Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Замищак Мария Игоревна
преподаватель кафедры психологии Дрогобычского государственного педагогического университета им. Ивана Франко г. Дрогобыч, Украина
E-ma: dpszammeri@gmail.com
Проблема становления моральной самооценки младших школьников приобрела сегодня особое значение в связи с возрождением значения в жизни общества духовно-нравственных норм межличностного взаимодействия и жизнедеятельности. Нравственность конкретного человека является отражением социальной и духовной морали общества. В свое время Г. Сковорода отмечал, что человек все время пребывает в состоянии диалога с самим собой, другими людьми, природой и временем, с Богом. М. Боришевский утверждает, что духовность является воплощением нравственности в реальном контексте жизнедеятельности личности как носителя высоких гуманных качеств. Очень важно, чтобы ребенок умел понимать другого человека, морально идентифицировать себя с ним, стремился эмоционально отреагировать на проблемы другого, то есть адекватно оценивать себя как субъекта морального поведения и деятельности.
Одним из новообразований моральной сферы на этапе младшего школьного возраста является моральная самооценка. Рассматривается она как процесс и результат оценки ребенком своих морально-духовных качеств, знаний, навыков и умения идентифицировать себя с образом положительных или отрицательных морально-оценочных эталонов, независимо от различных условий, ситуаций. Моральная самооценка является результатом актуального морального сознания, функция которого сводится к обеспечению осведомленности о нравственных аспектах своей личности и активности, регулированию на этой основе моральных аспектов собственного поведения. Приобретенный в детстве опыт морального самооценивания является очень весомым и действенным для формирования морального самосознания на подростковом этапе и в течение всей жизни. Особую актуальность приобретает вопрос о полноте предмета и адекватности моральной самооценки. В частности оценки моральных характеристик деятельности и внутреннего мира, когда ребенок умеет понимать другого человека, внутренне идентифицировать себя с другими, осознает, как его воспринимают и оценивают другие люди или общности (моральная рефлексия), стремится эмпатийно отреагировать на проблемы другого (сочувствовать, сопереживать).
Как свидетельствуют психологические исследования, младший школьный возраст — это сенситивный период с точки зрения становления морально-духовной культуры, поскольку именно в этот период закладываются основы этических знаний, убеждений и ряда других необходимых предпосылок последующего морального развития человека. Разнообразные переживания, возникающие у ребенка в многочисленных жизненных ситуациях, опыт решения моральных проблем и коллизий, взаимодействия с ровесниками и старшими, создают своеобразное эмоциональное восприятие моральных феноменов. В результате систематических повторений закладывается эмоциональный фундамент морального бытия личности.
В каждой конкретной ситуации взаимодействия с другими людьми актуализируется и одновременно формируется представление о себе как о моральной личности. Как пишет Л. Выготский, «личность есть для себя тем, чем она есть в себе, через то, чем она является для других» [1]. А. Маслов утверждает, что «человек не сделает достойного жизненного выбора, пока не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни» [5, с. 113].
Цель статьи — проанализировать факторы и механизмы становления моральной самооценки на этапе младшего школьного возраста, в частности, непосредственно охарактеризовать социально-психологические факторы и механизмы становления моральной самооценки и особенности их действия.
Усвоение учеником младшего школьного возраста нравственных отношений предполагает определенную степень развития у него мотивационной и эмоциональной сфер. Усвоенные моральные нормы в процессе воспитания трансформируются в соответствующие моральные отношения, которые воплощаются в поведении, поступках, суждениях младших школьников, ценностных отношениях к окружению, опосредует их отношение к самим себе. Это требует постоянного соотношения Я-реального морального и Я-идеального морального, вследствие чего и формируется моральная самооценка, причем приближение Я-идеального морального и Я-реального морального свидетельствует о высоком уровне самооценки, а существенное расхождение между ними свидетельствует о ее низком уровне.
У ребенка формируется моральное представление о себе, основанное на моральных представлений о другом, с которым он взаимодействует, совместно принимает решение, составляет план совместных действий. М. Савчин утверждает, что именно в такой ситуации представляется возможным оценивание человека человеком, изменение собственного поведения и поведения другого, формирование стратегии собственного поведения. Реализовав моральное намерение в поступок, личность автоматически не переключается на следующий шаг, поскольку происходит его когнитивно-эмоциональное переосмысление. Она, как утверждает М. Савчин [8, с. 174], еще долгое время вовлечена в проведение предварительного поступка, в частности, происходит переосмысление поступка, что и является актуальным этапом мотивационного процесса. Ребенок оценивает собственные поступки и поступки других людей. И здесь главными механизмами выступают моральная самооценка и уровень моральных притязаний.
Если ребенок совершает моральный поступок, происходит фиксация положительного смысла. В случае аморального поступка, в зависимости от уровня моральной самооценки, у ребенка возникает внутренний конфликт или он в очередной раз утверждает свою эгоистическую направленность. В первом случае ребенок переживает свою вину, осознает, что поступил аморально, начинает сопоставлять себя с другими, моральная самооценка падает, ребенок растерян, чувствует себя морально неполноценным, что может перерасти в самоунижение [8] вплоть до возникновения комплексов. Поэтому именно переосмысление моральных аспектов поведения должно быть конструктивным: «возможно, в этой ситуации я мог поступить иначе», «Я не использовал все возможности». Психологической основой такой оценки является система ценностных ориентаций ребенка, моральные стандарты и самооценка, социальное, моральное и духовное Я, где наблюдается повышение уровня притязаний в моральной сфере, переоценка своих ценностей, стирание противоречий между необходимым и существующим, потребность творить добро. Во втором случае ребенок демонстрирует эгоистическую непревзойденность, считает, что поступил правильно. У него возникает агрессия, самоуверенность. Ему кажется, что он знает моральные нормы и придерживается их, может предусматривать конечный результат, делать моральный выбор. Кстати, переосмысление моральных аспектов своего поведения младший школьник еще не может осуществить самостоятельно, ему нужна поддержка взрослого.
Г. Костюк [3, с. 130] утверждает, что моральные черты личности формируются благодаря конкретным действиям, поступкам. Постепенно они обобщаются, переносятся на новые жизненные ситуации, расширяется круг людей, в отношении которых они проявляются. Моральные чувства становятся обобщенной и устойчивой чертой характера, внутренне регулирующей поведение человека в соответствующих жизненных обстоятельствах. «Действия взрослого являются внешним образцом для подражания. Однако ребенок наследует то, что значимо, привлекательно, понятно и доступно ему. Он может схватывать внешнюю процессуальную сторону действий взрослого, как это бывает в раннем возрасте: может принимать собственное их содержание и отношения людей, проявляющиеся в нем.» [3].
Наши исследования свидетельствуют, что основными факторами становления моральной самооценки младших школьников являются:
1. оценивание взрослыми (родителями, педагогами) моральных аспектов поведения младших школьников. При этом важно, чтобы взрослые приводили четкие критерии оценки, параллельно извлекая предмет оценивания (поступок, отношение, позицию и т. п.);
2. система оценочных отношений в классе, при этом предметом оценки является моральное поведение (моральные идеалы, критерии оценки, толерантные нормы оценки моральных аспектов поведения сверстников и т. п.);
3. актуализация педагогом действий самооценивания в условиях реальной деятельности и общения (развитие у младших школьников моральных норм и потребностей личности как критериев самооценки, что достигается посредством реализации моральных приоритетов в игре, общении, обучении). Актуализация мотивации морального самооценивания на основе развитых моральных представлений и чувств, морального опыта поведения, внутренние усилия школьников направлены на моральный выбор, где актуализируется их субъектная позиция; мотивация осуществления прогностической, актуальной, ретроспективной моральной самооценки, обеспечения интеграции парциальных моральных самооценок в целостную моральную самооценку;
4. обеспечение осознания младшими школьниками предмета и способов морального самооценивания на основании моральных норм, морального идеала, ценностей другого;
5. решение задач с моральными коллизиями (оценки героев ситуации, создание психологических условий для функционирования моральной рефлексии, моральной оценки и самооценки через актуализацию морально-духовного потенциала личности);
6. обеспечение позитивного самоотношения и преодоления отчуждения от собственной личности и поведения (эмоционально-образное сосредоточение школьников на морально-ценностных аспектах их жизнедеятельности, когда нравственное чувство и моральное сознание, опосредующие взаимодействие и общение школьников, ведут к осознанию и обоснованию собственной моральной позиции).
В процессе взаимодействия ребенка с другими людьми актуализируются механизмы социальной перцепции (Дж. Брунер, 1947), в частности, идентификация, подражание, эмпатия (Л. Журавлева, 2007) и другие, формирующие подструктуры: Я-деятельное, Я-рефлексивное, Я-созерцательное (М.Й. Боришевский, 2008), Я-функциональное, Я-трансцендентирующее (М.В. Савчин, 2008). Именно эти механизмы опосредуют становление моральной самооценки младшего школьника. Так, адекватная моральная самооценка формируется чаще у детей с положительным эмоциональным опытом взаимодействия с окружением, актуализацией идентификации, подражания, эмпатии.
В процессе общения с ровесниками и взрослыми, особенно с близкими людьми, под воздействием механизма эмоционального заражения у детей формируются эмоциональные моральные установки по отношению к себе и окружающим. Эти установки приобретают функции моральной оценки и самооценки, своеобразной призмы, сквозь которую воспринимается ситуация, событие, другой человек и Я. Ведь именно эмоции являются своеобразным внешним проявлением внутреннего мира ребенка. Как отмечает И. Чеснокова, «острая актуализация потребности в процессах самосознания происходит под влиянием сильных эмоциональных переживаний, жизненных коллизий, связанных с осознанием нежелательного отношения к себе окружающих, особенно значимого» [10].
Самоотношение и самооценивание личности пребывает в процессе непрерывного развития, образуясь из многочисленных переживаний различных эмоциональных состояний, чувств личности относительно собственного Я. С развитием эмоционального опыта у младшего школьника формируется обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе. Содержательная суть самосознания в целом образуется на основании эмоционального опыта, который составляют эмоциональные состояния, переживаемые в разное время в связи с размышлениями о себе по поводу моральных аспектов поведения и деятельности.
Весомый вклад в разработку проблемы структуры и содержания самоотношения был осуществлен В. Столиным, С.Р. Пантелеевым [9]. В качестве основных базовых измерений эмоционально-ценностного аспекта Я-образа ими были выделены: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес и ожидание положительного отношения от других [9, с. 9]. Самоуважение, как один из элементов эмоционального компонента самосознания, отражает тот аспект самоотношения, который содержательно и эмоционально объединяет веру в свои силы, способности, самостойкость, оценку своих возможностей контролировать собственные поступки, поведение, понимание самого себя. Аутосимпатия включает представление о себе как о самоценности. Сюда входят чувства, находящиеся на противоположных полюсах, то есть одобрение самого себя, доверие к себе и позитивная моральная самооценка в одном случае, а в другом — низкая моральная самооценка, готовность к самообвинениям, признание в себе преимущественно недостатков. Самоинтерес отражает степень субъективной близости, а именно: интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в том, что Я интересен для других, готовность общаться с собой на равных. Предполагаемое отношение других, как одно из измерений обобщенного уровня самоотношения, демонстрирует значимость для человека положительного мнения о нем других людей, одобрение его взглядов, поступков. Предполагаемое отношение накладывает отпечаток и на отношения субъекта к себе, на уровень его самоуважения.
Самоотношение человека проявляется в том, каким он видит себя в сравнении с человеком, имеющим противоположный набор качеств. Младший школьник с адекватной моральной самооценкой отождествляет себя с другим индивидом, сопереживает, способствует взаимопониманию и уподобляется им собственными моральными чертами.
Важную роль в становлении моральной самооценки играет механизм моральной самоидентификации как процесс: усвоение моральных ценностей, идеалов, ролей моральности, копирование мыслей, чувств или действий другого лица, выступающего моделью [9]; наследование поведенческих, личностных и социальных характеристик значимого другого. Воспроизведение этих характеристик субъектом идентификации либо в реальных поведенческих актах, либо в символической форме [4, с. 130]. Одновременно субъект копирует не только внешние формы поведения и действия индивида, а также его внутренние переживания, личностные смыслы. В этом процессе приобретаются ценности, нормы, идеалы, воля и моральные качества другой личности, становящиеся впоследствии основой моральной самооценки.
Важной способностью личности, которая начинает формироваться как целостное образование в этот период, является моральная рефлексия. Речь идет не столько о деятельности самооценивания, сколько об умении полагаться на моральную самооценку как на психологическую опору, ориентир в собственных суждениях, поступках, отношениях. Мы использовали авторские диагностические методики «Волшебный магазин» и «Лестницы». В ходе нашего исследования было установлено, что 67 % младших школьников в возрасте 10—11 лет (86 учеников 4 класса) присущи проявления личностной рефлексии. Причем первое место в рефлексивном процессе занял анализ школьниками черт своего характера, особенностей морального поведения, взаимоотношений с другими, проявление критичности к себе как личности, а также наличие переживаний по поводу отношений с окружающими, что в значительной степени влияет на адекватность моральных рефлексивных ожиданий.
Важным механизмом морального самооценивания является децентрация, которая нетождественна способности стать на точку зрения другого, мыслить и действовать, «как он». Впрочем, как убедительно показал Д. Флейвелл, с децентрацией связано успешное и бесконфликтное принятие другого человека. Механизм децентрации, с одной стороны, предусматривает децентрацию индивида, с другой — способствует развитию способности согласовывать свое Я с внешними ожиданиями. В соответствии с исследовательскими фактами психологов, переход от эгоцентризма к децентрации наблюдается не только в интеллектуальной деятельности младшего школьника. Снижение индивидуалистических тенденций имеет место и во взаимодействии с окружающими, прежде всего со сверстниками, и в сфере самосознания. Основным условием этого процесса является развитие теоретических форм мышления и сферы социального взаимодействия, ведущее к возникновению знаний ребенка о себе самом. Именно это дает нам возможность рассматривать децентрацию в качестве механизма, порождающего рефлексивное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Еще одним механизмом становления моральной самооценки является эмпатия. Возраст зрелого детства — это сенситивный период для развития эмпатических способностей. У детей формируется новый уровень аффективно-потребностной сферы, где они действуют не напрямую, а произвольно, согласно моральным нормам, чувствам. Л. Журавлева [2] утверждает, что развивается готовность к трансфинитивной эмпатии (духовный уровень). Эмпатия вообще — это сострадание к переживаниям человека, способность участвовать в его эмоциональной жизни, разделять эмоциональные состояния, ощущать эмоциональный комфорт или дискомфорт [2].
Восприятие моральных аспектов поведения и личности не обходится без стереотипов и предубеждений. Стереотипы могут быть не только сомнительными, но и ошибочными. Определение истинности или ложности стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Иногда младшие школьники переоценивают сверстника-отличника, его моральность, а если ребенок имеет низкий уровень учебных достижений, значит, он неправильно делает моральный выбор. Педагоги должны предупреждать возникновение неадекватных стереотипов в моральном оценивании и моральном самоооценивании.
Итак, нами выделены и охарактеризованы основные факторы (оценивание взрослыми нравственных аспектов поведения, система оценочных отношений, актуализация самооценивания и др.) и механизмы становления моральной самооценки младших школьников. Осознание и интериоризация моральных норм связаны с актуализацией у субъекта эмоционального морального заражения и моральной идентификации, развитием личностной моральной рефлексии, эмоциональной и когнитивной децентрации, антиципации, что способствует становлению адекватной моральной самооценки. Знание педагогом этих факторов и механизмов повышает эффективность их деятельности, направленной на формирование у младших школьников адекватной моральной самооценки.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Собран.соч.: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1982.
- Журавлева Л.П. Психология эмпатии: монография. — Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франка, 2007. — 328 с.
- Костюк Г.С. Развитие и воспитание. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности /под ред. Л.М. Проколиенко. — К., 1989. — С. 79—98.
- Кричевский Р.Л. Хазанова М.А. Исследование идентификации со сверстниками в коллективах старшеклассников // Психолого-педагогическое изучение личности школьника. — М.: Педагогика, 1977. — С. 129—151.
- Маслов А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты — М., 1982. — С. 108—117.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение и личностный смысл “Я”. — Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Изд-кий Дом “Бахрах-М”, 2000. — С. 220—229.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды/ — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Савчин М.В. Психология ответственного поведения. Монография. — Ивано-Франковск: НВ, 2008. — 280 с.
- Столин В.В. Самосознание личности — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности — М., 1978. — 141 с.
дипломов
Оставить комментарий