Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2017 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хораськина О.А., Борисова Ю.О. К ВОПРОСУ О РАБОТЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4(3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 64-68.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Хораськина Ольга Александровна

канд. пед. наук, доц. кафедры ТИММ ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,

РФ, г. Чебоксары

Борисова Юлия Олеговна

магистрант факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,

РФ, г. Чебоксары

TO THE QUESTION OF WORKING ON ART IN THE CLASS OF THE EASTERN VOICE

 

Julia Borisova

graduate student of the faculty of art and music education FGBOU VO «Chuvash State Pedagogical University. I.Ya. Yakovleva»,

Russia, Cheboksary

Olga Horaskina

сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of TIMM FGBOU VO «Chuvash State Pedagogical University. I.Ya. Yakovleva»,

Russia, Cheboksary

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрываются особенности работы в классе эстрадного вокала в системе дополнительного образования над художественным образом произведения. Авторы выявляют специфику и отличия работы над эстрадным вокалом в детском возрасте, дают определение понятия «художественный образ», характеризуют этапы работы над ним. На основе анкетирования педагогов  дополнительного образования выявлены наиболее эффективные методы, приемы и условия работы над художественным образом в классе эстрадного вокала.

ABSTRACT

This article reveals the features of working in the class of variety vocals in the system of additional education over the artistic image of the work. The authors identify the specifics and differences of work on pop vocal in childhood, define the concept of "artistic image", characterize the stages of work on it. Based on the questionnaires of teachers of additional education, the most effective methods, methods and conditions for working on an artistic image in the class of pop vocal were revealed.

 

Ключевые слова: Эстрадный вокал, художественный образ, дополнительное образование, детская эстрада.

Keywords: Variety vocal, artistic image, additional education, children's stage.

 

В современном мире искусство эстрады представляет собой самостоятельное явление художественной культуры и занимает отдельное место. В нем синтезируются различные виды искусства: актерское мастерство, инструментальное исполнительство, вокал, хореография и режиссура.  В современной культуре музыкальное искусство эстрады занимает особое место. Сегодня эстрада – это не просто вид искусства, это социокультурный феномен, который привлекает своих почитателей непосредственной связью с движением и ритмом, экспрессивностью, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведений, который воспроизводиться несложным для восприятия языком. Детская эстрада привлекает современных детей своей яркостью, современной и яркой стилистикой, «взрослыми» и интересными аранжировками песен, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые и красочные мечты и идеи. В ситуации отсутствия детских организаций кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные коллективы являются связующим звеном. Они объединяют детей разных возрастов, помогают донести до них жизненные ориентиры и основные человеческие истины.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа в классе эстрадного вокала способствует воспитанию гармонически развитой личности, формированию и развитию музыкально-эстетических взглядов подъему общей музыкальной культуры, расширению знаний о мировой музыкальной культуре, истории эстрадного искусства, умению ориентироваться в различных эстрадных стилях и направлениях.

Эстрадный вокал – эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Занятия эстрадным вокалом направлены на становление и развитие личности ребенка, формирование его творческого потенциала и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, будущий вокалист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми (ансамбль). Важную роль в эстрадном исполнительстве играет внешнее оформление. Причем, все средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. Для создания эстрадного номера объединяется творчество автора, композитора, актера, режиссера, художника.  В этом процессе особое место уделяется работе над художественным образом произведения.  Как и актёр в театре, исполнитель эстрадного номера при создании художественного образа в эстрадном номере занимает ведущую позицию,  при этом происходит воспитание способности эмоционально отзываться на прекрасное, умения видеть и различать в разных формах его проявления, любить и ценить.

Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества, результат и способ освоения жизни в искусстве. Его обличает неразрывная связь художественного смысла с образным, чувственным, материальным, воплощением. Художественный образ, по своей природе, коммуникативен, потому как он создаётся композитором, художником, исполнителем в расчёте на доступность его воспринимающим. Ганичева Ю. В. считает, что художественный образ музыкального произведения – интегративное отражение авторского замысла музыкального произведения сквозь призму индивидуальности музыканта исполнителя, его субъективного видения и ощущения действительности, для воплощения которого используются целая система средств художественной выразительности, форм и приемов. По ее мнению работа над художественным образом может проходить в несколько этапов: выявление связи художественного образа с культурными ценностями той эпохи, когда родилось произведение; понимание, как преобразовалась в произведении социально-историческая ситуация, в которой оно возникло; изучение особенностей, определенного влияния природной среды; осознание, как художественный образ изменяется во времени и включается в новые временные контексты, впитывая опыт [1].

Анкетирование педагогов дополнительного образования позволило нам выделить следующие методы и приёмы работы над художественным образом:

  1. Пропевание мелодии нотами, которое может помочь в слышании каждого звука, в ритмической организации, в разборе тональности и ладовой основе.
  2. Знакомство с творчеством данного композитора, эпохой, в которой он жил, чтобы лучше узнать характер произведения.
  3. Беседа и произведении, с чтением. Можно придумать свою история этого произведения.
  4. Ассоциативный метод: анализ и сравнение.
  5. Постановка проблемных вопросов, вопросов сравнения, обобщения, провокационных вопросов для проверки слуховой активности учащихся. Главное содержание музыкального образа – воздействовать на чувства и переживания человека. Разбор произведения, работа над штрихами, динамикой, ритмом. Работа над звуком, средствами музыкальной выразительности, воплощения средств музыкальной выразительности. Работа над эмоциональной стороной музыкального произведения, умением и выдержкой исполнительства.
  6. Проявление эмпатии. От музыканта требуется отзывчивость и сопереживание. Этот метод эффективно помогает в работе постижения содержания музыки во всех деталях и приобретении свободы исполнения музыкального произведения.

Несомненно, каждый из приведенных методов действенен. У педагогов не может быть чётких границ и установленных жёстких правил над работой по художественному образу. Каждый выбирает наиболее подходящий для ученика и для себя самого. Работа над художественным образом не является работой одного дня. Всё зависит от ученика и изучаемого материала и, конечно, от способов и методов работы педагога. Важно уделять внимание следующим аспектам при изучении произведения: прослушивание произведения в разных исполнениях; проговаривание и понимание текста и смысловой нагрузки произведения; продумывание движений (не поставленных педагогом); продумывание сценического имиджа; постоянная работа (репетиция) над номером.  Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.    

 

Список литературы:

  1. Ганичева, Ю. В. Осознание художественного образа музыкального произведения как основная задача музыканта-интерпретатора // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – № 5. – 2011. – С. 24–30.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.