.

Приверженцы чайлдфри-движения или добровольно бездетные – это явление, которое возникло с появлением постмодерной цивилизации. Это связано с тем, что прежние установки и нормы уже устарели, а новые еще не успели встроиться. Начало этот феномен берет в западном обществе. Чайлдфри – это зачастую те люди, которые занимаются активной социальной жизнью, некоторые из них даже состоят в брачных отношениях, однако делают все для того, чтобы не стать родителями. Чайлдфри – это сексуально активные индивиды, зачастую не имеющие проблем со здоровьем и репродуктивной функцией. Их желание оставаться бездетными и не обременять себя родительством основано на свободном выборе.

В 1921 году, в Америке, американской активисткой и создательницей «Американской лиги контроля над рождаемостью» Маргарет Зангер, была создана организация, целью которой являлась пропаганда и формирование идеологии бездетных людей в обществе. Были выдвинуты основные принципы американской лиги контроля. Во-первых, говорилось о том, что дети должны быть зачаты по любви, во-вторых, рождены матерью только по собственному желанию, и в-третьих, для того, чтобы родить ребенка, по мнению лиги, должны быть соответствующие благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка.

Одними из значимых фигур, оказавших влияние на становление чайлдфри движения стали феминистки Ширли Радл и Элен Пек. Это происходило в 1972 году, в Пало-Альто (в Калифорнии). Феминистками была создана организация так называемых «неродителей». Основная суть создания организации состояла в том, чтобы донести до общества, что каждый может делать выбор становиться родителем или нет. Радл и Пек объясняли свою точку зрения тем, что в начале семидесятых годов, женщина, которая уже достигла определенного возраста и при этом не имела на этот момент ребенка считалась ущербной. В общественных кругах бытовало мнение, что если женщина не забеременела, то это означает ее соматическое нездоровье или таких женщин вовсе записывали в ряды нетрадиционной сексуальной ориентации. В социуме, женской части населения, которая не обзаводилась детьми, приписывали различные психические отклонения, зависимость от алкогольных или даже наркотических веществ. Среди членов общества, из-за сложившихся традиционных норм, никто даже не мог подумать, что женщина добровольно выбрала на определенном или неопределенном этапе своей жизни не брать на себя родительскую роль. Позднее название организации «неродители» было переименовано в «Национальный альянс необязательного материнства». Эта организация оказывала помощь и поддержку тем членам общества, которые решили примкнуть к рядам чайлдфри движения. Согласно уставу организации «Национального альянса необязательного материнства», главной их целью было оказание просвещения всей общественности относительно о свободном выборе не быть родителем как о вполне нормальном жизненном выборе и жизненном пути человека, организация проводила информирование о перенаселенности и также оказывала поддержку и содействие общественным организациям и группам с похожими идеями. Членами данной организации, был выбран день – 1 августа, который определили, как день чайлдфри движения.

Если рассматривать феномен чайлдфри движения России, то для нашей страны этот феномен является наименее изученным. Среди приверженцев чайлдфри движения популярна точка зрения о том, что дети – одна из основных помех в жизни. Вынашивание, рождение и воспитание ребенка – все это довольно сложные жизненные процессы, становится участниками которых чайлдфри не желают. Вместо родительской роли добровольно бездетные выбирают самореализацию, оставаясь конкурентноспособными в общественном строе.

Для чайлдфри особенно характерна точка зрения, что личная свобода должна быть на первом месте для самореализации человека. Некоторые сторонники чайлдфри проявляют по отношению к детям свою неприязнь, а кто-то даже агрессию. Они объясняют это тем, что таким образом чайлдфри защищаются и обороняются, так как испытывают гнетущее давление со стороны всего общества.

Такое проявление интереса к движению чайлдфри обусловлен значительными изменениями в общественном строе. На протяжении довольно длительного времени существовало мнение, что все лучшее должно доставаться детям, а теперь эта точка зрения поддерживается чуть меньше.

Чайлдфри в России появился не так давно. Основателем движения чайлдфри в России является Эдвард Лисовский. Лисовский активно пропагандирует движения чайлдфри в России и за ее пределами. Было создано интернет-сообщества, которое насчитывало среди участников около 500 человек. Участники движения чайлдфри создали сайт, на котором выражали свое недовольство по отношению к тем членам общества, которые не желают разделять их точку зрения относительно отказа от родительства в пользу добровольной бездетности. Примерно в этот же период времени начали создавать ресурсы, которые способствовали пропаганде чайлдфри движения, в них содержалось изучение течения чайлдфри на русском языке.

С течением времени, с развитием общества, с развитием технологий, произошли значительные изменения и в демографической ситуации. Теперь необходимость в многопоколенческой семье стала уже не столь важна. Стоит также принять во внимание процесс феминизации, который оказал влияние на систему семейных ценностей и в итоге на зачатие вынашивание и рождения ребенка. Сегодня женщина может по своему желанию получить высшее образование, построить карьеру и быть материально независимой от мужчины. По этой причине женщины стали откладывать замужество на более поздний срок. Все это в совокупности привело к тому, что увеличился возраст вступления в брак и уже впоследствии поздний возраст вступления в брак увеличил риски, которые, во-первых, основываются на медицинских показаниях. Ведь чем старше становится женщина, тем ей тяжелее выносить ребенка с минимальными потерями для собственного здоровья, во-вторых, откладывание ребенка повысило количество семей, в которых отсутствует отец.

Несмотря на большое количество работ по теме бездетности и на актуальность рассматриваемого вопроса, не у всех авторов имеется четкое определение этого понятия. Чайлдфри движением называется явление, при котором индивиды добровольно отказываются от рождения детей. К чайлдфри относятся индивиды любого пола как женщины, так и мужчины. Семья перестает выполнять одну из важнейших функций – репродуктивную функцию, что стремительно ведет к регрессу рождаемости. Мы наблюдаем кризис института семьи. О снижении ценности института свидетельствуют в том числе внебрачные дети, однополые браки, и суррогатное материнство. В социуме, например, тема чайлдфри очень плохо проработана. Вероятнее всего это можно связать с тем, что добровольная бездетность полностью противоречит ценностным установкам большей части населения. 

Также следует выделить такое явление как «чайлдхейт» или по-другому ненавидящие детей. Если движение чайлдфри – это отказ от рождения собственных детей по личным причинам без выказывания какой-либо агрессии, то чайлдхейт – это крайняя степень ненависти ко всему что относится к детям и деторождению в целом. Эта позиция выражается не только в отказе не быть родителем, но и в нездоровом отвращении и даже к агрессии по отношению к детям и все что связано с детьми.

В обществе всегда были такие группы людей, которые сознательно и добровольно отказывались от рождения ребенка или брали обет безбрачия. Такие индивиды находились, например, на служении Богу или были деятелями искусства или науки. В социуме такая жертва обычно вызывало глубочайшее уважение, однако в то же время это вызывало некую жалость. Сегодня, если учитывать набирающий популярность феномен чайлдфри, нужно отметить, что в общественных и научных кругах к этому явлению относятся абсолютно по-разному. Одна сторона настаивает на том, что добровольно бездетные представляют огромную угрозу демографическому строю, другие же придерживаются точки зрения, что чайлдфри не несут в себе никакой угрозы. Многочисленные исследования чайлдфри движения позволяют нам понять, насколько эта проблема актуальна для современного общества. 

В 2020 году было проведено исследование, благодаря которому удалось выяснить, что почти половина россиян в возрасте от 18 до 45 лет не желают заводить ребенка. Чаще всего от рождения ребенка отказываются люди, которых в большей степени волнует карьера, образование. Чайлдфри не готовы жертвовать своим личным временем и комфортом ради вынашивания рождения и воспитания детей. Следует отметить, что доля тех, кто относит себя к чайлдфри движению довольна невелика, однако мы живем в век информационных технологий. Сегодня донести какую-либо мысль для членов общества не составит труда, благодаря социальным сетям. В социальной сети «В контакте», например, существует большое количество различных групп, пропагандирующие движение чайлдфри. Группы могут быть как публичные, находящиеся в открытом доступе, так и закрытыми. Большинство групп ограничили вход участников и стали закрытыми по причине привлечение внимания со стороны средств массовой информации. Такие группы насчитывают тысячи участников-приверженцев чайлдфри движения.

Е.Н. Новоселова, исследуя социальный портрет представителя чайлдфри движения, выделила, что 88,44% добровольно бездетных относят к москвичам, 61,22% были единственными детьми в родительской семье, 61,9% опрошенных располагают высоким уровнем финансового дохода и имеют высокое материальное положение, 63,95% респондентов окончили высшее учебное заведение и получили образование. Средний возраст индивидов, относящихся к добровольно бездетным, по мнению исследователя Е.Н. Новоселовой, – 20-35 лет. Чайлдфри не устанавливают ограниченные временные рамки по длительности своей приверженности к этому движению, они желают оставаться добровольно бездетными на постоянной основе. При этом автор исследования отмечает, что чайлдфри могут иметь вполне нормальное отношение к детям и даже могут любить детей, некоторые могут никак не относиться к детям, оставаясь безразличными, а кто-то даже проявляет агрессию по отношению к детям и со всем что с ними связано, однако одно общее, что связывает всех этих людей – это нежелание становиться родителями.

Также, уже существующие проведенные исследования показывают, что представители чайлдфри имеют и ряд других психологических особенностей: нерешительность, тревожность, депрессивность, пассивность, ряд психологических травм, неуверенность в себе и личностная беспомощность. Личностная беспомощность – это такое явление, при котором индивид испытывает трудности по преобразованию собственного внутреннего мира и внешнего мира. Таким людям тяжело справляться с обыденными ситуациями и преодолевать трудности.

Было проведено исследование И.В. Пономорёвой и А.Т. Коцубей, в котором рассматривалась взаимосвязь личностной беспомощности и желание быть приверженцем чайлдфри движения[1]. Исследователи подтвердили гипотезу о взаимосвязи личностной беспомощности и желанием быть в рядах добровольно бездетных, выделив основные мотивы отказа от родительства среди респондентов: «отсутствие материальных условий», «неуверенность в том, что произойдет завтра», «возможные последствия для внешности женщины», «дети – это помеха для самореализации». Таким образом, мы можем сделать вывод, что участникам чайлдфри движения действительно довольно тяжело справляться с обыденными жизненными трудностями. Они испытывают переживания, тревогу, не уверены в себе. Приверженцы чайлдфри склонны рассматривать только худшие из возможных последствий рождения ребенка, не рассматривая благоприятный исход.

С целью выявления отношения студентов к участникам чайлдфри, в 2020 году было проведено исследование, респондентами которого стали студенты г. Ярославля. Были опрошены 1-4 курсы бакалавриата и 1-2 курсы магистратуры. Объем выборки – 100 человек: 50 девушек и 50 молодых людей, возраст от 18 до 24 лет.

В результате исследования было выяснено, что представители ярославской молодежи довольно нейтрально относятся к представителям чайлдфри. По мнению респондентов, основной причиной, по который люди становятся приверженцами чайлдфри – неудовлетворенное экономическое положение страны: низкий уровень жизни, недостаток материального обеспечения.

По мнению участников исследования, установка феномена чайлдфри еще очень слабо распространена, однако имеет все предпосылки к усилению. Автор исследования подчеркивает, что точка зрения по поводу того, что чайлдфри не несет угрозы для общества, в большинстве случаев, поддерживают девушки, а молодые люди оказались наиболее консервативны в вопросе отношений к семейным ценностям. Автор считает, что такое обстоятельство со стороны молодых людей объясняется тем, что в сознании российского общества пока еще живы традиционные ценности и традиционные отношения между мужчиной и женщиной, а также традиционно сложившееся распределение гендерных ролей.

Мы провели сравнение нашего исследования представлений современной молодежи о чайлдфри с исследованием, которое было проведено в 2020 году в г. Ярославле Томашовым В.В. и Поруцкой А.Ю[2]. Нами было проведено исследование представлений современной молодежи (студентов) о семьях чайлдфри.

Эмпирической базой исследования выступил Башкирский Государственный Университет г Уфы. Для эмпирического исследования мы использовали методику незаконченных предложений, семантический дифференциал Чарльза Осгуда и уточняющее общую информацию анкетирование для определения основных статистических характеристик респондентов. В ходе прохождения респондентами предоставленной анкеты, нам удалось выяснить: участие в исследовании приняли 68 человек: 49 женщин (72,1%),  и 19 мужчин(27,9%). В общем количестве 35 исследуемых (51,5%) отметили, что их возраст 20-25 лет, 29 респондентов указали, что их возраст младше 20 лет и всего 4 человека указали, что их возраст 25-30 лет (5,9%). Абсолютное большинство опрашиваемых выбрали статус семейного положения не женат/не замужем – 58 человек (85,3%), 7 человек (10,3%) отметили, что состоят в отношениях и сожительствуют со своим партнером и 3 человека указали, что находятся в зарегистрированном браке (4,4%). На вопрос рассматривают ли респонденты вероятность рождения ребенка в будущем абсолютное число опрошенных дали положительный ответ – 60 человек (88,2%), всего 8 человек (11,8%) дали отрицательный ответ что подтверждает точку зрения, Томашова В.В. и Поруцкой А.Ю касательно проведенного исследования. Авторы отмечали, что феномен чайлдфри на данном этапе не несет угрозы для общества, однако если экономическая ситуация будет ухудшаться: низкий уровень жизни и зарплат, например, то феномен чайлдфри возможно будет укрепляться и прогрессировать. В нашем исследовании респондентам был задан вопрос «Я мог бы стать чайлдфри, если бы…», на который мы получили часто встречающийся ответ: «Не был платёжеспособным», «Моё здоровье, финансы и желания не смогли бы обеспечить хорошую жизнь будущим детям», «Был беднее», «У меня не было никакой поддержки (ни материальной, никакой другой вообще)», «Мало зарабатывала, жила в бедной стране без возможностей».    Следует отметить, что одной из главных причин, по которой индивиды могут стать чайлдфри – является экономическая нестабильность как внутренняя (внутри конкретной семьи), так и внешняя (на уровне государства), что соответствует исследованию Томашова В.В. и Поруцкой А.Ю.

В исследовании 2020 года было выяснено, что респонденты довольно нейтрально относятся к представителям чайлдфри. Мы в своем исследование посредством методики незаконченных предложений попытались это выяснить, указав следующее предложение, которое нужно было продолжить: «если я узнаю, что близкий мне человек чайлдфри, то я…». Наиболее часто встречающиеся формулировки: «Приму его решение», «Приму его выбор», «Отнесусь к этому нормально».  Нами было выяснено, что отношение молодежи (студентов) к представителям чайлдфри – нейтрально, что соответствует исследованию Томашова и Поруцкой.

На вопрос, рассматривают ли респонденты в будущем возможность рождения ребенка, были получены следующие результаты: 30 человек (30%) отметили, что не рассматривают в будущем рождение ребенка, 70 человек (70%) указали, что в будущем не исключают возможности заведения ребенка.

Мы отнесли к положительному продолжению предложения те, которые выражали благосклонное или нейтральное отношение респондентов. Положительными продолжениями предложений выступили неоконченные высказывания, которые выражали понимание и доброжелательное отношение к семьям чайлдфри. Отрицательно окрашенные продолжения содержали в себе негативный оттенок отношения к приверженцам чайлдфри, показывающий пренебрежительное отношение и даже отвращение к чайлдфри движению.

Для снижения количества приверженцев чайлдфри должен быть принят целый комплекс государственных мер, направленный на поддержку потенциальных родителей: повышение и улучшение материального благосостояния (материнский и отцовский родительский капитал), санитарно-медицинских норм, создание и оказание той адресной помощи, которая будет оказывать влияние на положительное течение процесса принятия решения о рождении ребенка, психологическая поддержка студентов, проведение со студентами поведенческих тренингов на уверенность в себе, умение справляться с обыденными ситуациями и преодолевать трудности, позитивные установки в жизни.

 

Список литературы:

  1. Куцубей А.Т., Пономарёва И.В. Психологические особенности и мотивы отказа от рождения детей представителей Чайлдфри// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского – 2019. - №3
  2. Томашов В. В., Поруцкая А. Ю. Отношение студенческой молодежи Ярославля к репродуктивной установке «чайлдфри»//Вестник социально-политических наук. -2020.- № 19
  3. Халфина Р.Р., Тимченко Т.В., Сафронова Е.В. Психо-социальные причины развития чайлдфри в России // Проблемы современного педагогического образования – 2018. -№4. С-475

 

© Сафронова, Е.В., Климова М.Л., 2022.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом