Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: Психология труда, инженерная психология и эргономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Власкин В.Ю. РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАЛЬНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ ВОЙСКОВОГО ПСИХОЛОГА) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАЛЬНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ ВОЙСКОВОГО ПСИХОЛОГА)

Власкин Виктор Юрьевич

психолог войсковой части, п. Мулино Нижегородской обл.

E-mail: wvy-mulino@mail.ru

 

Проводимая в настоящее время реорганизация воспитательных структур Вооруженных Сил создала в частях и соединениях ряд проблем, связанных с изменением подходов к индивидуальной работе с подчиненными. В частности, в 2009 году произошло сокращение численности специалистов психологической работы войскового звена. В настоящее время психологическое сопровождение военной деятельности в части возложено на специалистов из категории гражданского персонала (до реорганизации войсковой психолог являлся военнослужащим и имел воинское звание в континууме «капитан — подполковник»). Иными словами, в низовом звене воспитательных армейских структур было произведена передача служебных полномочий специалистам, как правило, выпускникам гражданских ВУЗ, ранее с ними не знакомым. Таким образом, перед командирами всех степеней возник вопрос об организации и исполнении в части и подразделении успешной психологической деятельности.

Можно сделать предположение о том, что решение данного вопроса находится в детерминантной взаимосвязи оценок представлений о данной профессии всеми участниками деятельности войскового психолога.

Актуальность изучениятакого подхода, на взгляд автора, определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, неопределенностью кадрового статута психолога в военной организации;
  • во-вторых, не согласованностью между требованиями военных нормативных актов к результатам деятельности психолога и условиями их реализации: отсутствие качественного подбора, малое число штатных специалистов, отсутствие условий для повышения уровня их профессиональной компетенции.

Из большого количества научной литературы, посвященной проб­лемам психологии труда, известно, что каждый работник на всех этапах деятельности периодически вынужден сталкиваться с необходимостью диагностики и самодиагностики состояния своего профессионализма.

Генеральной практической задачей в области самоорганизации и организации любого труда, т. н. «золотым правилом» всей психологии труда, а вместе с тем и центральной проблемой человековедческих областей знания, обслуживающих решение этой задачи, является установление наилучшего взаимного соответствия — взаимосообразности — человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой [4, с. 91]. В исследованиях по психологии труда показано, что в наиболее общем виде соответствие личности и профессии раскрывается через содержание определенного комплекса взаимных требований. Однако основной акцент при этом делается на соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия к личности; разработан целый комплекс понятий, характеризующий такое соответствие и ведущим среди них является «профессиональная пригодность». Всем так же хорошо известен термин «профессиограмма». Общепринято, что профессиограмма представляет собой описание социально-экономичес­ких, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психоло­гических и других особенностей профессии [1, с. 19]. Необходимо отме­тить, что она никогда не может считаться окончательно законченной, так как профессии не остаются неизменными.

Кроме того, в понятие профессиональной пригодности многие авторы включают также удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов [2, с. 141]. При рассмотрении практической деятельности же войскового психолога целесообразно апеллировать к такому термину, разработанному теоретиками военной психологии, как «профессиональная идентификация» специалиста [3, с. 30].

Изучение данных подходов, несомненно, важно для психологии труда, но, на взгляд автора, не менее важным является подход, рассматривающий саму профессию как отдельный объект изучения.

В целях изучения данного вопроса автором было проведено психодиагностическое изучение профессии войскового психолога в войсковых частях МО РФ. Инструментом изучения был выбран метод семантических универсалий, разработанный автором первой русскоязычной монографии по психологии субъективной семантики Е. Ю. Артемьевой [5, с. 5].

Выборки испытуемых были сгруппированы таким образом, чтобы была определена возможность их дифференциации по штатно­му предназначению, времени субъект — объектного взаимодействия (солдаты срочной службы: постоянный состав — весь срок службы, переменный состав — определенное время). Служебная категория офицерского состава разделена на тех, кто имеет в подчинении личный состав (СЛС) и тех, кто его не имеет (БЛС — «без личного состава»).

