Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2021 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дубровская Е.Г., Лучкина О.В. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ ПО ЦВЕТНЫМ ПАРТИТУРАМ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 11(50). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 39-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ ПО ЦВЕТНЫМ ПАРТИТУРАМ

Дубровская Екатерина Геннадьевна

музыкальный руководитель, МБДОУ ДС №52 «Ласточка»,

РФ, г. Старый Оскол

Лучкина Оксана Владимировна

музыкальный руководитель, МБДОУ ДС №52 «Ласточка»,

РФ, г. Старый Оскол

АННОТАЦИЯ

Цель: развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изучения цветной нотной грамоты в увлекательной эстетической игре с музыкальными инструментами, развитие фантазии и способности к импровизации.

Метод: элементарное музицирование со старшими дошкольниками на цветных диатонических колокольчиках, с целью выявления творческого потенциала детей и обучения их элементарной нотной грамоте в игровой форме.  

Результат: овладение детьми простейшими элементами нотной грамоты и способности применять свои знания на практике.

Вывод: развиваются музыкально-творческие способности детей, формируется интерес к элементарному музицированию на детских музыкальных инструментах.

 

Ключевые слова: нотная грамота; цветные ноты; диатонические колокольчики; элементарное музицирование; цветная партитура.

 

«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими всё: цифрой, буквой, нотой.

Знать, думать, мечтать. Всё в этом».

В. М. Гюго.

Старший дошкольный возраст – один из важнейших этапов психического и личностного развития ребенка. Этот этап характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности в различных сферах.  В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития являются становление эстетического отношения к окружающему миру, ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты музыкальные способности. Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы с дошкольниками свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей оказывает влияние не только на их эстетическое развитие, но также на формирование речи, координации, внимания и памяти дошкольников. Дети, которые занимаются музыкой, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Необходимое условие развития детского музыкального творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей. Другое важное условие – это накопление опыта детского исполнительства.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Оркестровые занятия создают прекрасные условия для развития музыкальных способностей дошкольников через развитие навыков ансамблевой игры и практику выступлений на праздничных утренниках. Метод коллективного исполнительства как нельзя лучше подходит для развития музыкальных способностей юных музыкантов оркестра вне зависимости от степени владения инструментом. Создание творческой атмосферы на индивидуальных, мелкогрупповых и оркестровых занятиях помогает раскрыть музыкальные способности юных музыкантов в полном объеме, развить их художественное мировосприятие, приобщить к ценностям русской культуры. Совместное музицирование способствует развитию таких немаловажных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность перед другими детьми за правильность исполнения своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучения. Именно поэтому игре на детских музыкальных инструментах в детском саду необходимо уделять особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкально-творческой деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальному миру. Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении, во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

В работе по музыкальному воспитанию  детей  старшего дошкольного возраста нам часто приходится сталкиваться с тем, что дети с удовольствием поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, но ещё не умеют выразить свои впечатления от музыки в словах. Но ведь о музыке можно не только рассказать. Музыку можно, например, нарисовать, раскрасить всеми цветами радуги. И, конечно же, сыграть – ведь не секрет, что игра в оркестре является для детей самым любимым моментом в музыкально-образовательной деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, в оркестре же любят играть все! В течение многих лет своей педагогической деятельности мы занимаемся поиском интересных форм творческого взаимодействия с детьми, посредством которых можно было бы ненавязчиво, легко рассказать им о музыке, а также научить детей самих слышать музыку и рассказывать о ней, чувствовать, понимать, фантазировать, придумывать. Ведь чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, играть, нужно знать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки – с нотами. Доступным и интересным способом знакомства детей с миром звуков является так называемая «Цветная нотная грамота», основанная на соответствии нот звукоряда цветам радуги, которая применяется для обучения детей музыке во многих странах. При использовании этого метода включается ассоциативный способ  восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. А когда мы изучаем ноты с детьми в игровой форме, используя обозначение нот цветами радуги, мы активно развиваем правое полушарие мозга ребёнка, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.  Методика цветного восприятия нот основывается на том, что из всех каналов восприятия информации зрительный канал – самый сильный. Поэтому, когда используются цветные партитуры (ноты), детям проще понять принцип обозначения высоты звука и быстрее выучить названия нот.  Одной  из таких форм музыкального творчества является музицирование на цветных диатонических колокольчиках, которые называют ещё колокольчиками «точной настройки». Это очень яркий и интересный музыкальный инструмент, с помощью которого дети учатся различать высоту звуков, лучше слышать мелодию, чище интонировать, а также осваивают азы элементарной нотной грамоты. Игра на диатонических колокольчиках развивает музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание в соответствии с нотами звукоряда. Формирует готовность и умение действовать в коллективе, навыки вербального и невербального общения. Развивает мелкую и крупную моторику, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Игра по цветным партитурам (нотам) способствует развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности  и помогает справиться с излишней застенчивостью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.

