Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2012 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
Воронов Николай Андреевич
канд. биол. наук, доцент Ярославского государственного университета,
г. Ярославль
Борисов Александр Викторович
канд. пед. наук, доцент Ярославского государственного университета,
г. Ярославль
Шипов Николай Алексеевич
доцент Ярославского государственного университета,
г. Ярославль
E-mail: ylia-2011@mail.ru
Тематика счастья личности оставалась актуальной и спорной во все времена. Рассуждения о сущности счастья мы встречаем еще в трудах античных философов. Не менее значимой данная проблема является и в наше время, в эпоху стремительного прогресса и глобальных перемен в обществе. Разумеется данная ситуация не может не коснуться и эмоционально-потребностной сферы личности.
Сложность понимания феномена счастья состоит в том, что этим словом обозначается и сиюминутная радость человека (так называемое «вершинное переживание» — кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни, например счастливый миг победы в спорте). Понятие «счастье» не всегда синонимично понятию «радость», но очевидно, что между ними существует тесная связь. Счастливый человек радуется больше и чаще, чем несчастный. Чем чаще у человека возникают эти сиюминутные радости, тем более счастливым он себя считает [4, с. 357].
Характер человеческих переживаний в большей мере определяется складывающимися в жизненном опыте каждого индивида определенными эмоциональными образованиями, которые можно назвать программными эмоциональными установками человека. Таким образом, от ориентированности человека на ту или иную потребность, на те или иные жизненные приоритеты и зависит характер составляющих его счастья, то есть тех аспектов жизни, успехи или неудачи в которых и будут служить источниками эмоционального состояния человека.
В ряде философских и психологических концепций (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм и др.) указывается, что реализация своего потенциала является для человека источником счастья. Средством самореализации может послужить деятельность, например спортивная деятельность, либо любовь, причем любовь дающая, а также самосозидание. Для обретения счастья человеку необходимо «выплеснуть» тот потенциал, который изначально заложен в него. Идея о том, что стремление к сам о актуализации и самовыражению является для личности источником счастья, была подтверждена в нашем исследовании. В ходе исследования выявлено, что чем выше субъективная ценность потребности в самовыражении, тем выше уровень эмоционального благополучия и тем выше уровень субъективного ощущения себя счастливым — несчастным [5, с. 114—117]. Необходимо отметить, что для лиц, занимающихся спортом высших достижений, именно спортивная деятельность является источником самовыражения и самоактуализации. Успех же на соревнованиях для спортсмена может служить своеобразным индикатором субъективного счастья личности.
Достаточно большое число зарубежных исследований направлено на установление источников счастья. М. Аргайл пришел к выводу, что отчасти источниками счастья выступают такие объективные характеристики жизни, как благосостояние, занятость и брак, однако определенную роль играют и субъективные факторы — такие, как личностное восприятие жизненных условий, например, социальное сравнение и адаптация. Уровень счастья соотносится также и с возрастом: пожилые люди счастливее молодых. Еще одним источником счастья служит обладание соответствующим типом личности. При этом необходимо отметить, что личностные особенности могут измениться под воздействием пережитых жизненных событий. Значим также стиль мышления: счастливые люди обладают более высокой самооценкой, чувством контроля, оптимизмом и ощущением цели, обусловленной наличием четких ориентиров. Установлено, что у религиозных людей особые аспекты благополучия [1, с. 259]. Таким образом, согласно М. Аргайлу, счастье — это основное измерение человеческого опыта, оно включает в себя позитивный эмоциональный настрой, удовлетворенность жизнью, а также когнитивные аспекты, как оптимизм и высокая самооценка.
М. Аргайл рассматривает влияние занятий физической культурой как одного из видов досуговой деятельности на субъективное ощущение счастья. Активные занятия спортом, увлеченность спортом в качестве болельщика имеют положительную корреляцию с субъективным уровнем ощущения счастья.