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Итоговые результаты специализированного семантического дифференциала для оценки профессии войскового психолога

Значимые

дескрипторы

Средние значения по группам

Психологи(n=25)

 — 16д ×

Офицеры

СЛС(n=30)

 — 10д×

Офицеры

БЛС (n=21)

 —6д ×

Постоянный

состав(n=32)

 —10д ×

Переменный состав (n=34)

 —10д ×

Интересная

3

 

 

 

 

Творческая

2,88

 

 

 

 

Многосторонняя

2,68

 

 

 

 

Одобряемая

2,64

 

 

 

 

Практическая

2,56

 

 

 

 

Связанная с людьми

3

2,63

2,33

2,94

2

Эмоциональная

2,52

 

 

 

 

Человечная

2,76

 

 

2,59

 

Коммуникабельная

3

2,03

2,14

 

 

Сложная

 

2,3

2,29

2,34

 

Развивающая

2,52

 

 

2,09

 

Высокоответственная

3

2,33

2,19

2,44

2,15

Квалифицированная

 

2,53

2,48

2,44

2,15

Осмысленная

2,6

2,23

 

2,53

2,24

Хорошая

2,68

 

 

 

1,82

Современная

2,56

2,23

 

 

 

Широкая

 

2,13

 

2,34

2,09

Активная

2,8

 

 

2,19

 

Значимая

2,64

2,27

2,05

 

1,65

Помогающая

 

2,13

 

2,28

2,09

Благоприятная

 

 

 

 

1,62

Распространенная

 

 

 

 

1,56

 

где курсивом выделены средние числовые значения, релевантные в двух и более группах; д×-число дескрипторов

Количественный анализ полученных результатов, прежде всего, говорит нам о том, что различные категории военнослужащих и сами войсковые психологи к данной профессии имеют не однозначное отношение. Из 45 предложенных к оценке семантических универсалий значимыми были признаны лишь 22. Выделение числовых показателей курсивом показывает, в какой степени совпадают взгляды на профессию у различных участников военной деятельности. В этом плане показа­тельны и абсолютные величины показателей средних значений, характе­ризующие степень важности выраженности обозначенного дескриптора.

Заслуживает внимания также количество отмеченных в каждой выборке профессиональных признаков; можно, например, отметить, что профессия войскового психолога наиболее значима для них самих и наименее значима для офицеров без личного состава. И если для переменного и постоянного состава количество выделенных значимых дескрипторов одинаково, то в постоянном составе наблюдается прева­лирование абсолютных числовых значений выделенных показателей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия войс­кового психолога, начиная с момента ее штатной реорганизации в 2009 году, в настоящее время находится в стадии своей персонификации и имеет неоднозначное к себе отношение со стороны всех участников данного вида деятельности.

На взгляд автора, работу по рассмотрению особенностей профес­сиональной деятельности войскового психолога целесообразно вести в следующих перспективных направлениях:

  1. Проведение подробного качественного анализа полученных эмпирических данных, который позволит оценить статистическую значимость уже найденных и осуществить поиск новых отличий, а также закономерностей, объединяющих выборы всех участников.
  2. Разработка и составление, по методу Ч. Осгуда, бланка специа­лизированного СД, позволяющего создать и оценить психологический профиль т.н. «успешного войскового психолога» с учетом возрастных и гендерных различий специалистов, коррелирующими, в свою очередь, с особенностями военной деятельности и наличием специфических задач в служебной дихотомии: «мирное время — ведение боевых действий».

Таким образом, решение обозначенных проблем даст возмож­ность нахождения т.н. «организационного ресурса», использование ко­торого будет способствовать эффективной профессиональной деятель­ности психолога в армейских структурах.

 

Список литературы:

  1. Военная профессиология. Учебное пособие / Под ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. — М.: 2003. 226 с.
  2. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под редакцией К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой — Москва Издательство УРАО 1997. 182 с.
  3. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006. 480 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  4. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  5. Серкин В. П. Алгоритм метода семантических универсалий // Психологическая диагностика.—2007.—№ 5. С. 5—29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий