Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2014 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шевченко М.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ  НРАВСТВЕННОГО  САМОСОЗНАНИЯ  У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  В  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маркова  Василиса  Викторовна

научный  руководитель,  доц.  Белгородского  государственного  университета  (НИУ  «БелГУ»),  РФ,  г.  Белгород

Шевченко  Мария  Вадимовна

студент,  Белгородский  государственный  университет  (НИУ  «БелГУ»),  РФ,  г.  Белгород

E-mail: 

 

THE  THEORETICAL  ANALYSIS  OF  FORMATION  OF  MORAL  CONSCIOUSNESS  OF  SENIOR  PRESCHOOL  AGE  CHILDREN  IN  PLAY  ACTIVITY

Markova  Vasilisa

supervisor,  associate  professor  of  Belgorod  state  University  (NIU  “BelSU”),  Russia,  Belgorod

Shevchenko  Maria

student,  Belgorod  state  University  (NIU  “BelSU”),  Russia,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Развитие  личности  ребенка  старшего  дошкольного  возраста  определяет  сформированность  нравственного  самосознания.  Игра  —  эффективный  метод  в  развитии  у  дошкольников  самосознания  и  самооценки,  нравственных  качеств.  В  результате  игровой  деятельности  формируется  «Я»  ребенка  и  нормы  поведения  в  обществе  сверстников.  Итак,  игра  имеет  большое  значение  для  формирования  нравственного  самосознания  личности. 

ABSTRACT

The  development  of  the  child's  personality  of  senior  preschool  age  determines  formedness  of  moral  consciousness.  The  game  is  an  effective  method  in  the  development  of  of  preschoolers  consciousness  and  self-esteem,  moral  qualities.  "I"  of  the  child  and  behavior  norms  are  formed  in  the  result  of  play  activity  in  the  peers'  company.  So,  the  game  is  very  important  in  formation  of  moral  consciousness  of  personality.

 

Ключевые  слова:  дети  старшего  дошкольного  возраста;  нравственное  самосознание;  игровая  деятельность. 

Keywords:  senior  preschool  children;  moral  consciousness;  play  activities.

 

Проблема  самосознания  —  одна  из  самых  сложных  в  психологии.  Вопросы  формирования  личности  и  нравственного  самосознания  волновали  общество  всегда,  во  все  времена,  им  уделялось  большое  внимание  в  теории  и  практике  педагогической  деятельности. 

Цель  исследования:  теоретическое  обоснование  игровой  деятельности  как  средства  формирования  нравственного  самосознания  детей  старшего  дошкольного  возраста. 

Самосознание  является  значимой  способностью  человека,  позволяющей  выделить  самого  себя  из  окружающего  мира,  осознать  себя  и  найти  свое  место  в  действительности.  Наиболее  эффективным  путем  исследования  самосознания  является  изучение  его  генезиса. 

Определение  нравственного  самосознания  представлено  в  работах  многих  отечественных  и  зарубежных  философов  и  психологов  Р.Г.  Апресян,  О.Г.  Дробницкого,  А.Г.  Спиркина,  А.И.  Титаренко,  Л.Н.  Антилоговой,  Б.С.  Братуся,  В.В.  Столина,  А.А.  Хвостова,  С.Г.  Якобсон  и  других  авторов.

Российский  философ  и  психолог  А.Г.  Спиркин  определяет  нравственное  самосознание  как  интегративное  личностное  образование,  проявляющееся  в  процессе  осознания,  оценки  и  регуляции  человеком  своих  действий,  мыслей,  чувств,  морального  облика,  на  основе  соотнесения  их  с  нравственными  требованиями  и  ценностями  социума  [8,  с.  142].

Доктор  психологических  наук  Е.К.  Веселова  моральное  сознание  рассматривает  как  сознание  «надличное»,  предполагающее  способность  человека  подняться  над  своими  сугубо  личными  интересами  [2,  с.  153].

Период  дошкольного  детства  является  начальным  для  осознания  ребенком  самого  себя,  мотивов  и  потребностей  в  мире  человеческих  отношений.  В  данном  возрасте  дошкольник  начинает  осознавать  факт  своего  существования. 