Установлены особенности мотива занятий физическими упражнениями: начинающие называют главным образом причины, связанные со здоровьем и эстетикой, тогда как опытные люди отмечают в качестве побуждений получение удовольствия, улучшение настроения, ощущение счастья. Энергичные физические упражнения отражаются на настроении, вероятно, потому, что при продолжительных усилиях происходит выработка эндорфинов, а это, в свою очередь, вызывает определенного рода эйфорию, спортивный подъем, ощущение счастья [1, с. 135—136]. Склонность к определенному виду спорта часто проявляется в безотчетном стремлении человека получить удовольствие от деятельности того или иного характера. Если спросить, почему человек предпочитает какой-либо вид спорта, чаше всего можно услышать ответ: «нравиться», без раскрытия конкретных причин, почему нравиться [3, с. 35]. Значит, человек приходит в спорт для получения дополнительного источника положительных эмоций и счастья.
Необходимо отметить, что спортивная деятельность и занятия физической культурой как досуг имеют существенные отличия. Как правило, эмоциональное состояния спортсмена, достигшего желанной победы, описывают как ощущение величия, радости, счастья. Окончив определенную деятельность, спортсмен оценивает достигнутый результат. Успех или неуспех — понятия сугубо индивидуальные, тесно связанные с уровнем притязаний человека, а не с абсолютной величиной результатов. В случае успеха (достижения результата, превосходящего или равного уровню притязаний) у спортсмена появляются положительные эмоции: от удовлетворения достигнутым до радости (эйфории), сопровождаемой обильными речевыми реакциями, смехом, обниманием товарищей, подпрыгиваниями. И в том и другом случае мы можем говорить о субъективном ощущении счастья. Однако когда победа достигается с большим трудом, у спортсмена может наступить ощущение полной опустошенности. При особенно больших победах даже возникает стрессовое состояние, нередко приводящее к неадекватным реакциям на победу.
Субъективное ощущение счастья, возникающее после успеха на соревнованиях, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для дальнейшей деятельности спортсмена. С одной стороны, появляется уверенность, повышается уровень притязаний, увеличивается сила мотивации, что ведет к повышению работоспособности. Однако в случае легкого и частого успеха такое эйфоричное состояние может привести к отрицательным последствиям [3, с. 86].
В экспериментальном исследовании Уильяма Макинтоша было выдвинуто предположение о том, что субъективное переживание счастья человеком опосредуется тем, насколько он связывает достижение своих целей и полученные результаты со счастьем. Такого рода «связывание» можно рассматривать как аспект уровня притязаний. Было выявлено, что «связывание» значимо связано с субъективным ощущением себя несчастным и негативным настроением. Чем больше люди связывают достижение цели (а в нашем случае, спортивного результата), тем выше у них показатели тягостных размышлений, плохого настроения, субъективного ощущения себя несчастным [2, с. 383—386].
Спортсмены быстро привыкают к успеху. У них растет самоуверенность и уровень притязаний. На этом фоне, в случае неудачи, возникший внутренний конфликт может быть глубоким. У спортсмена развивается субъективное ощущение себя несчастным. Эта опасность в большей степени угрожает спортсменам экстравертированного типа (с высокой общительностью), со склонностью к высокой эмоциональной возбудимости. В таких случаях нужно снизить у спортсменов уровень притязаний, однако не прямой словесной регуляцией, а определенной организацией спортивной тренировки, при которой последовательность удач время от времени прерывается неуспехом. Лучшим средством при этом является возможно большее количество встреч с равными противниками.
В большинстве случаев в современных исследованиях счастья, проблема его содержательно — мотивационного аспекта и ценностной направленности специально не выделяется и не всегда учитывается и, как правило, недооценивается. На наш взгляд, такая недооценка ограничивает возможности и задачи психологических исследований счастья, поскольку главным для них оказывается не субъект счастья во всей полноте и реальности своих жизненных проявлений и отношений к миру, а только формальный фактор счастья и его диагностика. Тем самым, из сферы анализа неправомерно выпадает целый пласт информации, имеющий нередко существенное значение для интерпретации полученных эмпирических данных. Необходимо отметить, что исследования вопроса счастья в психологии физической культуры и спорта также являются недостаточными.
Список литературы:
- Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
- Берслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бсрслав. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
- Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб.; Питер, 2008 — 352 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2007. — 783 с.
- Петриашвили Н.Н. К вопросу о ценностной специфики счастья /Н.Н. Петриашвили //Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности: сборник статей / Под ред.В.В. Валетова (гл. ред.) и др. — Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. — 114—1I7 с.
дипломов
Оставить комментарий