Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Литвинова О.В. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР НЕКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ В СЕМЬЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОБЛЕМА  ФОРМИРОВАНИЯ  СЕМЕЙНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ  КАК  ФАКТОР  НЕКОНФЛИКТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ПОКОЛЕНИЯМИ  В  СЕМЬЕ

Литвинова  Ольга  Владимировна

канд.  психол.  наук,  доцент  кафедры  психологии  Восточноукраинского  национального  университета  им.  В.  Даля,  Украина,  г.  Луганск

E-mail: 

 

THE  PROBLEM  OF  FORMING  FAMILY  IDENTITY  AS  A  NON  CONFLICT  FACTOR  OF  INTERGENERATIONAL  INTERACTION  IN  FAMILY

Litvinova  Olha  Volodymyrivna

Phd,  docent  of  Department  of  Psychology  in  East  Ukrainian  National  University  named  after  V.  DahlUkraine  Lugansk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  представлена  проблема  межпоколенных  отношений  семье,  связанная  с  определенными  социальными,  возрастными,  психологическими  аспектами.  Представлена  идея  необходимости  формирования  семейной  идентичности,  как  составляющей  социальной  идентичности  личности.  Семейная  идентичность  предполагает  формирование  чувства  «мы»  через  осознание  опыта  предыдущих  поколений  предков,  знание  семейных  историй,  мифов,  нарративов. 

ABSTRACT

The  problem  of  intergenerational  relations  in  family,  connected  with  certain  social,  age  and  psychological  aspects  is  shown  in  the  article.  The  idea  of  necessity  of  forming  a  family  identity  as  component  of  social  identity  of  the  person  is  presented.  Family  identity  involves  the  formation  of  feeling  “We”  through  awareness  of  the  experience  of  previous  generations  of  ancestors,  knowledge  of  family  histories,  myths,  narratives.

 

Ключевые  слова:  межпоколенный  конфликт;  идентичность;  социальная  идентичность;  семейная  идентичность;  семейные  ценности.

Keywords:  intergenerational  conflict,  identity,  social  identity,  family  identity,  family  values.

 

Изменения,  которые  происходят  в  современном  обществе  и  семье,  требуют  новых,  адекватных  подходов  к  изучению  и  нахождению  эффективных  способов  предупреждения  семейных  конфликтов,  как  актуальной  социально-психологической  проблемы.  Важным  вопросом  становится  вопрос  о  регулировании  межпоколенных  семейных  конфликтов,  связанных  с  возрастными  особенностями  членов  семьи,  совместном  проживанием  людей,  выросших  в  различных  социально-экономических  формациях.  Если  проблема  взаимодействия  родителей  и  детей  раскрывается  во  многих  исследовательских  студиях,  то  проблема  взаимодействия  прародителей  и  внуков  практически  не  находит  своего  отражения  в  научной  литературе.

А  проблема  действительно  существует.  Старшее  поколение,  как  носители  семейных  ценностей,  хранители  семейных  традиций,  историй,  чаще  всего  остаются  одинокими,  не  ощущая  должного  внимания  и  заботы  со  стороны  своих  детей  и  внуков.  Молодому  поколению  необходимо  осознать,  что  построить  свою  историю  жизни  мы  сможем,  только  опираясь  на  историю  предыдущих  поколений,  взяв  из  нее  уроки  наших  предков,  их  жизненный  опыт.  Однозначно,  этот  опыт  не  может  быть  повторен  зеркально,  пассивно,  но  он  может  стать  тем  фундаментом,  с  которого  мы  начнем  строить  свою  жизнь,  ведь  все  начинается  с  чего-то.  Молодежи  необходимо  научиться  проявлять  терпение  при  взаимодействии  со  своими  прародителями,  интерес  к  их  прошлому,  к  истории  своего  рода.  Только  при  наличии  общего  ценностно-смыслового  ядра,  общей  семейной  истории  старшее  и  молодое  поколение  смогут  неконфликтно  сосуществовать  друг  с  другом.

Конфликт  между  поколениями  рассматривается  как  возникновение  противоречий  и  столкновение  интересов  различных  поколений  по  причине  как  возрастных  различий,  так  и  различий  социально-экономических  интересов  и  условий  жизни  различных  поколений,  противоположности  их  идейно-политических  взглядов,  принадлежности  к  различным  субкультурам  [2,  с.  484].  Межпоколенные  конфликты  в  семье  порождаются  как  противоречиями  между  поколениями  в  семье,  как  социальном  институте,  так  и  противоречиями  между  семьей  и  другими  социальными  институтами.  Также  причинами  могут  стать  конфликтные  ситуации  в  данной  семье  как  малой  социальной  группе,  личностные  особенности  членов  семьи.

М.  Вдовина  считает,  что  межпоколенный  конфликт  в  семье  —  это  разновидность  социального  взаимодействия  потомков  и  предков  (прародителей,  родителей,  детей  и  внуков),  которые  принадлежат  к  социальной  общности,  основанной  на  браке  (совместном  проживании  и/или  родстве)  [1].  В  данной  системе  между  ними  существуют  принципиальные  различия  (возрастные,  социально-экономические,  идейно-политические,  субкультурные  и  другие),  отсутствует  согласие,  обостряются  противоречия  в  системе  семейных,  индивидуальных  и  общественных  ценностей,  происходит  столкновение  взаимно  не  совместимых  потребностей,  интересов  по  поводу  выполнения  семьей  (семейной  группой)  ее  функций,  структуры  семейных  отношений,  определения  целей  развития  семьи.

В  основе  межпоколенных  конфликтов  в  семье  могут  находиться  как  поколенные  противоречия  (например,  существенная  разница  в  возрасте),  так  и  семейно-групповые  (например,  борьба  за  лидерство  в  семье),  семейно-институциональные  (проблемы  реализации  репродуктивной  функции  и  функции  социализации),  а  также  личностные  и  другие  противоречия  (например,  столкновение  характеров  членов  семьи,  гендерные,  статусные,  материальные).

Семья  является  для  человека  той  общностью,  непосредственно  к  которой  принадлежит  человек,  на  которую  ориентируется  при  выборе  своих  действий.  Семья  и  род,  по  мнению  Э.  Фромма  берут  на  себя  те  функции,  которые  первоначально  выполняла  для  своего  ребенка  мать.  Они  служат  опорой  человеку,  дают  ему  чувство  укорененности  [5].  Нуклеарная  семья  является  той  изначальной  социальной  матрицей,  внутрь  которой  уходят  корни  личности  и  откуда  берутся  истоки  его  «Я».  Семья  ориентирует  ребенка,  прежде  всего,  на  членов  семьи  и  других  родственников  и  лишь  затем  —  на  социальное  окружение  и  общество  в  целом. 

Семейная  идентичность  является  одной  из  составляющих  социальной  идентичности,  которая  определяется  в  терминах  группового  членства,  принадлежности  к  определенным  социальным  обществам.  Семейная  идентичность  представляет  собой  осознание,  ощущение,  переживание  своей  принадлежности  к  семье,  она  подразумевает  наличие  ощущаемой  «особенности»,  т.  е.  совокупности  отличительных  черт,  признаков,  социально-психологических  характеристик,  специфически  присущих  конкретной  семье.  На  индивидуальном  уровне  наличие  этой  «особенности»  дает  возможность  индивиду  дифференцировать  себя  и  свою  семью  от  других,  а  также  способствует  формированию  чувства  «мы»,  что  является  главной  социально-психологической  характеристикой  малой  группы,  которой  и  является  семья. 

Поскольку  именно  семья  является  своеобразной  проекцией  общей  культуры  всего  общества,  первичной  средой,  в  которой  происходит  приобщение  ребенка  к  опыту  того  или  иного  общества,  то  именно  в  ней  формируется  и  представление  о  социальных  группах,  социальных  ролях,  о  нормах  и  правилах  поведения,  необходимых  для  успешного  функционирования  человека  в  обществе.  Как  отмечает  М.Р.  Битянова,  очень  важно,  чтобы  ребенок  не  механически  усваивал  транслируемый  ему  опыт,  а  трансформировал  его  в  насыщенные  личностными  смыслами  ценности  [4]. 

Необходимо  отметить,  что  сама  семья  не  является  пассивным  транслятором  социальных  ролей  и  типичных  форм  поведения,  она  преломляет  их  в  индивидуальном  опыте  жизни  каждого  поколения,  что  постепенно  создает  уникальный  внутрисемейный  взгляд  на  сущность  и  особенности  тех  или  иных  социальных  групп,  тем  самым  задавая  уникальные  ориентиры  процессу  социальной  идентификации  каждого  члена  семьи  [3].

В  качестве  отдельных  параметров  ценностно-смыслового  компонента  семейной  идентичности  можно  выделить  семейные  ценности,  традиции,  мифы,  послания,  нарративы.  Все  эти  феномены  внутрисемейного  взаимодействия  обладают  смысловой  природой  и  создают  своеобразную  систему  значений,  лежащую  в  основе  семейного  «мы»  и  транслирующую  ориентиры  для  взаимодействия  с  социальным  окружением  [4].  Задачей  семейного  воспитания  должно  стать  развитие  у  подрастающего  поколения  конструктивных  форм  взаимодействия,  основанных  на  дружбе,  любви,  уважении,  толерантном  отношении  к  возрастным  и  личностным  особенностям  членов  семьи.  Целью  общения  в  семье  должно  стать  не  только  реализация  базовых  потребностей  всех  ее  членов,  но  и  приобщение  к  семейной  истории,  к  семейным  традициям,  к  атрибутам  семейного  единства.  Создание  элементов  семейной  культуры  и  поддержание  ее  позволит  осознать  принадлежность  к  семейной  системе  и  усилит  межпоколенные  связи  внутри  этой  системы.

 

Список  литературы:

1.Вдовина  М.  Специфика  межпоколенных  конфликтов  в  семье  /  М.  Вдовина  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=440.

2.Глотов  М.Б.  Конфликт  между  поколениями  /  М.Б.  Глотов  //  Социологическая  энциклопедия.  В  2  т.  Т.  1.  М.,  2003.  —  С.  484.

3.Елизаров  А.Н.  Рефлексивно-смысловой  подход  к  проблеме  формирования  идентичности  в  семье  /  А.Н.  Елизаров  //  Мир  психологии.  Научно-методический  журнал.  —  2004.  —  №  2(38).  —  С.  113—119.

4.Микляева  А.В.  Социальная  идентичность  личности:  содержание,  структура,  механизмы  формирования:  Монография  /  А.В.  Микляева,  П.В.  Румянцева.  СПб.:  Изд-во  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  2008.  —  С.  82—92.

5.Фромм  Э.  Здоровое  общество.  Догмат  о  Христе  /  Э.  Фромм;  пер.с  нем.  М.  :  АСТ:  Транзиткнига,  2005.  —  571  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий