Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Психология
Секция: Клиническая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ, А ТАКЖЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Баглюк Анастасия Андреевна
Студент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail: Elezhur@yandex.ru
Фотекова Татьяна Анатольевна
д-р психол. наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail: fotekova@yandex.ru
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных во многих науках: психологии, невропатологии, психиатрии, эмбриологии, генетики олигофренопедагогике и др.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Обучение таких детей происходит в специальных коррекционных учебных заведениях. Это необходимо потому, что умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим необратимым недоразвитием, и мыслительные способности формируются у него с большими задержками и соответственно он не сможет усвоить общеобразовательную программу. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого необходимо подробно исследовать вопросы формирования и развития высших психических функций у умственно отсталых детей.
В психологическом исследовании ребенка важное место должен занимать анализ развития зрительных и, шире, зрительно-вербальных функций. Через зрительный канал ребенок получает максимум информации. От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 2003).
Как известно, зрительные и вербальные функции имеют свою мозговую организацию. Так, зрительные образы правого полушария информационно богаче, чем левополушарные образы. Поэтому правое полушарие доминирует во всех задачах, где требуется мысленное оперирование с наглядным материалом. Что касается речевых функций, то левое полушарие выступает в роли доминантного (у большинства праворуких).
Исследование зрительных и вербальных ассоциаций — частный случай исследования зрительно-вербальных функций с помощью нейропсихологических методик.
Изучение же памяти в нейропсихологическом исследовании является одной из важных задач, во-первых, в силу важности этого психического процесса в развитии всей психической сферы ребенка, его произвольности, познавательных процессов, поведения и, наконец, учебной деятельности. Во-вторых, память в силу сложности своего структурно-функционального строения позволяет исследовать состояние отдельных звеньев этой функции и анализировать развитие определенных
Цель экспериментального исследования заключалась в выявлении особенностей зрительных и вербальных ассоциаций, а также особенностей слухоречевой памяти у умственно отсталых и нормально развивающихся младших школьников с позиции нейропсихологического исследования высших психических функций. В нем приняли участие 40 младших школьников (7—8 лет): 20 умственно отсталых детей, обучающихся в специальной коррекционной школе-интернат восьмого вида г. Черногорска (12 человек). И в специальной коррекционной школе № 17 г. Абакана (8 человек), и 20 нормально развивающихся детей из общеобразовательной школы № 19 г. Абакана.
Для исследования особенностей зрительных и вербальных ассоциаций у умственно отсталых младших школьников были использованы методы диагностики развития зрительно-вербальных функций Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой (2003). В исследовании применялись пробы на свободные и направленные зрительные ассоциации. По данным пробам можно напрямую отследить состояние правополушарных зрительных функций и косвенно функции 3 блока мозга. Также, в работе использовались пробы на свободные и направленные вербальные ассоциации двух видов: называние растений и называние действий (глаголов), где актуализируемые слова должны относиться к определенной семантико-грамматической категории. Первые две серии имеют непосредственное отношение к оценке состояния функций программирования и контроля, третья в большей степени направлена на исследование номинативной функции речи. Для исследования особенностей слухоречевой памяти у умственно отсталых младших школьников были использованы задания из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981) и ряд других нейропсихологических проб. Применялась проба на запоминание двух групп по три слова (1) холод, рама, клин; 2) гость, риск, дождь). Эта проба позволяет оценить особенности обработки слухоречевой информации: фонематического восприятия и памяти этой модальности.
Также в исследовании использовался ряд проб на исследование импрессивной речи и на понимание сложных логико-грамматических конструкций. По этим пробам можно отследить состояние фонематического слуха и семантического анализа, а также слухоречевой памяти ребенка.
Для статистической обработки результатов исследования использовались методы описательной статистики и U-критерий Манна-Уитни с помощью программы SPSS 10.5 for Windows.
В ходе исследования вербальных ассоциаций нами были получены следующие результаты. Уровень продуктивности в пробе на свободные вербальные ассоциации, на называние действий и на называние растений в два раза выше у детей из массовой школы (р = 0,000). Некоторые ученики коррекционной школы, около 3 %, не в состоянии называть слова отдельно. Дети начинают говорить первые слова, а затем у них возникают ассоциативные соскальзывания, то есть налицо трудности удержания программы действий. Причиной этого может быть слабость функций программирования и контроля, то есть недостаточная развитость третьего блока мозга по А.Р. Лурия. К этому добавляется недоразвитие речевых функций, о чем свиде-тельствует низкая продуктивность в направленных ассоциациях. У умственно отсталых детей наблюдаются трудности переработки слухоречевой информации по левополушарному типу (все участники эксперимента праворукие). На это указывает низкая продуктивность во всех заданиях, обилие повторов (р = 0,001). В пробе на называние растений у умственно отсталых детей наблюдаются трудности актуализации названий. Они недостаточно владеют конкретной лексикой — используют наиболее частотные слова («береза», «ромашка», «яблоко», «одуванчик») и слова с обобщенным значением («деревья», «трава», «цветы», «овощи»). Это говорит о слабости функций переработки слухоречевой информации, что свидетельствует о дефиците 2 блока мозга. Для умственно отсталых детей характерны продолжительные паузы в течение ассоциаций и перед первой ассоциацией, то есть таким детям свойственна трудность вхождения в задание, что может быть связано с недостаточным развитием 3 блока мозга.
При исследовании зрительных ассоциаций мы получили следующие результаты.
Уровень продуктивности в свободных и направленных зрительных ассоциациях, то есть количество рисунков без неадекватных заданию изображений и повторов, у умственно отсталых младших школьников значительно ниже, чем у детей из массовой школы (р = 0,001). Это может быть результатом недостаточной сформированности правополушарной стратегии переработки зрительной информации.
Что касается качества рисунков в пробе на свободные зрительные ассоциации, то у учеников из спецшколы качество очень низкое, то есть большое количество неузнаваемых рисунков (название нарисованного объекта не соотносится с самим рисунком, например, кривая линия — это нога дракона) сочетается с малым количеством хорошо узнаваемых рисунков (р = 0,000). В рисунках испытуемых наблюдаются диспропорции в передаче частей объекта, плохая зрительно-моторная координация. Это свидетельствует о слабости правополушарных зрительных функций, то есть о недостаточной развитости 2 блока мозга.
Дети не только рисовали объекты, но и называли свои изображения, поэтому мы можем сравнить богатство образного и вербального словаря, проанализировать вербальные ошибки. Такие ошибки довольно часто встречаются среди называний рисунков умственно отсталых детей (р = 0,02). В их ответах отражается, прежде всего, недостаточное развитие связи «зрительный образ — слово», что может быть обусловлено трудностями переработки как зрительной, так и слуховой информации по левополушарному типу.
В ходе исследования слухоречевой памяти нами были получены следующие результаты. Проба на запоминание двух групп по три слова предполагает четыре воспроизведения стимульных слов. Со всеми воспроизведениями нормально развивающиеся дети справились лучше (р = 0,00). Третье воспроизведение позволяет оценить объем кратковременной произвольной слухоречевой памяти и, можно сказать, что у детей из коррекционного учебного заведения он нарушен. Последнее отсроченное воспроизведение дает возможность проверить долговременное хранение и устойчивость к взаимному влиянию следов память. Интерференция счетом уменьшила количество слов, которое запомнили дети. По последнему воспроизведению можно судить о слабой развитости долговременной памяти у школьников из экспериментальной группы, а также о подверженности к интерференции.
В данной пробе слова подобраны таким образом, что провоцируют семантические и фонематические ошибки, кроме того, использованы низкочастотные слова (риск, клин). Трудности запоминания также проявляются и в ошибках, которые допускают дети в ходе воспроизведения заучиваемых слов. Погрешности различных типов допускали дети из обеих групп, хотя их явное преобладание наблюдалось у умственно отсталых (р = 0,043). Так, наиболее частыми можно считать звуковые замены и изменения слова, которые не меняют его структуру из-за пропуска одного звука или его присоединения (риск — иск, диск, рис, писк; гость — кость, клин — Клим), а также изменение грамматической формы слова (р< 0,05). Ошибки по данному типу чаще встречаются у детей со слабостью левополушарных функций, то есть недоразвитостью второго блока мозга.
Такие ошибки, как горизонтальные и вертикальные повторы слов (р = 0,000), указывают на наличие инертности, проявляющейся в персеверациях в речевой сфере, и отсутствии контроля и чаще всего встречаются у детей со слабостью в развитии регуляции левополушарных функций и процессов нейродинамики.
Также в данной работе мы использовали ряд методик на импрессивную речь (она связана с пониманием ребенком обращенной к нему речи). Но с помощью этих методик можно исследовать и особенности слухоречевой памяти, а также состояние фонематического слуха и семантического анализа. Все пробы на импрессивную речь (по суммарному балу) нормально развивающиеся дети выполнили намного успешнее своих сверстников (р = 0,000). Лучше всего школьники понимают далекие друг от друга по значению и звучанию слова, обозначающие названия предметов, а хуже — близкие по значению и звучанию слов, обозначающие действия. Также были обнаружены отставания в развитии слухоречевой памяти, фонематического слуха, трудности семантической дифференциации слов.
Итак, для умственно отсталых детей характерно отставание в развитии зрительных функций преимущественно по правополушарному типу. Одновременно с бедностью зрительных образов у учеников специальной школы были обнаружены проблемы в назывании своих рисунков, что говорит о слабости переработки слухоречевой информации по левополушарному типу. Также, мы заметили, что для умственно отсталых детей свойственны трудности в переработке слухоречевой информации, слабость слухоречевой памяти и инертность, о чем говорит большое количество ошибок и, что является результатом недоразвития функций левого полушария и второго блока мозга в целом. Таким детям присуще и отставание в развитии функций программирования и контроля психической деятельности, что обусловлено недоразвитием «передних» функций, т.е. третьего блока мозга в целом.
Список литературы:
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе: Сб. докладов 1-ой международной конференции памяти А.Р. Лурия/ Т.В. Ахутиной. — М.: 1998.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций/ Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой. — М.: 2003. — 64 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический Проект, 2000.
- Фотекова Т.А. Практикум по клинической психологии. Часть 1. Нейропсихологическая диагностика/ сост. Т.А. Фотекова. — Абакан: 2008 — 92 с.
дипломов
Оставить комментарий