Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2014 г.)
Наука: Психология
Секция: Клиническая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ
Бочкарёва Зоя Владимировна
психолог, Томская областная клиническая больница, РФ, г. Томск
TOWARDS DELIVERY OF SPECIAL PSYCHOLOGICAL AID IN PEDIATRIC ONCOLOGY
Zoya Bochkareva
psychologist of Tomsk Regional Clinical Hospital, Tomsk, Russia
АННОТАЦИЯ
В статье дается обзор психогенных нарушений у детей и подростков, страдающих онкологическими заболеваниями, психологических проблем их родителей. Освещаются основные принципы и направления психологического сопровождения, а также предлагается схема организации оказания психологической помощи на разных этапах специального лечения.
ABSTRACT
The article presents a review of psychogenic disorders with children and adolescents suffering from oncological diseases and psychological problems of their parents. Main principles and directions of psychological follow-up are introduced; a scheme of delivery of psychological aid at different stages of special treatment is proposed.
Ключевые слова: психогенные нарушения; психологическое сопровождение; этапы специального лечения.
Keywords: psychogenic disorders; psychological follow-up; stages of special treatment.
Современные протоколы лечения, используемые в детской онкологии, позволяют вылечить до 70 % (а при некоторых видах патологии до 90 %) детей, страдающих злокачественными новообразованиями [3, с. 231]. Однако сам диагноз и последующее длительное интенсивное лечение способны психогенно провоцировать непсихотические нарушения психического здоровья, как самого ребенка, так и семьи в целом.
Детям во время госпитализации приходится находиться в состоянии изоляции и депривации, обусловленных резкой сменой привычного образа жизни, ограничениями двигательной активности, полноценного общения, познавательной деятельности и обучения, личностного развития и самореализации. Что, в некоторых случаях, может привести к нарушению механизмов адаптации, потере некоторых навыков, изменению самооценки, нарушению коммуникации со значимыми близкими (семья, родственники, друзья). Кроме длительности госпитализации в стационаре, травматичным для психики оказывается и само лечение — диагностические манипуляции, болезненные процедуры, наркоз, побочные эффекты полихимиотерапии и лучевой терапии – все это может приводить к непсихотическим нарушениям, таким как невротические страхи, повышение уровня ситуативной и личностной тревожности, депрессивные реакции и другие психогенные расстройства. Также для многих пациентов психотравмирующим фактором являются физические изменения — перемены внешнего облика (облысение, полнота, пигментация), телесной конституции (различные ампутации), астения, следствием чего может становиться чувство собственной неполноценности, нарушения межперсональных отношений, что пагубно влияет на психическое здоровье развивающейся личности [1, с. 29; 2, с. 42] Вследствие, длительной изоляции во время лечения в стационаре трансформируется естественный ход развития и социализации ребенка — происходит некоторый регресс уровня психического развития. В частности, нарушаются коммуникативные навыки (дети теряют навыки игры, общения со сверстниками); замедляется когнитивное развитие — снижается внимание, память, мыслительные процессы, способность усваивать новую информацию; заметно уменьшается волевая регуляция своей деятельности. Все это впоследствии приводит к социальной дезадаптации различной степени выраженности, нарушениям когнитивного развития, личностным изменениям, появлению различных устойчивы реакций невротического и пограничного уровней у детей и подростков.
Родители, находящиеся рядом с ребенком на протяжении всего периода лечения, испытывают сильное психологическое напряжение, тяжелые эмоциональные переживания (шок, тревогу, депрессию, апатию), ощущения усталости, депривации, фрустрации, отсутствия сил для борьбы, связанные с заболеванием и со страхом потери (смерти) ребенка. У них часто отмечаются проблемы «осознания и принятия сложившейся ситуации» смертельно угрожающей болезни ребенка, трудности адаптации к изменениям жизненного уклада, круга общения, разлуке с оставшейся дома частью семьи, а также переживание чувства вины за болезнь ребенка, повышенная тревожность, и ощущение потери контроля над своей жизнью [2, с. 43] Психическая реакция на заболевание ребенка может быть разной степени выраженности, но незначительные нарушения психики присутствуют почти всегда.
Даже в случае успешного лечения и выхода в стойкую ремиссию, пережитое может длительное время быть источником сильного психологического стресса, как для самого пациента, так и для его семьи и близкого окружения. Нередко, воспоминания по поводу болезни, лечения, госпитализации, переживания связанные с периодическими контрольными обследованиями и тревоги по поводу рецидива (синдром «Домоклова меча») длительное время «преследуют» семью, способствуя развитию синдромов посттравматического стрессового расстройства. В связи с этим, специалисты относят детей и подростков, вылечившихся от онкологического заболевания к группе риска в связи с «высокой вероятностью возникновения проблем с психическим здоровьем» [2, с. 42]
Краткий обзор психогенных нарушений, сопряженных с онкологическим заболеванием, указывает на необходимость психологического сопровождения, оказания комплексной психологической помощи и реабилитации больных детей и их родителей на госпитальном и постгоспитальном этапах. Психологическое сопровождение и реабилитация пациентов с онкологическими заболеваниями должны проводится на всех этапах специального лечения, начиная с установления диагноза и далее в процессе стационарного лечения, и диспансерного наблюдения в последующем. Основной целью психологического сопровождения является «мобилизация собственных ресурсов для организации жизни в кризисной ситуации» [3, с. 232]. Реализация поставленной цели должна осуществляться командой специалистов и основываться на следующих принципах:
·индивидуального подхода к каждому случаю (пациент и его близкие);
·комплексного рассмотрения случая (работа не с симптомом, а со случаем в целом; помощь всем участникам лечебного процесса);
·непрерывность и последовательность проводимой работы (этапность, регулярность);
·преемственность и безопасность используемых психокоррекционных и психотерапевтических техник и приемов («не навреди») [3, с. 232].
Кроме этого, работа должна проводиться сразу в нескольких направлениях: 1) психологическое сопровождение больного ребенка — изучение личностных особенностей, внутренней картины болезни, коррекция психологических проблем; 2) работа с родителями — коррекция детско-родительских отношений, отношения к болезни ребенка; 3) работа с медицинским (и педагогическим) персоналом — консультирование в вопросах коммуникации с детьми и родителями, помощь в работе с конкретными детьми (случаями), предупреждение возможных поведенческих реакциях. В зависимости от этапа специального лечения, степени выраженности психогенных нарушений, уровня проработанности острых психологических проблем, а также специфических особенностей каждого конкретного случая тактика и задачи психологического сопровождения, подбор методов и методик могут варьировать и трансформироваться непосредственно во время оказания психологической помощи. Однако, на основании анализа опыта собственной работы в сфере детской онкологии и литературы по данной проблеме автор предлагает схему организации оказания психологического сопровождения ребенка в условиях болезни на разных этапах специального лечения. (таблица 1.)
Таблица 1.
Этапы специального лечения и задачи психологического сопровождения в детской онкологии
Этап |
Задачи психологического сопровождения и реабилитации |
Первичная госпитализация, диагностический этап |
·снятие психологических последствий шоковой реакции, снижение ситуативной тревоги; ·помощь в осознании и принятии диагноза, его прогноза, лечебной тактики; ·адаптация к госпитацизации и необходимости длительного лечения, ограничений, связанных с ним; ·выстраивание комплексной картины болезни (концепция болезни); ·формирование активной позиции по отношению к лечению и позитивного настроя относительно будущего; ·помощь в установлении адаптивных взаимоотношений с медицинским персоналом и другими пациентами отделения. |
Этап активного лечения в стационаре |
·формирование установки ответственности за свое здоровье; ·работа с образом болезни, внутренней картиной болезни (изучение особенностей и при необходимости коррекция); ·помощь в преодолении страхов (особенно «медицинских»); ·коррекция отдельных нарушений поведения; ·коррекция детско-родительских отношений, стиля воспитания в условиях больницы; ·обучение техникам релаксации и восстановления внутренних ресурсов; ·помощь в формировании отношений со сверстниками, в детском коллективе; ·организация образовательного процесса с индивидуализацией учебной программы; ·профилактика депрессивных и суицидальных тенденций. |
Этап амбулаторного лечения (поддерживающая терапия) |
·восстановление внутрисемейных связей, после вынужденной длительной разлуки членов семьи; ·восстановление прежних социальных связей (друзья, родственники близкие); ·коррекция когнитивных нарушений, вызванных лечением и длительной депривацией; ·реадаптация к учебной деятельности; ·формирование активного позитивного образа будущего и активной жизненной позиции. |
Катамнестическое наблюдение в условиях диспансера |
·отслеживание и коррекция отдаленных психолого-педагогических последствий специальной терапии и длительной госпитализации; ·консультирование по актуальным вопросам, с которыми обращаются как дети, так и родители. |
Таким образом, можно отметить, что у детей и подростков с онкологическими заболеваниями достаточно широк спектр психогенных нарушений непсихотического уровня. Родители этих детей также переживают ряд психологических проблем, связанных с болезнью ребенка и длительной госпитализацией. Из этого следует, что данная категория пациентов нуждается в оказании специализированной психологической помощи, реализуемой психологической службой, которая ставит своей целью помощь ребенку и семье в мобилизации ресурсов, актуализации эффективных способов адаптации к болезни и организации жизни в кризисной ситуации в условиях угрожающего жизни заболевания. Психологическое сопровождение должно учитывать индивидуальные особенности каждого случая, но в целом может строиться на основных принципах и общей схеме психологического сопровождения детей и их родителей на госпитальном и постгоспитальном этапах.
Список литературы:
1.Кравченко Н.Е., Суетина О.А., Ходакова Ю.А. и др. Психические расстройства у детей и подростков с онкологическими заболеваниями // Детская онкология. — 2012. — № 1. — с. 27—32.
2.Кудрявицкий А.Р., Хаин А.Е., Клипинина Н.В. Обоснование комплексного подхода в работе психологической службы, сопровождающей лечебный процесс, в детской онкологии/гематологии // Вопросы гематологии/онкологии и иммунологии в педиатрии. — 2006. — том 5. — № 3. — с. 41—48.
3.Руководство по детской онкологии. Под ред. Дурнова Л.А. М: «Миклош», 2003. — 504 с.
дипломов
Оставить комментарий