Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2021 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Теория и методика дополнительного образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
БИОНИКА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
BIONICS AS A MEANS OF STUDYING IN ART SCHOOL AT THE LESSONS "FUNDAMENTALS OF DESIGN DESIGN"
Lyubov Karpovich
teacher of the Norilsk children's Art school,
Russia, Norilsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности изучения «бионики» учащимися художественной школы на уроках «Основы дизайн проектирования».
ABSTRACT
The article discusses the features of studying "bionics" by art school students in the lessons "Fundamentals of design design".
Ключевые слова: бионика, биодизайн, художественная школа, основы дизайн проектирования, проектная деятельность.
Keywords: bionics, biodesign, art school, fundamentals of design design, project activity.
Название бионики происходит от древнегреческого слова бион — «ячейка жизни». Изучает бионика биологические системы и процессы с целью применения полученных знаний для решения технических задач. Бионика помогает человеку создавать оригинальные технические системы и технологические процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы [6].
Многие великие достижения науки и прогресса были открыты благодаря внимательному наблюдению за природой и ее явлениями. Несмотря на это, появление бионики как науки состоялось только в 1958 году, когда американский ученый Джек Стил ввел термин «бионика» (от греческого bion — элемент жизни), определив бионику как науку о системах, функции которых копируют функции живых систем или являются их аналогами [4, с.15].
Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы. В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществляли моделирование орнитоптера. [6].
Начиная со времени зарождения советского дизайна, вопросам динамической и кинетической формы в своем творчестве уделяли внимание В. Татлин, А. Ган, Н. Габо, Г. Клуцис, А. Родченко, И. Крутиков и др. Бионика родилась в 1960 году на Международном симпозиуме в г.Дайтон. С этого момента у архитекторов, дизайнеров, конструкторов и т.д. возникает право к постоянному поиску новых средств формообразования.
Существуют детские школы дизайна. Международная Школа Дизайна – первое в России учреждение профессионального формата. Занятия рассчитаны на детей старше 12 лет, некоторые программы Школы рассчитаны на выпускников средних школ в возрасте 16-17 лет (10-11 класс).
Школа дизайна Рыжий кот в Москве. Школа архитектуры и дизайна SHAD. SHAD – это школа для дизайнеров и художников. Основные программы обучения для дизайнеров: дизайн интерьера, графический дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн мебели, дизайн костюма. Академия дизайна в Москве. Детский дизайн центр в Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных. Детская школа дизайна НИУ ВШЭ для учащихся от 7 до 15 лет
Можно заметить, что все школы работают в крупных городах. Подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику образовательных учреждений занимались отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях. Информацию в учебниках для высших учебных заведений приходится просеивать для понимания для возраста 12-13 лет.
Биодизайн-образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая распространять выводы, полученные из наблюдений живой природы, выявлять тенденции и пропорции для перспективных расчетов и находить по ряду данных значений функции другие ее значения. Появление биодизайн-образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.
Актуальность данной темы обусловлена развитием использования бионических форм в предметной среде. Человек, начиная с древнего мира, стилизовал природные формы в мебели, украшениях, жилище. Данная тема актуальна не только тем, что достижения бионики используется в промышленном дизайне, через проектную деятельность у учащихся формируется система знаний и представлений о связи природы, человека и техники, формируются созидательные возможности личности.
Государственный образовательный стандарт по предмету УП.03. ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ предусматривает комплекс предметов предпрофессиональной программы «Дизайн», реализуется в обязательной части учебного плана, которые дают выпускнику художественной школы не только знания особенностей дизайна, но и умение реализовать свой художественный замысел. Дисциплина «Бионика» входит в блок основной предпрофессиональной программы и составлена в соответствии с требованиями, установленными государственным образовательным стандартом. Блок программы предполагает базовый уровень знаний и умений, возраст 12-13 лет. Именно в этом возрасте зарождается интерес и первоначальное понимание связи природы с работой дизайнера.
Целями освоения учебной дисциплины «Бионика», являются: формирование у учащихся знаний в исследование живой природы, показать значение биологических знаний в промышленном дизайне. Так же предполагает рассмотрение возможности использования бионических форм в создании предметной среды, использования бионических форм в дизайне.
В связи с этим ставятся конкретные задачи на формирование знаний о гармонии и подобии биологических систем, познакомить с основными методами и приемами размерностей в бионике. Освоение методов биодизайна: метод функциональных аналогий, сопоставления принципов и средств формообразования объектов дизайна и живой природы. «Бионика» раскрывает сущность науки бионики и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование начальных технических знаний и умений.
Художественно-композиционное воплощение природных мотивов в объектах дизайна основано на методе аналогий, на наблюдении и выявлении выразительных характеристик природных форм, объектов и условий, которые входят в понятие «природно-пластические характеристики окружающей среды». Природные условия оказали влияние на формообразование орудий труда, техники и оборудования, предметов интерьера, а также на развитие специализаций в современном дизайне, на формирование в нем локальных стилей [4, с.17].
Теоретический раздел затрагивает вопросы содержания художественной деятельности дизайнера. В рамках практических учебно-творческих заданий учебной дисциплины «Основы дизайн проектирования» в блоке «Бионика» учащиеся активно применяют образный язык изобразительного искусства, навыки, полученные на занятиях по рисунку и живописи. На это направлены задания, в которых предусмотрено установление конкретных связей между изобразительным искусством и проектированием. Задания так же ориентированы на методики преподавания в художественной школе, основанные на академических художественных дисциплинах, способствующих развитию общей художественной культуры и формированию художественного мышления будущего дизайнера.
Наиболее ответственный этап в работе дизайнера – это исследование живой природы. На этом этапе важен вопрос: «Что выбирать?»
Учащиеся знакомятся с различными областями применения биодизайна в промышленности (промышленный дизайн). Объектами для изучения служат светильники, стулья, летательные аппараты. На уроках учащиеся знакомятся с различными видами проектов: «Биодизайн» как проектная область дизайна объектов различных сфер и назначения; основные понятия бионики.
Прежде чем исследовать природный объект, необходимо знать, что именно выбрать в природе. Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе форм и пропорций живых организмов лежат одни и те же принципы, которые определяют взаимодействие форм и функций (рис 1,2,3,4).
Рисунок 1. Морж |
Рисунок 2. Кузнечик |
Рисунок 3. Муравей |
Рисунок 4. Ракушки |
В мире все взаимообусловлено. Существуют законы, объединяющие весь мир в единое целое и порождающее объективную возможность использования в искусственно создаваемых системах закономерностей и принципов построения живой природы и ее форм.
Для всех видов искусств универсальными художественными средствами являются тропы. Троп в переводе с греческого языка означает «перенос, иносказание». К тропам относятся метафора, аллегория, символ, синонимия и омонимия. Главный смысл тропов выражает проблему художественного языка в дизайне. Тропы основаны на принципе сходства с каким-либо предметом или явлением окружающего мира [2, с.7].
Основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий, или сопоставления принципов и средств формообразования объектов дизайна и живой природы. Отбирать необходимые формы живой природы помогает чувство графической формы. Для выражения в форме изделия природных явлений дизайнеру необходимо представлять в своем воображении характерные признаки человека, флоры, фауны и др. в объекте могут быть знаковые выражения, характерные черты какого-либо предмета с другим. Поэтому конструктивно-пространственное и образно-пластическое мышление дизайнера необходимо умение свободно, по представлению и воображению изображать графически любую пространственную форму [2, c.10].
Перед учащимися ставилась задача: нарисовать бытовой или промышленный объект, являющийся дизайнерской трактовкой объекта живой природы (бионика) и трансформировать бионическую форму в объект дизайна. Например, морская раковина может служить осветительным прибором, насекомые могут предстать в виде летательного аппарата, животные превращаются в различные виды стульев и кресел. Для этого необходимо было изучить саму природную форму, подмечая ее характерные особенности, сделать кроки – беглую фиксацию композиционного замысла в виде рисунка или быстрой зарисовки, схватывающей наиболее характерные черты натуры и на их основе продумать функциональную конструкцию.
Учащиеся делают подробные зарисовки природного образца, затем путем поиска формообразующих линий, анализируют природную форму и разрабатывает технический образец (рис. 5,6,7,8).
Рисунок 5. Кресло-качалка кузнечик |
Рисунок 6. Кресло богомол |
Рисунок 7. Кресло морж |
Рисунок 8. Кресло баран |
Графическое изображение не единственный способ выражения проектной идеи, материала и создание эскизной работы на плоскости. На данном этапе обучающийся развивает свое креативное мышление, подходя к поставленной цели нестандартно, творчески. Именно в эскизе в будущий макет будут собраны все творческие задумки ученика. В проектной практике они сопровождаются трехмерным, объемным моделированием (макетированием). Графическое изображение по отношению к объемному есть средство более оперативного и обильного проектного поиска, но это условный язык, изображающий объемную форму плоскости, поэтому для более правильного восприятия объемно-пространственной структуры и ее анализа на определенных этапах проектирования необходимо макетирование – объемное воспроизведение проектируемого объекта. Поэтому для дизайнера необходимо овладеть всеми видами проектного языка, всеми типами проектного моделирования.
Полученные модели формообразования обладают элементным составом и раскрываются как система проверенных временем и природой приемов создания и сочетания узнаваемых знаков, могут служить средством передачи смысла. Эти знаки, визуально проявляющиеся в построении формы, несут определенную информацию, которую человек усваивает в процессе восприятия и силой своего воображения дорисовывает целостный образ «живого».
Рисунок 9. Настольная лампа ракушка |
Рисунок 10. Кресло- качалка кузнечик |
Рисунок 11. Кресло богомол |
Рисунок 12. Кресло морж |
Бионика в дизайне – это одновременно наука и искусство, это анализ и синтез, поиск оригинального и нового. Изучение форм живой природы питает фантазию будущих дизайнеров и конструкторов, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала.
Возможно, что завтра у бионики появятся новые задачи, идеи, направления, которые трудно предусмотреть сегодня. Однако независимо от этого предельно ясно, что благодаря стремительному и целесообразному развитию бионики во многом еще «загадочная» природа становится все более мудрым советчиком, учителем и союзником человека [5, с.15].
Список литературы:
- Белькевич В.И., Венде Э.Ю. Об определении предмета и метода бионики/ Бионика. Под ред. Б.С.Сотскова. - М.: Наука, 1965. С.469-472.
- Брызгов Н.В., Воронежцев С.В., Логинов В.Б. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. Учеб. Пособие. М.: Изд-во кафедры «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова, 2008.190с.
- Дьяченко В.А., Смирнов А.Б. Бионические основы дизайн-проектирования. Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во политехн. Ун-та, 2008.195с.
- Жданов Н.В. Бионика. Формообразование: учеб. Пособие для вузов /Н.В. Жданов, А.В.Уваров, М.А Червонная, И.А. Чернийчук. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Изд. Юрайт, 2019. – 217 с.
- Летинецкий И.Б. Бионика. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976, 336 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бионика
дипломов
Оставить комментарий