Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 июля 2013 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Прокопьева Н.Ю., Алексеева П.А. КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:


 


КОЛЛЕКТИВНАЯ  ПАМЯТЬ  КАК  ОСНОВА  ФОРМИРОВАНИЯ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ


Прокопьева  Наталья  Юрьевна


доцент,  канд.  псих.  наук  Северо-Восточный  федеральный  университет  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск


E-mailnupson@mail.ru


Алексеева  Полина  Анатольевна


студент  5  курса  Института  психологии  Северо-Восточный  федеральный  университет  им.  М.КАммосовагЯкутск


E-mail: 


 


THE  COLLECTIVE  MEMORY  AS  A  BASIS  OF  TERRITORIAL  IDENTITY


Prokopieva  Natalia


associate  Professor,  PhD  North-Eastern  Federal  University.  MK  Ammosova,  Yakutsk


Alekseyeva  Pauline


5-year  student  of  the  Institute  of  Psychology  North-Eastern  Federal  University.  MK  AmmosovaYakutsk


 


АННОТАЦИЯ


В  условиях  глобальных  социальных  изменений  происходит  ломка  устоявшихся  стереотипов,  изменяется  система  ценностей,  особую  остроту  приобретает  проблема  социальной  идентичности.  В  условиях  миграционной  активности  актуальным  является  вопрос  о  территориальной  идентичности.  В  статье  высказывается  предположение,  о  том,  что  основой  формирования  территориальной  идентичности  может  выступать  коллективная  память  территории,  как  общее  знание,  воспоминания,  отношение.


ABSTRACT


In  the  context  of  global  social  change  is  breaking  stereotypes,  change  the  value  system,  particularly  acute  is  the  problem  of  social  identity.  In  terms  of  migration  activity  relevant  is  the  question  of  territorial  identity.  This  article  has  been  suggested  that  the  basis  for  the  formation  of  territorial  identity  can  be  a  collective  memory  of  the  territory  as  general  knowledge,  memories,  attitudes.


 


Ключевые  слова:  социальная  идентичность;  территориальная  идентичность;  коллективная  память


Keywords:  social  identity,  territorial  identity,  collective  memory.


 


Любые  радикальные  изменения,  происходящие  в  обществе,  не  могут  не  отразиться  на  психологической  структуре  социума.  Так  Г.М.  Андреева  отмечает,  что  в  это  время  происходит  ломка  устоявшихся  стереотипов,  изменяется  система  ценностей,  особую  остроту  приобретает  проблема  социальной  идентичности  [1,  с.  219].  В  процессе  социализации  каждый  человек  идентифицирует  себя  с  определенной,  референтной  для  него  группой,  в  эпоху  перемен  границы  между  группами  размываются  и  часто  тяжело  бывает  отождествить  себя  с  какой-либо  группой,  возникает  кризис,  часто  называемый  кризисом  идентичностей.


В  условиях  миграционной  активности  в  нашей  стране  особую  актуальность  и  остроту  для  регионов  приобретает  взаимодействие  между  разными  социальными  группами.  Насколько  для  человека,  приезжающего  на  новую  территорию,  она  становится  «малой  родиной»,  речь  идет  о  территориальной  идентичности.  Мы  предположили,  что  цементирующим  элементом  территориальной  идентичности  для  всех  групп  может  выступать  коллективная  память,  как  общее  знание,  воспоминания,  отношение.


Понятие  «коллективная  память»  было  разработано  и  предложено  французским  социологом  М.  Хальбваксом  в  20-х  годах  прошлого  столетия.  Согласно  его  взглядам,  память  как  доступ  к  реальности  прошлого  весьма  ненадежна,  но,  тем  не  менее,  она  образует  основу  социального  порядка.  Наличие  коллективной  памяти  осознавалось  давно.  Платон  говорил  о  некоем  хранилище  знаний,  непознанной  социальной  действительности,  скрытой  от  человека.  Наличие  в  мире  специфичной  системы  хранения  социально  значимой  информации  замечается  и  в  исторических  исследованиях.  В  исторической  науке,  наряду  с  термином  «коллективная  память»,  применяют  такие  понятия  как  «социальная  память»,  «историческая  память»,  «социально-  историческая  память»,  «память  мира»,  «внешняя  память»,  «надындивидуальная  система  информации»  и  т.  п.  Историческую  память  трактуют  как  совокупность  институционально  заданных  трактовок  исторических  событий,  развивающую  какую-либо  из  версий  исторического  прошлого  [2].


Между  тем,  коллективная  память,  являясь  социально-психологическим  феноменом,  не  перекрывается  исторической  наукой  и  не  поглощается  исторической  памятью.  Коллективная  память  не  имеет  четких  границ,  это  память  группы,  общие  воспоминания,  люди,  события  прошлого  этой  группы,  которые  имеют  способность  оживать,  актуализироваться,  конструироваться  заново  в  межличностном  дискурсе.  В  коллективной  памяти  находятся  эмоционально-значимые,  ценностные  события  и  воспоминания  группы  [2].  В  этой  связи  любая  территория  и  люди,  проживающие  на  ней,  имеют  свою  историю,  воспоминания,  события  и  своих  героев.  Именно  общая  история,  воспоминания,  события  объединяют  группу  и  формируют  территориальную  идентичность.


Целью  данного  исследования  являлось  выявление  элементов  коллективной  памяти  у  населения  Республики  Саха  (Якутия).  В  качестве  респондентов  выступили  как  коренные  жители  республики  (по  месту  рождения),  так  и  приезжие  (стаж  проживания  в  республике  не  превышает  10  лет).  В  результате  проведенного  исследования  были  выделены  компоненты  коллективной  памяти  —  события,  традиции,  персоналии  (выдающиеся  люди  Якутии  и  России).


 



Рисунок  1.  События


 


В  1  группе  к  значимым  событиям,  произошедшие  в  республике,  были  отнесены:  политические  события  (37,4  %),  события,  связанные  с  развитием  региона  (32,6  %),  спортивные  события  (16,3  %),  а  так  же  чрезвычайные  происшествия  (9  %)  и  события  культуры  (4,7  %).


В  категории  «Политические  события»,  которая  ярко  выражена,  вошли  такие  элементы,  как  «суверенитет»  (Pi=0,11),  «выборы  президента»  (Pi=0,11),  «вхождение  Якутии  в  состав  России»  (Pi=0,07),  «выборы  первого  президента»  (Pi=0,05),  «основание  г.  Якутска»  (Pi=0,02),  «основание  ЯАССР»  (Pi=0,02),  а  так  же  «приезд  В.В.  Путина»,  «приезд  Д.А.  Медведева»,  «революция»,  «принятие  конституции  РС  (Я)»,  «гражданская  война»,  «визит  Патриарха  Кирилла»,  относительная  частота,  которых,  равна  0,01.  На  второе  место  вышла  категория  «Развитие  региона»,  куда  вошли  такие  понятия,  как  «строительство  железной  дороги»  (Pi=0,08),  «проведение  ВСТО»  (Pi=0,03),  «преобразование  ЯГУ  в  СВФУ»  (Pi=0,03),  «появление  сотовой  связи»  (Pi=0,02),  «появление  интернета»  (Pi=0,02),  «начало  добычи  золота  и  алмазов»  (Pi=0,02),  «открытие  Трубки  Мира»  (Pi=0,02),  «археологические  раскопки»,  «строительство  ГЭС»,  «создание  АЛРОСА».  «газификация  сел»,  «строительство  новых  школ».  Далее  на  третьем  месте  стоит  категория  «Спортивные  события»,  где  встречаются  элементы  «Дети  Азии»  (Pi=0,15),  «Лебедев  —  чемпион  мира»  (Pi=0,02),  «победители  олимпийских  игр  по  вольной  борьбе»,  «игры  Манчаары»,  «игры  Боотуров»,  «Балакшин  —  олимпийский  призер».  Для  жителей  региона  значимы  успехи  якутян  на  международной  арене.  Категория  «Чрезвычайные  ситуации  в  регионе»  включает  «наводнение»  (Pi=0,03),  «восстановительные  паводковые  работы»,  «полюс  холода  –72*»,  «пожары».  И  это  неслучайно,  каждый  год  жители  региона  становятся  жертвами  и  очевидцами  двух  стихий  —  весеннего  паводка  и  лесных  пожаров.  Следует  отметить,  что  в  категорию  «Культурные  события»  вошли  элементы:  «Олонхо»  (в  2005  г.  ЮНЕСКО  объявило  Олонхо  одним  из  «шедевров  устного  и  нематериального  наследия  человечества»),  балетный  фестиваль  «Стерх».


