Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ЭМПАТИЙНОЙ УСТАНОВКИ В ПРОСОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ В ТЕОРИИ Д. БАТСОНА
Соболев Станислав Иванович
канд. псих наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск
E-mail:
ROLE EMPATHY CONCERN PROSOCIAL BEHAVIOR IN THE THEORU D. BATSONA
Stanislav Sobolev
candidate of Science, assistant professor of Psychology Mordovia State University. NP, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ эмпатийно-мотивированной теории альтруизма Д. Батсона. Обозначена роль эмпатийной установки в просоциальном поведении.
ABSTRACT
The paper presents an analysis of the empathy-motivated theory of altruism D. Batson. Designated role of empathy in the installation pro-social behavior.
Ключевые слова: эмпатия; просоциальное поведение; эмпатийно-мотивированная теория альтруизма.
Keywords: empathy, prosocial behavior, empathy-motivated theory of altruism.
Одной из самых известных концепций влияния эмоциональных структур, вызываемых эмпатией на просоциальное поведение личности, является эмпатийно-мотивированная теория альтруизма Д. Батсона. Автор, исследуя просоциальное поведение личности, ставит вопрос о содержательных особенностях мотивации подобного поведения. Отметим, что первоначально, им была выдвинута гипотеза о том, что «любое наше просоциальное действие, неважно какое благо оно приносит другому, на самом деле, имеет цель принести пользу самому себе» [5, с. 8]. Но, как отмечает сам автор, целый ряд многочисленных эмпирических исследований опровергли эту первоначально эгоцентрическую гипотезу мотивации просоциального поведения личности. В дальнейшем, изучая роль эмпатийной установки в просоциальном поведении, Д. Батсон пришел к более глобальному выводу о том, что человек в большей степени социальное существо, нежели чем это считалось ранее. Поскольку для человека люди важны сами по себе, а не только как источники информации или благ, следствием этого для научного мира стала, по меткому замечанию автора, потеря веры в универсальный эгоизм, как основной источник мотивации.
Источником мотивации просоциального поведения личности, с позиции Д. Батсона, могут выступать два критериально разных мотивационных состояния: альтруистическое и эгоцентрическое. Отметим, что в этом и проявляется специфики теории Д. Батсона, а именно, для него альтруизм выступает именно мотивационным состоянием, конечной целью которого является повышение благополучия другого. Он противостоит эгоизму, как состоянию, конечной целью которого является повышение собственного благополучия [5, с. 9]. Хотя, возможны и другие подходы к пониманию альтруизма. Джус К.Я. и Антилогова Л.Н. указывают, что на данный момент отсутствует общепризнанная дефиниция альтруизма, диапазон взглядов на него очень широк, от биологической трактовки Г. Спенсера до генетически запрограммированных альтруистических чувств Ф.Г. Добржанского [1—3; 6; 8]. Но подобная интерпретация приводит к тому, что понимание альтруизма размывается до очень широких филогенетических границ. Важным здесь представляется замечание таких исследователей как Собер и Вильсон, которые эмпирически показали, что существует эволюционный и психологический альтруизм [7].
Психологический альтруизм — это социальное поведение, при котором человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой такого альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды. Эволюционный альтруизм — это поведение, уменьшающее собственную приспособляемость, ради повышения приспособляемости рода. Но, самое главное, что эволюционный альтруизм не является достаточным условием для психологического альтруизма.
С другой методологической точки зрения альтруизм понимается как моральное действие, в данном контексте понимание фокусируется на специфическом наборе помогающих действий, соответствующих определенным социальным стандартам доброты или морали [5, с. 15]. Схожесть между альтруизмом и моралью обнаруживается из противоположения их своекорыстия (self-interest). Но Д. Батсон отмечает, что неправомерно и методологически неверно сводить альтруизм к морали, т. к. альтруистическая мотивация просоциального действия, в отличие от моральной, может производить поведение, которое может быть моральным, не моральным, аморальным или вне моральным. Еще одна точка зрения трактует альтруизм как помощь, которая направлена на достижения внутренней, а не внешней награды [5, с. 20]. Но подобный подход сводит альтруизм к специальной форме эгоизма, поскольку в подобной интерпретации альтруистическое действие направленно на пользу других, имеет истинной целью принести пользу себе, при этом ожидаемая своя польза скорее внутренняя, чем внешняя (self-benefits).
