Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)
Наука: Психология
Секция: Психология семьи
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ЭМПАТИИ И ЛЮБВИ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В АСПЕКТЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ
Коноплёва Людмила Семёновна
магистрант, магистратура (практическая психология) Российского государственного социального университета (филиал в г. Минске), Республика Беларусь, г. Новополоцк
Курилович Марина Анатольевна
доцент кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске Республика Беларусь, г. Минск
THE ROLE OF EMPATHY AND LOVE IN FAMILY RELATIONS IN THE ASPECT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS
Konopleva Lyudmila Semenovna
undergraduate, MSC (applied psychology), Russian state social University (branch in Minsk), Belarus, Novopolotsk
Кourilovich Marina Anatolievna
associate Professor of psychology and conflict branch RSSU in Minsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме качества семейных отношений, основанных на толерантном сознании. Объясняется психологический механизм развития способности к эмпатии и любви.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of quality of family relations based on tolerant consciousness. Explains the psychological mechanism of the development of the ability of empathy and love.
Ключевые слова: семья; толерантность; эмпатия; любовь; сознание.
Keywords: family; tolerance; empathy; love; consciousness.
Современное общество характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным и нравственным ценностям. Исходной основой благоприятного климата в семье являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, толерантность.
Д.А. Леонтьев говорит: «Понятие «толерантность» не является, строго говоря, понятием. Оно насыщено массой коннотаций, эмоциональных, нравственных, поэтических ассоциаций и смыслов. Важно превратить его из расплывчатого образа во что-то конкретное, описывающее суть психической реальности понятия толерантности» [3, с. 3]. Несомненно, что феномен толерантность — интолерантность проявляется: 1) в личных формах в индивидуальном сознании и мировоззрении; 2) в структуре личности; 3) в индивидуальной деятельности; 4) в общественной практике; 5) в общественном сознании [3]. Следует отметить теоретический анализ Д.А. Леонтьева понятия толерантности, выделившего три ошибки при понимании толерантного сознания. Первая из них — понимание толерантности как терпимости. Терпимость пассивна и имеет негативную окраску в аспекте внешнего сдерживания своего отношения к ситуации, вызывая дискомфорт и сближает, скорее, с интолерантностью. Вторая ошибка отождествления толерантности с позитивным отношением, но истинной толерантностью является абсолютно нейтральное отношение, основанное на отсутствии априорных предубеждениях. Третья ошибка выступает как отождествление толерантности с равнодушием и отстранённостью. Но здесь толерантность может выступать как возможность критического диалога для расширения опыта. Вывод Д.А. Леонтьева: «Толерантность — позиция признания иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных с привычными своими ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними. Интолерантность выступает как отказ от реальности, непризнание самостоятельного существования» [3, с. 7].
Классический русский философ В.С. Соловьев противопоставляет эгоизму любовь, истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь как действительное упразднение эгоизма есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. Учёный высказывает мысль об осознаваемом чувстве единства и способности быть в другом: смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни и превращает свою индивидуальность в пустую форму. Таким образом, эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив — самоотрицание и гибель [5].
Представитель гуманистической психологии К. Роджерс утверждает следующее: быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков [4]. Т.Д. Карягина в своей диссертации пришла к следующим выводам: возможно выделить две основные традиции в зависимости от основного контекста его рассмотрения: эмпатия как феномен познания — форма понимания чувств/переживания другого человека; эмпатия как феномен общения, отношений между людьми — форма отклика на чувства/переживания другого человека [1].
Любить и быть любимым — это основная человеческая потребность, реализовать которую возможно через создание семьи. Понятие семьи неразрывно связано с продолжением рода и традициями. Традиции формируются в соответствии с социальным статусом семьи. Социальный статус определяется функцией её членов в структуре государства. От взаимоотношений между структурными элементами по вертикали и горизонтали зависит формирование личностных качеств индивида, входящего в семейную структуру. Семья, как и любая живая система (организм), имеет свою нормативную динамику, её стабильность основывается на психологическом понимании логики поведения членов семейных отношений. Эмоциональное отношение — это индикатор ментальных репрезентаций членов семейной структуры. Если рассматривать семью с позиции малой социальной группы, то психологический климат (микроструктура) зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей. Здоровая семья (в норме развития в зависимости от цикла) — это открытая система. Если система (семья) начинает создавать полупрозрачные границы, то это значит, что внутри системы есть проблемы. По проблемному поведению детей возможно выявление проблем (неразрешённые психо-эмоциональные жизненные ситуации) внутри семейных отношений. Мастерство семейного терапевта в том, чтобы семья открыла свои границы и перешла (внутренне изменилась) на следующий цикл развития. Здоровая семья — это открытая система.
Авнер Баркаи рассматривает семью как систему с полупроницаемыми границами, представляющую нечто большее, чем отдельные члены системы. Этапы развития семьи связаны с социальной ролью детей. Система становится дисфункциональной, когда происходит привыкание к определённому циклу развития семьи. В соответствии с социальной ролью детей в семье, границы семьи должны быть согласованы с внешней средой. Если семья (система) слишком сильно ограждает свои границы, то семья будет чувствовать гнев в ответ на любую атаку общества (например: оценка поведения ребёнка в детском саду) и замыкаться в себе. Гнев будет направлен наружу в попытке изменить что-то в детском саду или школе. Гармоничная семья с открытыми внешними границами будет пытаться изменить себя и порядок в семье. Автор предлагает изучать семью с точки зрения социального статуса детей в семейной структуре: 1) семья без детей; 2) семья с малыми детьми; 3) семья с детьми, посещающими детский сад; 4) семья школьника; 5) семья, в которой дети отчасти независимы от родителей; 6) семья, которую оставили дети [7].
В соответствии с периодизацией, описанной выше, для изучения психологических характеристик толерантности в семейных парах были сформированы 6 выборок по 100 респондентов, общее количество (N=600). В настоящий момент производится обработка полученных результатов. Планируется провести количественно-качественный анализ, корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между переменными, характеризующими толерантность. Также планируется выявить различия между психологическими характеристиками толерантности в семьях на разных этапах её развития.
В рамках магистерской диссертации (2013—2014 гг.) разрабатывается программа по развитию толерантного сознания у женщин, состоящих в браке. Психологический климат в семье в большей мере зависит от женщины. Для женщины важны гармоничные партнёрские отношения, так как она является продолжателем рода, ответственна за воспитание детей. Женщина — ключ к гармоничным семейным отношениям, потому что именно женщина должна научиться принимать другого (любовь); строение женского тела привлекает внимание; психология интимных отношений — принимать другого (мужчину); беременность — другой во мне; воспитание ребёнка – другой становится моим (до совершеннолетия мать не разделяет себя с ребёнком). Ключевое символическое слово, связанное с понятием женщина, — это любовь [2]. В основе программы заложены идеи незаурядной личности Рудольфа Штайнера — основателя Вальдорфской школы. Гармоничное развитие личности возможно при развитии двух противоположных: сильного «Я», центрация (переживание своих чувств) и способности приглушить «Я», децентрация (настройка на понимание чувств других людей). Сильное «Я» личности возможно лишь при развитии способности к эмпатии, любви. При тренировке переключения на переживание своих чувств и переживание чувств других людей, происходит развитие способности к эмпатии. Обретя способность сознательного переключения на понимание других людей, чувства сильного «Я» (личность) укрепляются. Способность переключаться, быть в самом себе и других людях — залог гармоничной личности с крепким сознанием себя. Речь идёт о двух мирах: психосфере (чувства других людей) и реальном мире (субъективные переживания). Для понимания психосферы нужно научиться приглушать своё «Я», а для реального осознания необходимо сильное чувство «Я». При тренировке нужно чувствовать границу между двумя областями мира (осознание переключения), иначе образы из психосферы могут вызывать иллюзии. Но и сильное чувство «Я», вторгаясь в психосферу, искажает восприятие чувств и образов [6].
Любви нужно учиться, чувство любви можно развивать. Невозможно любить без эмпатических способностей, так же как нельзя без любви обладать эмпатийностью. Развитие чувства любви и способности к эмпатии возможно при осознании чувства единства с окружающим миром, принятие в себя другого существа и чувствовать себя в другом существе (отдача себя). В основе толерантного сознания находится развитое чувство любви и способность к эмпатии. Правильное восприятие реальности другого возможно при желании и способности смотреть на всё глазами другого, учитывая его опыт, причём, вчувствование в другого должно быть искренним, человек не должен играть роль, должен быть самим собой. Также недопустимо оценивание человека, так как оценка есть форма морального осуждения. Оценка ограничивает поведение, награждая и наказывая формы поведения. Способность к эмпатии и любви в аспекте толерантного сознания играет большую роль в создании гармоничных отношений внутри семейной структуры.
Список литературы:
1.Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. псих. наук. М., 2013. — 175 с.
2.Коноплёва Л.С. Психологические характеристики толерантности у семейных пар и пар, живущих в гражданском браке // Психологическая студия: сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П.М. Машерова, — 2011. — Вып. 5. — С. 82—86.
3.Леонтьев Д.А. К операционализации понятия толерантность // Вопросы психологии. — 2009. — № 5. — С. 3—16.
4.Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 387 с.
5.Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.JI. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. — 822 с.
6.Штайнер Р. Очерк тайноведения. Л: Эго, 1991. — 270 с.
7.Barcai A. Normative family development// Journal of marriage and family therapy. — 1981. — Vol. 7. — № 3. — P. 353—358.
дипломов
Оставить комментарий