Во  второй  группе  66  %  значимых  событий  составляют  так  называемые  «Культурные  события»,  где  присутствуют  следующие  элементы:  новый  год  (0,09),  проводы  зимы  (0,07),  день  города  (0,07),  23февраля  (0,07),  9  мая  (0,05),  масленица  (0,02),  приезд  Роя  Джонса  (0,02)  и  Тома  Харди  (0.02),  ысыах  (0,02),  день  водителя  (0,02),  день  милиции  (0,02),  8  марта  (0,02).  Вторую  выделенную  категорию  составляют  «Спортивные  события»  (17  %),  в  ней  главным  элементом  являются  игры  «Дети  Азии»  (0,37).  Далее  выделена  категория  «Развитие  региона»  (10  %),  в  нее  вошли  такие  элементы  как  «железная  дорога»  (0,02),  «строительство»  (0,05).  Менее  выраженной  категорией  и  объединяющий  разнородные  элементы  является  «Город»  (7  %),где  присутствуют  субботники  (0,02),  запрет  на  алкоголь  (0,02).


Таким  образом,  в  1  группе  в  категорию  «События»  включены  политические  события  (37  %),  развитие  региона  (33  %),  спорт  (16  %),  ЧП  (9  %),  культурные  события  (5  %).  Элементы,  включенные  в  данную  категорию,  отражают  все  происходящие  события,  имеющие  эмоционально-ценностное  значение  для  жителя  территории,  можно  так  же  отметить  разнообразие  представленных  элементов.  Во  2  группе  в  категорию  «События»  вошли  —  культурные  события  (66  %),  спорт  (17  %),  развитие  региона  (10  %),  город  (7  %),  отмечается  однообразие  и  скудность  элементов.  Сравнение  между  группами  показывает,  недифференцированный  и  поверхностный  взгляд  на  события,  происходящие  на  данной  территории  во  второй  группе,  что  может  являться  косвенным  показателем  уровня  идентификации  себя  с  местом  проживания  на  данный  момент.


Традиции  представлены  респондентами  1  группы  следующими  категориями:  национальные  традиции  народа  саха  (62  %),  традиционные  мероприятия  республики  (21,4  %),  мероприятия,  характерные  для  всей  страны  (9%),  национальные  промыслы  (7,6  %).


 



Рисунок  2.  Традиции


 


В  наиболее  ярко  выраженной  категории  «Национальные  традиции  народа  саха»  чаще  всего  встречается  «ысыах»  (Pi=0,26),  как  самый  почитаемый  ежегодный  праздник  якутов.  Далее  респонденты  отмечают  такие  элементы,  как  «осуохай»  (Pi=0,06),  «олонхо»  (Pi=0,05),  «подледная  ловля  рыбы»  (Pi=0,05),  «танха»  (Pi=0,03),  «кумыс»  (Pi=0,03),  «алгыс»  (Pi=0,02),  «хомус»  (Pi=0,02),  «почтения  духа  огня»  (Pi=0,02),  «байанай»  (Pi=0,02),  «строганина»,  «вера  в  Айыы»,  «шаманизм»  и  т.д.  Перечисленные  элементы  указывают  на  традиции  коренного  народа  региона,  его  верования,  обряды,  самобытную  культуру,  устное  народное  творчество.  В  категории  «Традиционные  мероприятия  республики»  содержатся  ежегодные  события  региона,  проводимые  в  последние  время:  «спортивные  игры»  (Pi=0,06),  «Дети  Азии»  (Pi=0,04),  «Мисс  Якутия»  (Pi=0,02),  «игры  Манчаары»  (Pi=0,02),  «игры  Боотуров»,  «Полярная  звезда»,  «День  города»,  «Сана  ырыа»,  «День  республики»,  «землячества».  Нашими  респондентами  были  отмечены  события,  которые  происходят  на  всей  территории  страны,  что  позволило  нам  выделить  категорию  «Традиционные  мероприятия  России».  В  этой  категории  встречаются  такие  элементы,  как  «гостеприимность»  (Pi=0,02),  «проводы  зимы»  (Pi=0,01),  «масленица»  (Pi=0,01),  «День  Победы»  (Pi=0,01),  «Новый  год»  (Pi=0,01).  Наименее  выраженной  категорией  оказались  «Национальные  промыслы»,  где  респонденты  отмечают  сохранение  традиционных  форм  ведения  хозяйства  народа  саха:  «охота»  (Pi=0,02),  «скотоводство»  (Pi=0,01),  «сенокос»  (Pi=0,01),  «коневодство»  (Pi=0,01),  «оленеводство»  (Pi=0,01).


Во  2  группе  традиции  представлены  следующими  категориями:  национальные  традиции  народа  саха  (88  %),  национальные  промыслы  народа  саха  (6  %),  национальные  виды  спорта  (6  %).  Национальные  традиции  народа  саха  представлены  следующими  элементами:  ысыах  (0,57),  олонхо  (0,08),  хомус  (0,06),  кумыс  (0,03),  чорон  (0,03),  тойук  (0,03),  национальная  одежда  (0,03),  якутские  серьги  (0,03),  осохай  (0,03),  строганина  (0,03),  ледоход  реки  Лена  (0,03).  В  национальных  промыслах  было  отмечено  оленеводство  (0,03),  а  в  национальных  видах  спорта  хапсагай  (0,03).


Сравнительный  анализ  двух  групп  показывает  различия  в  дифференцированности  указанной  категории,  в  разнообразии  элементов.  Справедливости  ради  надо  отметить,  что  во  2  группе  все  основные  элементы  данной  категории  были  представлены,  что  может  свидетельствовать  о  погружении  в  среду.


 



Рисунок  3.  Имена  Якутии


 


Среди  выдающихся  людей  Якутии  выделяют:  политические  деятели  (51,4  %),  писатели  (22,5  %),  спортсмены  (13,6  %),  литературные  герои  (10  %)  и  герои  ВОВ  (2,5  %).


Категория  «Политические  деятели»  состоит  из  таких  имен,  как  П.А.  Ойунский  (Pi=0,14),  М.Е.  Николаев  (Pi=0,13),  М.К.  Аммосов  (Pi=0,12),  А.В.  Штыров  (Pi=0,04),  П.И.  Бекетов  (Pi=0,03),  Г.И.  Чиряев  (Pi=0,02),  С.  Орджоникидзе  (Pi=0,02),  Е.А.  Борисов  (Pi=0,02),  И.  Крафт  (Pi=0,01),  С.  Дежнев  (Pi=0,01).  Все  указанные  имена  общественных  деятелей  внесли  существенный  вклад  в  политико-экономическое  строительство  в  нашей  республике.  Категория  «Писатели»,  представлена  именами  народных  писателей  и  поэтов  (А.Е.  Кулаковский  (Pi=0,11),  С.  Омоллон  (Pi=0,03),  А.С.  Софронов  (Pi=0,02),  С.  Данилов  (Pi=0,02),  Н.  Якутский(Pi=0,01),  А.  Иванов  (Pi=0,01),  В.Л.  Серошевский  (Pi=0,01)).  Среди  спортсменов  республики  респонденты  отмечают  тех,  кто  добился  больших  успехов  на  международной  арене.  В  первую  очередь,  П.  Пинигин  (Pi=0,03),  Г.  Балакшин  (Pi=0,02),  Р.  Дмитриев  (Pi=0,02),  Г.  Контоев  (Pi=0,01),  В.  Лебедев(Pi=0,01),  А.  Диодорова  (Pi=0,01),  Е.  Колодко  (Pi=0,01).  В  категории  литературные  герои  респонденты  отмечают  Манчаары  (Pi=0,03),  Тыгын  Дархаан  (Pi=0,02),  Эллэй  Боотур  (Pi=0,01),  Ньургун  Боотур  (Pi=0,01).  К  сожалению,  категория  «Герои  войны»  представлена  только  одним  именем  —  Федор  Охлопков  (Pi=0,02),  герой  Великой  Отечественной  войны,  снайпер.


Во  2  группе  указанная  категория  представлена  в  85  %  политическими  деятелями  (Е.  Борисов  (Pi=0,38),  А.  Николаев  (Pi=0,36),  В.  Штыров  (Pi=0,08),  М.К.  Аммосов  (Pi=0,05),  В.  Федоров  (Pi=0,02),  П.  Ойунский  (Pi=0,02)).  Среди  спортсменов  республики  наши  респонденты  знают  В.  Лебедева  (Pi=0,05),  а  среди  писателей  С.  Данилова  (Pi=0,02).  Как  видим  большинство  среди  представленных  имен  это  наши  современники.


 



Рисунок  4.  Имена  России


 


Среди  выдающихся  людей  России  респонденты  выделяют  «Политические  деятели»  (56,9  %),  «Военные  деятели»  (17,4  %),  «Писатели»  (17  %),  «Ученые»  (9,7  %).


Среди  политических  деятелей  наиболее  часто  упоминаются:  Петр  I  (Pi=0,12),  В.И.  Ленин  (Pi=0,09),  И.В.  Сталин  (Pi=0,07),  В.В.  Путин  (Pi=0,07),  Екатерина  II  (Pi=0,06),  Б.Н.  Ельцин  (Pi=0,05),  Иван  Грозный  (Pi=0,03),  М.С.  Горбачев  (Pi=0,02),  Д.А.  Медведев  (Pi=0,02),  Николай  II  (Pi=0,01),  Л.И.  Брежнев  (Pi=0,01),  Н.С.  Хрущев  (Pi=0,01),  Александр  II  (Pi=0,01),  С.К.  Шойгу  (Pi=0,01).  Среди  военных  деятелей  были  отмечены  Ю.А.  Гагарин  (Pi=0,04),  Г.К.  Жуков  (Pi=0,04),  А.В.  Суворов  (Pi=0,03),  М.И.  Кутузов  (Pi=0,01),  В.В.  Терешкова  (Pi=0,01),  М.Т.  Калашников  (Pi=0,01).  Брендами  России,  несомненно,  являются  имена  А.С.  Пушкина  (Pi=0,08),  Л.Н.  Толстого  (Pi=0,05),  М.Ю.  Лермонтова  (Pi=0,03),  Ф.М.  Достоевского  (Pi=0,01),  В.В.  Маяковского  (Pi=0,01).  Среди  ученых  были  отмечены  М.В.  Ломоносов  (Pi=0,04),  Д.И.  Менделеев  (Pi=0,02),  а  так  же  А.Д.  Сахарова  (Pi=0,01),  И.П.  Павлова  (Pi=0,01).


Во  второй  группе  самым  упоминаемым  именем  является  В.  Путин,  что  опять-таки  свидетельствует  о  ситуационности  бытия.


Выводы


Проведенный  нами  анализ  позволил  выделить  основные  категории  коллективной  памяти  —  события,  традиции,  персоналии.  Полученные  результаты  исследования  коллективной  памяти  свидетельствуют  о  том,  что  для  респондентов  значимыми  являются  события,  связанные  с  политикой.  Законы,  принимаемые  в  политике,  непосредственно  влияют  на  жизнедеятельность  людей,  это  связано  и  с  развитием  региона  в  сфере  экономики,  информационных  ресурсов,  образования  и  транспортной  инфраструктуры.  Сравнительный  анализ  коллективной  памяти  у  двух  групп  респондентов  показал  некоторые  различия,  в  частности,  в  дифференцированности  и  разнообразии  представленных  элементов  каждой  категории.  Недифференцированность  и  однообразие  элементов  может  являться  косвенным  показателем  уровня  идентификации  себя  с  местом  проживания  на  данный  момент.


В  территориальной  идентичности  проявляются  общие  свойства  социальной  идентичности.  Она  обладает  трехкомпонентной  структурой:  когнитивный,  аффективный  и  ценностный  компонент,  связанные  между  собой  [3].  В  основе  формирования  территориальной  идентичности  лежит  когнитивный  компонент,  т.  е.  знания  об  истории  территории  и  уже  на  этой  основе  можно  формировать  эмоционально-ценностное  отношение  у  всех  социальных  групп,  проживающих  на  данной  территории.


 


Список  литературы:


1.Андреева  Г.М.  Психология  социального  познания.  —  М.:  Аспект  Пресс,  2000.  С.  215—233.


2.Емельянова  Т.П.  Конструирование  социальных  представлений  в  условиях  трансформации  российского  общества.  —  М.:  Изд-во  «Институт  психологии  РАН»,  2006.  С.  137—162.


3.Самошкина  И.С.  Территориальная  идентичность  как  социально-психологический  феномен//  Вопр.  психологии.  —  2008.  -  №  4.  —  С.  99—106.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий