Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2022 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Прялухина А.В. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 1(52). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 95-101.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Прялухина Алла Вадимовна

д-р психол. наук, проф. кафедры прикладной психологии, доц., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,

РФ, г. Санкт-Петербург

STUDENTS ATTITUDE TO DISTANCE LEARNING IN SELF-INSULATION

 

Alla Pryalukhina

Dr. psychol. Sci., Professor of the Department of Applied Psychology, Associate Professor, St. Petersburg State University routes of communication of Emperor Alexander I,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Исследовано мнение студентов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и Мурманского арктического государственного университета к дистанционному обучению в период пандемии. Определены преимущества и недостатки использования кризисного дистанционного обучения, а также проблемы, появившиеся у студентов в процессе дистанционного обучения и отношение к нему.

 

Ключевые слова: кризисное дистанционное обучение; самоизоляция; самоконтроль; отношения.

Keywords: crisis distance learning; self-isolation; self-control; relationship.

 

Пандемия оказала существенное влияние на организацию и качество функционирования высшего образования: переход на онлайн-платформы, совершенствование форм и методов обучения для опосредованного взаимодействия со студентами; активизация работы по внедрению информационных и телекоммуникационных технологий; отсутствие личного общения между преподавателем и студентом и др. [1].

Переход на дистанционное обучение был вынужденной мерой в период эпидемической ситуации. Во всяком случае такая мера смогла в полном объеме обеспечить студентов образовательными программами.

В настоящее время ситуация во многих городах России позволяет перейти к смягчению мер, которые обеспечивают безопасность в условиях пандемии. В 2021 г. вузы перешли на смешанный формат обучения: традиционный и дистанционный. Однако сохранение правил социального дистанцирования имеют первостепенное значение, т. к. сохраняется психологическая и физическая безопасность.  

Многие исследователи, анализируя образовательный процесс в период пандемии, отмечают преимущества кризисного дистанционного обучения:

– его внезапность (необходимо было применять такой формат обучения в условиях непредвидимой необходимости и такое исключение стало нормой);

– популярность (появился бесплатный доступ к курсам, т. е. предоставление массовому пользователю получения новых знаний и навыков дистанционно);

– допустимость организации учебного процесса по-новому (вузы начали использовать новые технологии, появилась у преподавателей возможность обмениваться опытом, идеями, находить новые решения, которые позволяют студентам получить большую самостоятельность и возможность взять на себя ответственность за свое обучение);

– неотложная медицинская помощь, которая используется как средство борьбы с медицинской трагедией;

– формирование и развитие цифровых компетенций педагогов и студентов (участники образовательного процесса приобретают навыки цифровой грамотности; развивают способности понимать сущность и значение информации в развитии общества; способны решать небольшие проблемы во время и после обучения в режиме онлайн);

– формирование самодисциплины;

– гибкость и доступ к образованию (дистанционное обучение – от метода обучения «в любом месте» до метода «в любое время», т. е. продолжительность и последовательность изучения материалов обучающийся выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности), и т. п. [2, 3].

Таким образом, дистанционное обучение – это многообещающая технология, призванная вовлечь студентов в самостоятельное обучение.

Несмотря на преимущества дистанционного обучения в период самоизоляции, пандемия выявила негибкость образовательного процесса, а именно: преподаватели испытывали трудности работы в дистанционном формате (во время онлайн-обучения необходимо четко и внимательно следить за тем, чтобы каждый вид деятельности занимает определенное время); организационные проблемы (объем работы увеличился, больше времени стало уходить на подготовку к занятиям); снижение объема внимания у студентов (внимание максимально при условии непосредственного контакта с преподавателем).

В процессе дистанционного обучения восприятие учебной информации снижается (появляется «эффект стекла»); снижается и учебная мотивация (обучение кажется студентам бессмысленным, и они чувствуют растерянность); наблюдается низкий уровень самоконтроля (студентам сложно в период пандемии ставить собственные цели обучения, определять содержание, контролировать весь процесс лекционных, семинарских занятий) [4]. Однако студенты с высоким уровнем самоконтроля успешны в учебе как в формате очного, так и дистанционного обучения.

Вынужденный переход вузов на дистант в ситуации пандемии вызвал необходимость узнать отношение студентов к дистанционному обучению.

Для изучения данного вопроса проводилось анкетирование. Разработанная анкета включает вопросы, разделенные на шесть блоков. Первый блок соединил вопросы, направленные на выявление сравнения традиционного образования и дистанционного образования в ситуации пандемии.

Второй блок направлен на выявление преимуществ и недостатков использования кризисного дистанционного обучения в учебном процессе глазами студентов. Обучающиеся высказывали свое субъективное мнение.

Третий блок вопросов позволил выявить отношение студентов к родным, друзьям, преподавателям.

Четвертый блок сгруппировал вопросы, связанные по мнению студентов с выигрышем и проигрышем дистанционного обучения в условиях пандемии.

Пятый блок соединил вопросы, ориентированные на направленность личности.

Шестой блок касался проблем повышения качества дистанционного образования в период пандемии и рекомендаций (студенты высказывали свое мнение). Анкета в основном состояла из открытых вопросов.

Исследование проводилось в ноябре 2020 г. на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) и Мурманского арктического государственного университета (МАГУ). Выборка – 101 обучающийся СПбГУП, МАГУ – 102 респондента, средний возраст участников – 19 лет. В ситуации самоизоляции все студенты прошли дистанционное обучение на платформах Mirapolis, Microsoft Teams и Zoom. Достоверность результатов оценивалась посредством статистического критерия Фишера для независимых выборок, сравниваемых попарно, при уровне статистической значимости различий р ≤ 0,01 с учетом дисперсии. При сравнении осуществлялся контроль над групповой вероятностью ошибки с помощью поправки Бонферрони, и критический уровень значимости составлял 0,013.

Сравнительный анализ выявления проблем и отношения студентов к дистанционному обучению в период пандемии показал, что 68 % обучающихся СПбГУП и 67,1 % студентов МАГУ намерены учиться в период пандемии в дистанционном формате, 31,3 % и 32,9 % – очном, 18, 8 % и 7,2 % смешанном.

Существенных отличий в ответах студентов СПбГУП и МАГУ не выявлено. Преимущества использования дистанционного обучения в период пандемии, по мнению обучающихся, это отсутствие угрозы для здоровья, и возможности учиться в своем собственном ритме, что экономит время.

Ответы на вопросы, связанные со вторым блоком, показали, что большинство студентов (58 % и 51,2 %) обеспокоены влиянием COVID-19 на здоровье близких членов семьи, друзей и преподавателей, и дистанционное обучение дало возможность переосмыслить отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью семьи, преподавательского состава.

Приведем высказывание: «преподаватель находится в «зоне риска» и берет на себя ответственность за обучение». Другие перечисленные положительные результаты включают тот факт, что у студентов СПбГУП было больше времени (54,8 %) для работы над заданиями и для общения с семьей и друзьями, это делает их день более продуктивным, появляется возможность посещать много онлайн-курсов, которые можно проходить параллельно с основной учебой. Для студентов МАГУ данный фактор оказался несущественным (2,4 %). Скорее всего, это связано с тем, что обучающиеся в провинции меньше тратят времени на дорогу в университет.

Таким образом, дистанционное обучение стало популярным, безопасным для здоровья и экономически эффективным, поскольку не только снижает затраты на ксерокопирование докладов, эссе и др., но и экономит время на дорогу, поэтому появляется больше времени на подготовку к предметам и в дальнейшем на саморазвитие.

Помимо очевидных преимуществ, дистанционное обучение имеет и некоторые недостатки: 51,6 % студентов СПбГУП сообщили о незначительных технических проблемах. Малая часть студентов обратила внимание на ухудшение зрения при общении с компьютером и отвлекаемость в домашних условиях. Резкий переход на дистанционное обучение вызвал проблемы учебной мотивации (19,4 %), трудности в восприятии получаемой информации. Основной недостаток, по мнению студентов, это отсутствие очного контакта с преподавателями и одногруппниками.

Ответы на вопросы, относящиеся к третьему блоку, продемонстрировали хорошие взаимоотношения между братьями и сестрами (47,3 %), ввиду большего количество времени 32,3 % назвали отношения гармоничными. Большая часть студентов СПбГУП отношения с родителями – теплыми, эмоционально открытыми. Обучающиеся МАГУ отмечают рост напряжения (11 %) в отношениях с родителями в связи с переживаниями за их здоровье, и с изменением формата обучения, которые не вполне понятен родителям. В условиях самоизоляции 12,9 % студентов СПбГУП завели новых друзей, 45,2 % и соответственно, 34,1 % сообщили об отдаленности отношений. Можно предположить, что цифровые коммуникации удовлетворяют потребности общения, но качество такого взаимодействия менее эффективно. У обучающихся МАГУ новых друзей не появилось. Возможно, это связано с тем, что в большом городе чаще знакомятся по Интернету, чем в маленьком городе. Обучающиеся в основном положительно прокомментировали свои отношения с преподавателями. 22,6 % и соответственно, 6,1 % отметили отношения как сложные, отстраненные, менее близкие.

Можно предположить, что внедрение новых онлайн-технологий способствовало значительному увеличению нагрузки на преподавателей, которая была сопряжена с повышенной возбудимостью, поэтому появились сложности во взаимоотношениях. Студенты МАГУ отношения с преподавателями оценивают больше как положительные (48,8 %). Отношения со сверстниками и преподавателями продемонстрировали идентичность восприятия ситуации до и во время самоизоляции.

Можно предположить, что новое поколение «цифровых аборигенов», определяемое как гипер-когнитивное поколение, взаимодействует со сверстниками через платформы социальных сетей более эффективно, чем предыдущие поколения.

Большинство ответов студентов на вопросы четвертого блока, отражающие выигрыш и проигрыш дистанционного обучения в период пандемии, а также влияние его на университетскую жизнь студента, продемонстрировали следующее: преподаватели и студенты в равной мере как выигрывают, так и проигрывают от дистанционного обучения. Можно предположить, что сильная и слабая сторона дистанционного обучения в том, что в образовательном процессе выигрывают студенты и педагоги с высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины.

Ответы на вопросы, относящиеся к пятому блоку, продемонстрировали, что у 64,5 % студентов СПбГУП и 70,8 % МАГУ дистанционное обучение не сильно повлияло на потребности, интересы, ценности. Возможно, что знания предметной области и хорошее владение компьютером, эмоциональная связь с преподавателями являются необходимыми условиями удовлетворения образовательных потребностей в формате дистанционного обучения. 35,5 % и 31,2 % отметили, что дистанционное обучение сильно (положительно) повлияло на потребности, ценности.

Ответы на вопросы шестого блока помогли выявить причины, мешающие успешному выполнению учебной деятельности в формате дистанционного обучения и как будет выглядеть образование после пандемии.

Таблица 1.

Причины, мешающие успешному выполнению учебной деятельности в формате дистанционного обучения

Категории ответов студентов

СПбГУП, %

МАГУ, %

Разница показателей

Технические проблемы

54, 8

9,6

54,2

Семейные проблемы

3,2

2,4

0,8

Отсутствие причин

35,5

56

20,5

Домашние условия

9,7

4,8

5,1

Самоорганизация

16,1

2,4

13,7

Сложности при восприятии учебной информации

9,7

26,8

17,1

 

Переменная «Рекомендация» дала студентам возможность высказать свое мнение о положительных результатах дистанционного обучения и о возможности повысить преподавателям навыки работы в онлайн-режиме.

Ответы были сгруппированы в несколько рекомендаций: улучшить доступ к Интернету; на семинарских занятиях вовлекать всех участников в процесс обсуждения; внедрять новые цифровые технологии; организовывать учебные занятия, учитывая условия, в которых проживают малообеспеченные студенты, и у которых отсутствует необходимое оборудование.

По мнению многих студентов, после пандемии высшему образованию необходима будет «перестройка».

В процессе исследования были выявлены отличия в понимании традиционного дистанционного обучения и кризисного (экстренного). Большинство студентов в период пандемии легко адаптировались к новым условиям и осознали необходимость дистанционного обучения. Студенты СПбГУП отмечают, что в период пандемии, обучаясь на дистанте, появилось больше времени на посещение многих онлайн-курсов, которые можно проходить параллельно с основной учебой. Для студентов МАГУ данный фактор оказался несущественным. Взаимоотношения с родственниками в основном не изменились, т.к. родители эмоционально поддерживали детей, однако некоторые студенты немного отдалились от друзей. Таким образом, результаты анкетирования предоставляют информацию о проблемах и преимуществах дистанционного обучения.

 

Список литературы:

  1. Казакова А.Ф. Проблемы дистанционного образования в условиях пандемии COVID-19 // Методика и практические инструменты дистанционного обучения. Коллективная монография. - Казань, 2020. – С. 29-33.
  2. Грунт Е. В. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию / Е. В Грунт, Е. А. Беляева, С. Лисситса // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 45-58.
  3. Терентьева Н.Ю. Дистанционное образование в условиях пандемии: проблемы и особенности их решения в рамках вуза // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - № 65–3, - С. 76-79.
  4. Тимошенко Т. А. Актуальные проблемы дистанционного образования студентов строительного направления в период пандемии и самоизоляции / Т.А. Тимошенко // Университетская наука. – 2020. - № 2 (10). – С. 229-233.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий