Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РАБОТА  С  СЕМЬЯМИ  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ВОВЛЕЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  И  МОЛОДЕЖИ  В  ДЕСТРУКТИВНЫЕ  РЕЛИГИОЗНЫЕ  СЕКТЫ

Мухина  Татьяна  Константиновна

канд.  пед.  наук,  старший  преподаватель  кафедры  социальной  педагогики  и  психологии  Гуманитарного  института  Владимирского  государственного  университета  имени  А.Г.  и  Н.Г.  Столетовых,  РФ,  г.  Владимир

E-mail: 

 

SOCIAL  PEDAGOGICAL  WORK  WITH  FAMILIES  CONCERNING  PREVENTION  OF  CHILDREN  AND  YOUTH’S  INVOLVING  INTO  DESTRUCTIVE  RELIGIOUS  SECTS

Tatyana  Muhina

Candidate  of  Psychological  Sciences,  Senior  Lecturer  of  Social  Pedagogy  and  Psychology  Chair,  Humanities  Institute  of  Vladimir  State  University  named  after  Alexander  and  Nikolay  Stoletovs,  Russia,  Vladimir

 

АННОТАЦИЯ

Причины  вовлечения  детей  и  молодежи  в  деструктивные  религиозные  секты  разделяют  на  социальные,  социально-психологические,  педагогические  и  личностные.  Первопричиной  выступает  десоциализирующее  влияние  семьи  и  утрата  родительского  авторитета.  Обязательным  условием  антисектантского  воспитания  является  повышение  психолого-педагогической  компетентности  родителей  в  вопросах  предупреждения  вовлечения  детей  в  секты.  Применение  различных  форм  работы  позволяет  углубить  знания  родителей  о  религиозном  сектантстве  и  сформировать  навыки  конструктивного  взаимодействия  в  семье.

ABSTRACT

The  reasons  of  the  children  and  youth’s  involvement  into  the  destructive  religious  sects  are  divided  into  social,  socio-psychological,  pedagogical  and  personal.  The  prime  cause  is  decentralizing  influence  of  the  family  and  the  loss  of  parental  authority.  The  compulsory  condition  of  anti-sectarian  education  is  to  improve  the  psycho-pedagogical  competence  of  parents  in  preventing  the  involvement  of  children  into  the  sects.  The  use  of  various  forms  of  work  allows  deepening  knowledge  of  parents  about  the  religious  sectarianism  and  developing  skills  of  constructive  interaction  in  the  family.

 

Ключевые  слова:  причины  вовлечения  детей  и  молодежи  в  религиозные  секты;  семейное  воспитание;  семья  группы  риска;  формы  антисектантского  воспитания.

Keywords:  reasons  of  the  children  and  youth's  involvement  into  sects;  family  education;  at-risk  family;  forms  of  anti-sectarian  education. 

 

Отличительной  особенностью  современных  нетрадиционных  религиозных  организаций  являются  не  столько  их  качественные  (специфика  вероучения)  и  количественные  показатели  (количество  последователей),  сколько  их  деструктивное  содержание  и  направленность  [7].

Исследователи  различных  аспектов  религиозного  сектантства  (Д.К.  Росс,  М.Д.  Лангон,  Д.М.  Угринович,  В.  Батаев,  А.М.  Антонян,  А.А.  Скородумов  и  другие)  не  сходятся  в  едином  мнении  о  причинах  попадания  в  секты.

Предпринятая  нами  попытка  объяснения  данного  явления  позволила  выделить  три  блока  причин.  Первый  блок  составляют  такие  социальные  причины  как  социально-экономическая  и  политическая  нестабильность,  социальное  неравенство,  девальвация  нравственных  ценностей  и  норм  поведения.  Второй  блок  —  это  причины  социально-психологического  и  педагогического  характера  (кризис  государственных  институтов  воспитания,  дисгармония  внутрисемейных  отношений,  отрицательное  влияние  социума).  Третий  блок  включает  личностные  причины  (патохарактерологические  особенности  личности,  деформация  ценностных  и  смысложизненных  ориентиров,  некритичность  мышления). 

Популярность  деструктивных  религиозных  организаций  среди  подрастающего  поколения  связана  с  социально-экономической  нестабильностью  и  отсутствием  перспектив,  мировоззренческим  кризисом  и  несостоятельностью  семейного  воспитания,  которое  выражается,  прежде  всего,  в  утрате  родителями  своего  авторитета.

Одним  из  самых  эффективных  институтов  в  системе  социального  контроля  деструктивной  деятельности  новых  религиозных  организаций  выступает  семья  [4].  Согласно  декларации  ООН  (1981  г.)  об  устранении  всех  форм  нетерпимости  и  дискриминации  на  основе  религии  и  веры  гласит:  «Каждый  ребенок  должен  пользоваться  правом  на  доступ  к  образованию  в  области  религии  или  веры  в  согласии  с  желаниями  его  родителей».  Роль  семьи  обусловлена  тем,  что  она  является  первым  агентом  социализации,  средой,  в  которой  формируются  мировоззренческие  установки  молодого  человека.  От  религиозного  воспитания  в  семье  зависит  не  только  дальнейшее  участие  детей  и  молодежи  в  религиозной  жизни,  но  и  различных  деструктивных  религиозных  организациях.

Современная  семья,  как  институт  социализации,  претерпевает  значительные  изменения,  но  и  сегодня  воспитание  ребенка  зависит  от  семейных  отношений,  нравственной  атмосферы,  воздействий  со  стороны  родителей,  которые  образуют  комплекс  условий  формирования  личности  ребенка.  В  семье  должна  быть  создана  система  воспитания,  обеспечивающая  сохранение  и  укрепление  физического,  психического  и  нравственного  здоровья,  при  этом  в  своей  деятельности  родители  должны  руководствоваться  нормами  и  ценностями,  принятыми  в  обществе. 

Все  большее  количество  семей  подходит  под  определение  «семья  группы  риска»  –  это  семья,  в  которой  затруднены  или  в  зависимости  от  различных  причин  не  созданы  условия  для  нормальной  жизнедеятельности  ее  членов  и  эффективного  выполнения  важнейших  семейных  функций  —  репродуктивной  и  воспитательной  [3,  c.  201].  Семьи  группы  риска  (неблагополучные  семьи)  подразделяются  на  семьи  с  социально-экономическими  факторами  риска  (низкий  материальный  уровень  жизни,  плохие  жилищные  условия);  семьи  с  медико-санитарными  факторами  риска  (экологически  неблагополучные  условия,  хронические  заболевания  родителей  и  отягощенная  наследственность,  вредные  условия  производства  родителей  (особенно  матери),  антисанитария  и  пренебрежение  санитарно-гигиеническими  нормами);  семьи  с  социально-демографическими  факторами  риска  (неполная,  многодетная,  с  престарелыми  родителями,  с  повторным  браком  и  сводными  детьми);  семьи  с  социально-психологическими  факторами  риска  (семьи  с  деструктивными  эмоционально-конфликтными  отношениями  супругов,  родителей  и  детей,  с  педагогической  несостоятельностью  родителей  и  их  низким  образовательным  уровнем,  с  деформированными  ценностными  ориентациями);  семьи  с  криминальными  факторами  риска  (алкоголизм,  наркомания,  аморальный  и  паразитический  образ  жизни  родителей,  семейные  дебоши,  проявления  жестокости  и  садизма,  наличие  судимых  членов  семьи).

В  целом  каждая  функционально  несостоятельная  семья,  не  справляющаяся  с  задачами  воспитания,  может  характеризоваться  сразу  несколькими  факторами  риска,  отрицательно  сказывающимся  на  воспитании  детей.  Поэтому  по  характеру  преобладающих,  доминирующих  неблагоприятных  воздействий,  оказываемых  семьей  как  института  социализации  на  личность  ребенка,  можно  выделить  семьи  с  так  называемым  прямым  и  косвенным  десоциализирующим  влиянием  [1].  В  семьях  с  прямым  десоциализирующим  влиянием  прямо  демонстрируются  образцы  асоциального  поведения  и  антиобщественной  ориентации.  Семьи  с  косвенным  десоциализирующим  влиянием  ведут  здоровый  образ  жизни  и  позитивно  социально  ориентированы,  но  в  связи  с  различными  социально-психологическими  и  психолого-педагогическими  затруднениями  внутреннего  характера  утратили  свое  влияние  на  детей,  не  способны  выполнять  социализирующие  функции  передачи  социального  опыта  и  воспитания  детей.

На  наш  взгляд,  именно  нездоровая  семейная  обстановка,  морально-бытовая  запущенность  и  низкий  уровень  общей  культуры  в  семье  являются  первопричиной  ухода  молодежи  в  религиозные  секты. 

Центральным  психическим  новообразованием  подросткового  и  юношеского  возраста  является  «чувство  взрослости»,  что  выражается  в  стремлении  самоутверждения  своей  независимости  и  индивидуальности,  самостоятельно  выбирать  референтную  группу,  в  максимализме  суждений.  Сложный  процесс  формирования  самосознания  сопровождается  с  одной  стороны,  протестом  против  дидакта  взрослых,  пренебрежением  к  советам  старших,  а  с  другой  стороны,  повышенной  внушаемостью  и  конформизмом.  В  результате  этого  возникает  конфронтация  между  родителями  и  детьми,  выходом  из  которой  может  быть  создание  молодежью  собственного  микросоциума,  где  актуализируются  связи  со  сверстниками,  либо  поиск  другого  значимого  взрослого.  Зачастую  родители  не  воспринимают  своего  повзрослевшего  ребенка  во  всем  многообразии  его  потребностей  и  возможностей,  как  самостоятельную,  способную  к  социальной  активности  личность,  тем  самым,  отчуждая  его  от  общественно  значимой  и  одобряемой  деятельности.  Неудовлетворенное  стремление  к  решению  конкретных  социальных  проблем  приводит  молодого  человека  к  поиску  альтернативных  вариантов,  которые  могут  противостоять  социально  одобряемой  деятельности.  Протест  может  выражаться  в  различных  внешних  формах  (шокирующие  прически  и  одежда,  сленг  и  другие),  а  также  в  форме  принадлежности  к  определенной  группе  (неформальные,  фашистские,  религиозные  организации).  Современные  религиозные  секты  привлекательны  для  молодых  людей,  так  как  создают  иллюзию  понимания,  принятия  человека  таким,  какой  он  есть,  семьи  с  сильным  покровителем.  Социальная  инерция  и  апатия,  неорганизованность  свободного  времени,  воздействие  более  взрослых  последователей  религиозных  сект,  деиндивидуализация  личности  молодого  человека,  приводящая  к  конформизму,  также  способствуют  вовлечению  молодежи  в  деструктивные  религиозные  секты  [2,  с.  71].

Проведенное  нами  исследование  среди  учащихся  старших  классов  и  первокурсников  показало,  что  лишь  58  %  респондентов  воспитываются  в  полных  семьях.  Отвечая  на  вопрос  «Являются  ли  для  Вас  родители  авторитетами»  30  %  указали  «мать»,  3  %  —  «отец»,  58  %  —  «оба  родителя»,  а  9  %  отметили,  что  никто  из  родителей  не  является  для  них  авторитетом.  За  советом  к  родителям  обращаются  лишь  40  %  опрошенных  (среди  них  76  %  советуются  с  матерью  и  24  %  с  отцом),  45  %  обращаются  к  другу  (подруге),  9  %  —  к  другому  взрослому,  а  6  %  ни  с  кем  не  советуются.  Для  21  %  учащихся  никто  из  родителей  не  является  образцом  для  подражания.

Полученные  данные  позволяют  сделать  вывод,  что  в  условиях  динамичных  общественных  изменений  традиции  российского  семейного  воспитания  постоянно  ослабевают.  Высокий  уровень  распада  семей,  утрата  смысложизненных  ценностей,  перекладывание  воспитательных  функций  на  других  агентов  социализации  (детский  сад  и  школу)  приводит  к  тому,  что  семейное  воспитание,  в  том  числе  и  религиозное,  осуществляется  неосознанно,  стихийно  и  безответственно.  Не  случайно  большинство  адептов  религиозных  сект  —  это  молодые  люди  из  неблагополучных  семей.

Широкое  распространение  и  деструктивное  влияние  религиозных  сект  на  детей  и  молодежь  обусловливает  необходимость  разработки  и  реализации  профилактических  программ,  направленных  на  предупреждение  вовлечения  подрастающего  поколения  в  секты. 

Одним  из  принципов  реализации  превентивных  программ  является  признание  семьи  как  ведущего  института  социализации  детей  и  подростков,  осуществление  специальных  мер  социально-правовой,  социально-педагогической  и  медико-психологической  помощи  семье  и,  в  первую  очередь,  семьям,  не  справляющимся  самостоятельно  с  задачами  воспитания  [1,  с.  18].

С  целью  реализации  антисектантского  воспитания,  психологическим  объектом  которого  является  направленность  личности,  система  ее  ценностных  отношений  к  природной  и  социальной  действительности,  к  человеку,  к  самому  себе  и  своему  месту  в  мире,  ее  потребностно-мотивационная  сфера,  оценки,  чувства,  поведение,  необходимо  повышать  психолого-педагогическую  компетентность  родителей.

Координация  усилий  педагогов  и  родителей  нацелена  на  решение  следующих  задач:  способствовать  привлечению  родителей  к  проблеме  вовлечения  детей  и  молодежи  в  религиозные  секты;  выявить  особенности  взаимоотношений  между  родителями  и  детьми;  способствовать  созданию  в  семьях  благоприятных  условий  для  развития  личности  ребенка.

Просветительские  мероприятия  должны  освещать  сущность  религиозного  сектантства,  пагубное  влияние  религиозных  сект  на  развитие  молодежи,  акцентировать  внимание  на  социальных  и  психофизиологических  последствиях  вовлечения  молодежи  в  подобные  организации;  помочь  приобрести  навыки  эффективного  поведения  в  семье,  осознать  собственные  семейные  и  социальные  ресурсы  для  преодоления  внутрисемейных  проблем.  В  ходе  этих  мероприятий  выявляются  родители,  нуждающиеся  в  педагогической,  медико-психологической,  социально-психологической,  психотерапевтической,  наркологической  и  других  видах  помощи.

Наиболее  успешно  в  практической  деятельности  применяются  следующие  формы  работы:

·     формы  координации  воспитательных  усилий  по  профилактической  помощи  (родительские  объединения  по  проблемам  семейного  воспитания,  лектории,  круглые  столы,  практикумы,  родительские  университеты,  конференции,  школа  для  родителей);

·     формы  индивидуального  сотрудничества  в  сфере  профилактики  (беседы,  встречи,  посещения  на  дому,  тестирование,  анкетирование,  консультации);

·     формы  массового  сотрудничества  в  деле  профилактики  (школьные,  классные  и  внеклассные  мероприятия,  «огоньки»,  концерты,  встречи,  акции,  проекты,  поездки,  походы);

·     формы  помощи  и  поддержки  семьям,  нуждающимся  в  антисектантской  профилактике  (общества  взаимопомощи,  родительские  дружины,  оперативные  бригады  специалистов,  рейды,  посещение  и  патронаж  семей  учащихся);

·     формы  обеспечения  родительского  контроля  за  реализацией  профилактической  деятельности  (родительские  комитеты,  собрания,  советы,  комиссии); 

·     интерактивные  профилактические  формы  взаимодействия  (воскресные  родительские  клубы,  социальные  и  психологические  тренинги,  деловые  и  ролевые  игры,  совместные  творческие  дела);

·     заочные  формы  общения  по  проблемам  антисектантской  профилактики  (рекомендации,  советы,  памятки)  [2,  с.  94].

Семья  при  тесном  взаимодействии  с  образовательными  учреждениями,  общественностью,  властными  и  силовыми  структурами  обладает  уникальной  возможностью  формирования  у  будущего  поколения  культуры  адекватного  социальным  нормам  поведения,  навыков  ведения  здорового  образа  жизни,  обучения  грамотному  восприятию  и  адекватной  реакции  на  различные,  в  том  числе  негативные,  социальные  явления. 

 

Список  литературы:

  1. Беличева  С.А.  Основы  превентивной  психологии  /  С.А.  Беличева.  М.:  Ред.-изд.  центр  Консорциума  «Социальное  здоровье  России»,  1993.  —  199  с. 
  2. Мухина  Т.К.  Педагогические  условия  предупреждения  вовлечения  молодежи  в  религиозные  секты:  Дис.  …  канд.пед.наук:  13.00.01  /  Т.К.  Мухина.  Владимир,  2008.  —  190  с.
  3. Новые  религии  в  России:  двадцать  лет  спустя.  Материалы  Международной  научно-практической  конференции.  М.:  Центральный  дом  журналиста,  14  декабря  2012  г.  М.,  2013.  —  240  с.
  4. Отклоняющееся  поведение  молодежи:  словарь-справочник  /  под  общ.  ред.  В.А.  Попова.  3-е  изд.,  испр.  и  доп.  Владимир:  ВГПУ,  2007.  —  251  с.
  5. Петрова  Н.В.  Социальный  контроль  деструктивной  деятельности  новых  религиозных  организаций:  Дис.  ...  канд.  социол.  наук:  22.00.08  /  Н.В.  Петрова.  Уфа,  2006.  —  188  с. 
  6. Семенова  В.И.  Способы  влияния  деструктивных  религиозных  организаций  на  молодежь  в  современной  России  //  Человеческий  капитал.  —  2013.  —  №  4  (52).  —  С.  27—31. 
  7. Сыроваткин  А.Н.  Деструктивное  влияние  нетрадиционных  религиозных  движений  на  духовную  безопасность  современного  российского  общества:  Дис.  …канд.  философ.  наук:  09.00.11/  А.Н.  Сыроваткин.  Пятогорск,  2013.  —  170  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.