Цветные ноты соответствует цвету используемых диатонических колокольчиков. Высота звучания каждого колокольчика соответствует определённому цвету, а весь цветной звукоряд повторяет расположение цветов радуги:

Красный колокольчик – нота ДО первой октавы

Оранжевый колокольчик – нота РЕ

Жёлтый колокольчик – нота МИ

Зелёный колокольчик – нота ФА

Голубой колокольчик – нота СОЛЬ

Синий колокольчик – нота ЛЯ

Фиолетовый колокольчик – нота СИ

И Белый колокольчик - соответствует ноте ДО второй октавы

 

Рисунок 1. Цветная партитура песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»

 

Цель музицирования со старшими дошкольниками на цветных диатонических колокольчиках - выявление творческого потенциала детей и обучение их элементарной нотной грамоте в игровой форме. Использование данного метода в процессе музыкального воспитания помогает создать оптимальные условия для развития у детей высокого уровня самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков и умений игры на музыкальных инструментах. Игра на диатонических колокольчиках позволяет развить целый комплекс музыкальных способностей дошкольников, и прежде всего – обогатить опыт восприятия музыки через цветовую палитру. А использование цветных партитур  является интересной и доступной технологией, превращающей процесс обучения детей в игру. С точки зрения ФГОС ДО актуальность изучения цветной нотной грамоты заключается в том, что в основе элементарного музицирования лежат игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность. Игра по цветным партитурам способствует развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, у детей формируются готовность и умение действовать в коллективе, развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию.

 В основе такой музыкальной деятельности лежит уважение к ребёнку, принятие его индивидуальных творческих проявлений и создание в процессе совместной музыкальной деятельности атмосферы игры по принципу: «ребёнка не учат, с ним играют». Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями и слушателями, они с большим интересом изучают элементарную нотную грамоту и учатся применять свои знания на практике, развивают  навыки сотворчества в детском музыкальном коллективе. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки, под управлением дирижёра. На занятиях царит атмосфера увлечённости и вдохновения, что позволяет обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах. В результате регулярных занятиях игрой на музыкальных инструментах, а в частности на диатонических колокольчиках, у дошкольников  развивается способность к творчеству в различных сферах деятельности.  А творческий человек более эффективно имеет возможность выходить из трудных  жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее и т.д. Такой человек имеет больше шансов и возможностей в современном развивающемся обществе.

 

Список литературы:

  1. Борисова Е. Развиваем творческие способности. Дошкольное воспитание. – 2002 [2, с. 2].
  2. Васильева М., Юнг Т.  О развитии творческого потенциала дошкольников (из опыта работы). Дошкольное воспитание. – 2006 [2, с. 9].
  3. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.  Дошкольное воспитание. – 2006 [3, с. 21].
  4. Замятина Т., Стрепетова Л. Уроки мастерства: Учебно-методическое пособие – М.: Изд-во «Глобус», 2009 [с. 112].
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.