Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПРАРОДИТЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МНОГОПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРАРОДИТЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МНОГОПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Кондрашова Виктория Олеговна

аспирант, ГУО «Академия последипломного образования»,

г. Минск, Республика Беларусь

Email: vkondrashova@tut.by

 

В Республике Беларусь, как и во всем мире, наблюдается активный процесс постарения населения, характерной особенностью которого является значительное увеличение среди населения численности лиц пожилого возраста. В настоящее время в нашей стране проживает более 1 млн. 800 тыс. человек в возрасте старше 60 лет. Существующая тенденция к старению населения вызывает повышенный интерес ученых и специалистов различных отраслей науки [10, с. 9].

Проблема организации социально-психологических условий развития личности пожилого человека является чрезвычайно актуальной, поскольку ее решение не только определяет активность пожилого человека и его позицию в жизни общества, но и выводит эту проблему в более широкий социальный контекст. Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе отражены в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь преклонного возраста».

Одной из острых проблем лиц пожилого возраста является их социальная изоляция. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы. Обществу, в том числе и семье, необходимо приложить усилия, для того, чтобы пожилые люди могли почувствовать себя востребованными, ощутить заботу и внимание окружающих.

Одним из факторов, который может в одном случае способствовать, а в другом — препятствовать социальной изоляции пожилого человека в обществе, является роль семьи, детей и внуков в его жизни [4, с. 30].

Современная многопоколенная, или мультипоко­ленная [1, с. 115]; [3], семья традиционно понимается как тип семьи, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством. Это, как правило, прародители (бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка), родители и их дети.

Особенностью многопоколенных семей В.В. Пациорковский называет тот факт, что они «могут хорошо сохраняться и функционировать не только под одной, но и под разными крышами» [7, с. 126]. По мнению автора, многопоколенная семья имеет преимущество над нуклеарной. Каждый член мультипоколенной семьи включен в широкий круг социальных отношений и связей, которые опираются на требования сегодняшнего дня, на прошлое и будущее. В отношении ребенка в такой семье «складываются и закрепляются определенные обязанности не только у отца с матерью, но и ближних и дальних родственников» [там же, с. 127]. В таких семьях наряду с родителями большое влияние на формирование личности детей оказывают и прародители (дедушки и бабушки), даже если они проживают отдельно от своих внуков. Многие из них (прародителей) активно участвуют в воспитании своих внуков в выходные дни и в любое свободное от работы время, общаются с внуками при помощи современных коммуникационных систем, и часто оказывают серьезное позитивное влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста (своих внуков) через трансляцию социально значимых семейных ценностей.

Современные ученые (А.Я. Варга, О.В. Краснова, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Т.В. Сенько, А.С. Спиваковская, М.И. Стельмахович, Л.А. Таланова и др.) в своих работах говорят о признании особой роли авторитета старшего поколения, об этике внутрисемейного общения, образе жизни, стиле внутрисемейных отношений; подчеркивают исключительную роль прародителей в воспитании детей, осуществлении связи поколений, «без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте, о жизни как явлении бесконечном» [6].

Прародителями принято называть предшествующее поколение. «Пра-» по мнению В.И. Даля означает «родство или связь в дальнем восходящем или нисходящем порядке, предков, потомков; простое предшествование чему-либо во времени; исконный, начальный» [2, с. 622]. Это прадед — отец деда (бабушки). Прабабушка — мать деда (бабушки). С.И. Ожегов называет прародителя «родоначальником».

В нашем исследовании мы определяем прародителя как родственника, который начинает род, т. е. предшествует следующему поколению и связывает предыдущее поколение с последующим, обеспечивает родство и связь поколений во времени, связывает настоящее, прошлое и будущее. На конструктивных отношениях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи основано благоприятное взаимодействие всех поколений. А.С. Спиваковская считает, что «основная задача всех участников семейного союза в трех поколениях заключается в создании эмоционально ровных, взаимоприемлемых свободных и независимых, но содружественно конструктивных отношений» [9, с. 121]. Так на позитивных эмоциональных отношениях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи основано благоприятное взаимодействие всех поколений в семье.