Формирование  нравственного  самосознания  у  дошкольников  имеет  большое  значение  во  взаимодействии  с  социумом  и  в  собственном  поведении.  Главные  новообразования  дошкольного  возраста  —  это  начало  личного  самосознания  и  осознание  своего  поведения.  Дети  старшего  дошкольного  возраста  начинают  понимать,  что  они  умеют  и  не  умеют  делать,  знают  свое  ограниченное  место  в  отношениях  с  другими  людьми,  осознают  не  только  свои  конкретные  качества  и  действия,  но  и  внутренние  переживания  (настроения,  желания,  мотивы  и  предпочтения).  Дошкольники  проходят  путь  от  «Я  сам»,  от  отделения  себя  от  взрослого  к  открытию  своей  внутренней  жизни,  составляющей  суть  личного  самосознания  [7,  с.  238].

Воздействуя  на  личность  ребенка,  социум  выступает  как  влияние  конкретных  людей,  которые  его  окружают  и  взаимодействуют  с  ним.  Формируя  нравственное  самосознание  у  дошкольников,  мы  закладываем  важнейшие  нравственные  ценности,  учим  различать  такие  категории,  как:  «добро»  и  «зло»,  «хороший»  и  «плохой»,  которые  являются  важным  регулятором  морального  поведения  детей. 

Огромное  значение  в  развитии  у  дошкольников  самосознания  и  оценки  имеет  игра.  В  игре,  внимание  ребенка  обращается  на  самого  себя.  Она  его  ставит  в  ситуацию,  когда  он  должен  как-то  отнестись  к  себе  —  оценить  свои  умения,  подчиняться  определенным  правилам  и  требованиям,  проявлять  те  или  иные  качества  личности.  В  игре  малыши  узнают  мир  и  усваивают  систему  отношений  в  обществе,  развиваются,  учатся  премудростям,  формируются  как  личности.

Выдающийся  педагог  советского  времени  А.С.  Макаренко  неоднократно  подчеркивал  решающее  влияние  игры  на  формирование  личности  ребенка.  Так,  он  писал:  «Игра  имеет  огромное  значение  в  жизни  ребенка,  имеет  такое  же  значение,  какое  у  взрослого  человека  имеет  деятельность,  работа  и  служба.  Каков  ребенок  в  игре,  таков  во  многом  он  будет  и  в  работе,  когда  вырастет.  Поэтому  воспитание  будущего  деятеля  происходит,  прежде  всего,  в  игре.  И  вся  история  отдельного  человека  как  деятеля  и  работника  может  быть  представлена  в  развитии  игры  и  в  постепенном  переходе  ее  в  работу»  [5,  с.  373]. 

В  своих  исследованиях  Л.С.  Выготский,  Р.И.  Жуковская,  И.Г.  Яновская  отмечали  положительное  значение  игровой  деятельности  дошкольников  (в  том  числе  творческих  и  ролевых  игр)  на  нравственное  воспитание  детей.  Игре  принадлежит  неоценимая  роль  в  социальном  становлении  и  воспитании  нравственных  качеств.  Через  игру  дети  знакомятся  с  поведением  и  взаимоотношением  взрослых  людей,  которые  становятся  образцом  для  его  собственного  поведения,  и  в  ней  ребенок  приобретает  основные  навыки  общения,  качества,  необходимые  для  установления  контакта  со  сверстниками.  Игра  способствует  развитию  чувств  и  волевой  регуляции  поведения  [6,  с.  124]. 

Для  детей  старшего  дошкольного  возраста  содержанием  игры  выступает  выполнение  правил,  которые  вытекают  из  взятой  на  себя  роли.  Дети  5—6  лет  весьма  придирчиво  относятся  к  выполнению  правил.  При  исполнении  любых  ролей,  они  внимательно  следят,  насколько  соответствуют  их  действия  и  действия  партнеров  общепринятым  правилам  поведения  в  обществе  —  бывает  так  или  не  бывает:  «Мамы  так  не  делают»,  «В  магазине  так  не  разговаривают». 

Изменение  содержания  игр  с  одинаковым  сюжетом  у  старших  дошкольников  не  всегда  выявляется  в  характере  действий,  но  и  в  том,  как  игра  начинается  и  что  может  послужить  причиной  детских  конфликтов.  Старшие  дошкольники  начинают  игру  с  договора  и  совместного  планирования,  как  нужно  играть,  а  споры  в  основном  ведутся  вокруг  того,  «бывает  так  или  не  бывает»,  а  также  отчетливо  выступает  критика  действий  соучастников  по  игре  [7,  с.  249]. 

К  сожалению,  в  настоящее  время  в  игре  ребенок  не  только  приобретает  опыт  нравственного  характера,  но  и  осваивает  отрицательный  опыт.  Сейчас  дети  живут  в  ином  информационном  и  предметном  пространстве,  нежели  50—60  лет  тому  назад.  Компьютер  и  телевизор  прочно  вошли  в  жизнь  детей,  вытесняя  при  этом  дворовые  игры.  Современные  дети,  как  правило,  часами  просиживают  у  телевизоров,  проигрывая  вместе  с  героями  сериалов  взрослую  жизнь,  с  трудом  отрываются  от  компьютерных  монстров,  выплескивая  свою  энергию  и  агрессивность  в  безопасное  пространство.  Современные  компьютерные  игры,  такие  как  «стрелялки»,  «драки»,  «войнушки»  оказывают  негативное  влияние  на  формирование  нравственного  самосознания  ребенка,  вызывают  злобу  и  агрессию  [1,  с.  31].

Телевидение  является  главным  поставщиком  наглядной  информации  о  жизни.  Дети  полностью  погружаются  в  события  на  экране,  идентифицируют  себя  с  персонажами.  Сюжеты  современных  мультфильмов  часто  содержат  совершенно  недетские  составляющие  —  драки,  смерть,  убийство,  криминальные  разборки  (например,  «Трансформеры»,  «Человек-паук»,  «Супермен»,  «Черепашки-ниндзя»).  Дошкольники  часто  подражают  своим  любимым  героям  в  сюжетно-ролевых  играх.  В  процессе  подражания  и  идентифицирования  они  осваивают  социальные  роли,  нормы  поведения,  ценностные  ориентиры.  В  играх  детей  наблюдается  драка,  борьба,  агрессивные  игровые  действия. 

Но  не  все  мультфильмы  так  негативно  влияют  на  несформировавшуюся  личность  ребенка.  В  лучших  мультфильмах  в  близкой  и  понятной  форме  ребенку,  заложен  глубокий  духовный  смысл.  При  правильном  руководстве  просмотром  можно  рекомендовать  мультфильмы:  «Чебурашка  и  крокодил  Гена»,  «Крошка  Енот»,  «Трое  из  простоквашино»,  «Золушка»,  «Уроки  тетушки  Совы»  и  многие  другие.  Такие  мультфильмы  способствуют  становлению  самосознания  и  мировоззрения  ребенка,  его  пониманию  смыслов  своих  переживаний,  вызывают  гуманные  чувства,  учат  доброму  и  бережливому  отношению  ко  всему  живому  [3,  с.  22].

Игра  представляет  собой  ведущий,  уникальный  и  неповторимый  вид  деятельности  в  дошкольном  возрасте,  который  определяет  развитие  моральных,  интеллектуальных  и  физических  сил  ребенка.  Она  является  школой  произвольного  поведения  (Д.Б.  Эльконин)  и  морали  в  действии  (А.Н.  Леонтьев).  Игра  позволяет  дошкольнику  реализовать  свои  возможности,  самовыразиться,  накопить  и  обогатить  свой  личный  жизненный  опыт.  В  формировании  «Я»  ребенка  именно  игре  принадлежит  большое  значение. 

В  сюжетно-ролевых  играх  дошкольники  моделируют  способы  поведения,  взаимоотношения  и  действия  взрослых  людей.  В  них  на  первый  план  выступают  отношения  между  людьми  и  значение  их  труда.  Выполняя  роли,  ребенок  учится  действовать  в  соответствии  с  нравственными  нормами,  принятыми  в  человеческом  обществе  [9,  с.  24—25].

Использование  в  работе  воспитателя  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  сюжетно-ролевых  игр  «Дочки-матери»  и  «Зоопарк»  поможет  сформировать  представления  о  нравственности  и  нравственном  поведении,  научит  анализировать  свои  действия,  вызовет  чувство  радости  и  удовольствия  от  создания  образа.  У  дошкольников  сформируются  такие  нравственные  качества,  как:  отзывчивость,  забота  и  внимательность.

Для  формирования  личности  ребенка  дошкольного  возраста  важная  роль  отводится  сюжетным  и  тематическим  дидактическим  играм,  например:  «Кто  я?»,  «Какой  я?»,  «Я  и  мои  правила»,  «Я  умею»,  «Я  и  мои  достижения»  и  др.  Идентифицируя  себя  с  той  или  иной  ролью,  ребенок  может  осознанно  использовать  метаумения  (умения-способности),  умения  высшего  порядка,  т.  е.,  умения  над  умениями,  позволяющие  производить  преобразования  личного  опыта,  а  это  в  свою  очередь  содействует  тому,  что  дошкольник  учится  рефлексировать  в  игре,  находить  у  себя  ошибки  и  недостатки  и  т.  д.  [4,  с.  14].

Организуя  работу  с  дошкольниками,  воспитатель  может  использовать  коллективные  игры-занятия,  игры-упражнения,  игры-инсценировки,  игры-сказки.  Игра  может  решать  различные  коррекционные  задачи: 

·     повысить  самооценку  и  помочь  преодолеть  детские  страхи;

·     активизировать  жизненный  тонус  (настроение  и  активность  в  течение  дня);

·     развить  нравственные  чувства,  сформировать  нравственные  качества  и  нравственное  поведение,  а  также  доброжелательные  взаимоотношения  в  обществе  сверстников  [10,  с.  150].

Выводы: 

Итак,  нравственное  самосознание  проявляется  в  процессе  осознания,  оценки  и  регуляции  человеком  своих  действий,  мыслей,  чувств,  морального  облика,  на  основе  соотнесения  и  с  нравственными  требованиями  и  ценностями  социума.  Дошкольный  возраст  является  первоначальным  периодом  для  становления  личности.  У  старших  дошкольников  возникает  личное  самосознание  и  осознание  своего  поведения.  Игровая  деятельность  является  одним  из  эффективных  средств  формирования  личности  ребенка  старшего  дошкольного  возраста.  Поэтому  включение  в  содержание  работы  воспитателя  сюжетно-ролевых  и  дидактических  игр,  коллективных  игр-занятий,  игр-упражнений,  игр-инсценировок,  игр-сказок,  а  также  просмотр  мультфильмов  с  нравственным  содержанием  будут  способствовать  формированию  нравственного  самосознания.

 

Список  литературы:

  1. Андреева  А.Д.  Особенности  игровой  мотивации  современных  дошкольников  //  Психолог  в  детском  саду.  —  2008.  —  №  3.  —  С.  29—41.
  2. Веселова  Е.К.  Нравственность  специалиста  в  контексте  профессионального  здоровья.  Психология  профессионального  здоровья:  учеб.  пособие  /  под  ред.  проф.  Г.С.  Никифорова.  СПб.:  Речь,  2006.  —  141—159  с. 
  3. Ишкова  Е.И.  Механизмы  влияния  мультипликационных  фильмов  на  социально-личностное  развитие  детей  дошкольного  возраста  //  Дошкольная  педагогика.  —  2013.  —  №  6.  —  С.  20—22. 
  4. Косолапова  Н.  Формируем  личность  ребенка  в  игре  //  Дошкольное  воспитание.  —  2008.  —  №  7.  —  С.  114—117.
  5. Макаренко  А.С.  Сочинения.  М.:  Типография  газеты  «Правда»  имени  В.И.  Ленина,  —  1951.  —  Т.  IV—V.  —  C.  373. 
  6. Мухина  В.С.  Детская  психология:  учеб.  для  студентов  пед.  ин-тов  /  под  ред.  Л.А.  Венгера.  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  М.:  Просвещение,  1985.  —  272  с. 
  7. Смирнова  Е.О.  Детская  психология:  учеб.  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений,  обучающихся  по  специальности  «Дошкольная  педагогика  и  психология».  М.:  Гуманитар.  изд.  центр  ВЛАДОС,  2006.  —  366  с. 
  8. Спиркин  А.Г.  Сознание  и  самосознание:  монография.  М.:  Политиздат,  1972.  —  303  с. 
  9. Урунтаева  Г.А.  Дошкольная  психология:  учеб.  пособие  для  студ.  сред.  пед.  учеб.  заведений.  5-е  изд.,  стереотип.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2001.  —  336  с.
  10. Эльконин  Д.Б.  Детская  психология.  (Развитие  ребёнка  от  рождения  до  семи  лет);  Акад.  пед.  наук  РСФСР,  Ин-т  психологии.  М.:  Учпедгиз,  1960.  —  328  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.