Таким образом, согласно Д. Батсону, просоциальное поведение может быть актуализировано эгоцентрическим или альтруистическим мотивационным состоянием, либо включать в себя оба этих мотива. Для понимания особенностей конфигурации содержательно разных мотивационных состояний Д. Батсон вводит понятия конечной и инструментальной цели, где инструментальная цель выступает средством для достижения конечной цели.
Это обосновано тем, что альтруизм и эгоизм, как мотивообразующие причины, имеют много общего как мотивационные состояния просоциального поведения. Общим выступает факт их направленности на повышение благосостояния, различие же обнаруживается в объекте повышения благосостояния, т. е. на чье благополучие направлена конечная цель. Поэтому при альтруистической мотивации просоциального поведения благо другого является конечной целью, при этом своекорыстие и внутренне удовлетворение не предусмотрены следствием. В случае эгоизма, благо другого является инструментальным средством, чтобы достичь конечной цели собственной выгоды. Однако в экспериментальных исследованиях мотивации просоциального поведения возникают определенные трудности определения целей субъекта. Инструментальную/ конечную цель следует отличать от возможных непреднамеренных действий просоциального поведения.
Истинное просоциальное поведение должно, по мнению Д. Батсона, включать осознанную целевую направленность на благо другого, и именно этим оно концептуально отличается от случайного/непреднамеренного просоциального поведения. Источником же альтруистического мотивационного состояния Д. Батсон считает не эмпатию, а эмпатическую установку (empathic concern). Эмпатическая установка определяется им как ориентированная на другого ответная реакция, возникающая вследствие воспринимаемого субъектом страдания, переживаемым другим индивидом, и соответствующая субъективной оценке этого страдания. Она возникает, когда субъект ставит себя на место другого человека, занимает его позицию и требует субъективной оценки благополучия другого. Часто эмпатическая установка усиливается при идентификации субъекта с объектом, хотя это не является необходимым и достаточным условием [4, с. 111]. Так же она включает чувства направленные на другого человека, а именно симпатию, сочувствие, нежность и пр.
Таким образом, концепция эмпатической мотивации альтруизма заявляет, что эмпатическая установка по отношению к нуждающемуся субъекту производит альтруистическую мотивацию, актуализирующую просоциальное поведение. Данное теоретическое положение было эмпирически доказано в многочисленных исследованиях Д. Батсона и его коллег. Например, люди были готовы получить удар током ради оказания помощи, даже если существовала возможность отказаться от помощи, чтобы избежать удара током. Уход от просоциального поведения и отказ от удара током наблюдался только у людей с заявленной индивидуальной непереносимостью электрического удара, т. е. они отказывались от просоциального поведения, т. к. это действие причиняло бы им личную сильную боль. Это позволяет говорить, что эмпатическая установка действительно существует и ее конечной целью является создание мотивации, направленной на повышение благосостояния другого.
Список литературы:
1.Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника/ Л.Н. Антилогова// «Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 — 180 с.
2.Джус К.Я. Характеристика альтруистического поведения личности/ К.Я. Джус//Вестник Кемеровского Государственного Университета». — 2005. — № 2 (22). — С. 68—75.
3.Тарасова Л.Н. Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст/ Л.Н. Тарасова, О.О. Полякова, С.И. Соболев// Интеграция образования. — 2009. — № 1. — С. 62—64.
4.Batson C.D. Empathy and attitudes: Can feeling for a member of a stigmatized group improve feelings toward the group?/ Batson C.D., Polycarpou M.P., Harmon-Jones E., Imhoff H.J., Mitchener E.C., Bednar L.L., Klein T.R., & Highberger L.// Journal of Personality and Social Psychology. — 1997. — Р. 108—118.
5.Batson C.D. Empathy-Induced Altruistic Motivation // Prosocial Motives, Emotions, and Behavior: The Better Angels of Our Nature.-American Psychological Association. 2010. — Р. 7—38.
6.Hamilton W.D. The genetical evolution of social behavior (I, II).// Journal ofTheoretical Biology. 1964. — Р. 7—52.
7.Sober E., & Wilson D.S. Unto others: The evolution and psychology of unselfish behavior. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1998. — 154 р.
8.Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism. //The Quarterly Review of Biology. 1971. — Р. 46—57.
дипломов
Оставить комментарий