У прародителей, как у самого старшего поколения в семье, уже сложившиеся и устоявшиеся жизненные принципы и ценности. Ценности общества, семейные ценности, происходящее вокруг они соотносят с индивидуальным опытом, анализируют, оценивают и, таким образом, закрепляют свою позицию и взгляд по отношению к окружающим событиям, явлениям и т. д., что в свою очередь, «обеспечивает их прагматическую результативность» [11].

Социализирующая роль прародителей определяется ролевыми установками старшего поколения в семье. О.В. Краснова называет следующие ролевые установки: материально обеспечивать семью; воспитывать внуков; продолжать профессиональную деятельность; помогать по хозяйству; передавать профессиональные знания; сохранять семейные традиции [5, с. 58]. Выполняя эти роли и функции, пожилые люди чувствуют свою значимость.

О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Марцинковская, А.С. Спиваков­ская и др. говорят о том, что для пожилых людей очень важно наличие в семье внуков и участие в их воспитании. Активная позиция старшего поколения в жизнедеятельности семьи повышает авторитет пожилого человека в семье, «ведет к осознанию им своей полезности и облегчает социальную адаптацию в пенсионный период» [8].

В современном обществе по причине занятости родителей все чаще в воспитании детей принимают участие прародители. Бабушка и дедушка нередко берут на себя ответственность за семью и становятся главными воспитателями внуков. В современной семье из-за возникающих различных социальных проблем прародители иногда полностью вынуждены заменить ребенку родителей и взять на себя функцию родительства.

Прародители оказывают влияние на формирование подрастающей личности ребенка в процессе общения с ним. Чем более значимым для ребенка является взрослый, тем большее влияние на формирование личности он оказывает.

Таким образом, прародителям отводится серьезная роль в обществе, семье и многопоколенных взаимоотношениях. Мы видим роль старшего поколения в передаче жизненного и социального опыта последующим поколениям. Именно прародители — хранители семейных традиций, обычаев, семейных ценностей. Они способны передать накопленный жизненный опыт последующим поколениям, своим детям и внукам. Общение прародителей во взаимодействии с семейным социумом, представителями разных поколений помогает сохранить активную жизненную позицию старшего поколения, что способствует успешной трансляции, передаче и сохранению семейных ценностей.

 

Список литературы:

  1. Алейникова О.А. Особенности жизнедеятельности пожилого человека в мультипоколенной семье // Личность, социальное государство и гражданское общество / БГУ; редкол.: И.В. Тимошенко (гл. ред.) [и др.]. Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. — С. 115—116.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание. В 4 т. Т. 3: П — Ф. — М.: АСТ: Астрель: Транзит книга, 2006. — 921 с.
  3. Краснова М.Н. Социально-духовные ценности  и проблемы молодой семьи: автореф. дис. … канд. философ. наук; Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. — Чебоксары, 1999. — 17 с.
  4. Краснова О.В. История старости как история формирования аттитюдов к пожилым и старикам в обществе // Психология зрелости и старения. — 2001. — Весна, № 1 (13). — С. 28—41.
  5. Краснова О.В. Пожилые женщины в семье в условиях города // Психология зрелости и старения. — 1999. — Осень-зима, № 3 (7—8). — С. 41—69.
  6. Краснова О.В. Роль бабушки: сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. — 2000. — Лето, № 2 (10). — С. 89—114.
  7. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. Большая семья в демографической ситуации России // Социологические исследования / Рос. акад. наук. М. : Наука. — 2009. — № 3 (299). — С. 121—128.
  8. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей // Психология развития / Т.Д. Марцинковская [и др.]. М.: Академия, 2005. — 528 с.
  9. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  10. Сушинский В.Э., Михалюк Р.А. Вопросы нейрогериатрии в обще­медицинской практике // Искусство медицины: ОДО «Альвенто». — 2011. — № 8 (44). — С. 4—10.
  11. Янчук В.А. Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. — 2006. — Т. 1. — С. 193—206.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий