Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2014 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КОГНИТИВНЫЙ ДИЗАЙН — ИИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАНИИ
Зыков Михаил Борисович
д-р филос. и экономических наук, профессор кафедры философии и социальных наук ЕГУ им. И.А. Бунина, Россия; президент корпорации «Человеческий гений», США, РФ, г. Москва
E -mail: zykov68@mail.ru
Сабанина Наталия Рафаэлевна
студент Московский институт открытого образования, кафедра «Философии религии и религиоведения», ответственный за работцу музея «Человеческий капитал (ресурсный центр формирования социального капитала)» ГБОУ СОШ № 2056, г. Москва, РФ, г. Москва
E-mail:
COGNITIVE DESIGN AS THE EDUCATION'S PROCESS INNOVATION
Mikhail Zykov
Ph.D. in philosophy and economy, Professor, Chair of Philosophy and Social Sciences, Elets State University named after Ivan Bunin, Russia. The "Human Genius" Corporation's President, the U.S.A., Russia, Moscow
Nataliya Sabanina
student, "Religion and the Religion Science" Chair, Moscow State Institute of the Open Education, The "Human Capital" Muzeum's Chief, The Resource Center of the Social Capital Development, Public School 2056, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Излагается теоретическое видение авторов, по поводу необходимости использования в образовательном процессе обеих способностей мышления к абстрагированию: чувственного абстрагирования и понятийного. Раскрывается связь этих процессов с особенностями получения мозгом учащихся сведений из окружающей среды и из внутренней среды их организма. С изложенных позиций даётся теоретический комментарий к практике современных преобразований современного образовательного процесса за рубежом.
ABSTRACT
Authors' theoretical vision is exposed on the necessity to use in educational process the bouth human capabilities to abstract - to abstract data received from feelings (from the own body) and to abstract from the verbal data. The connection of these different types of abstraction is revealed with two different soutces of information — internal and external. Given theoretical material is used to provide commentary to modern innovations in European school education.
Ключевые слова: когнитивный дизайн; восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; чувство; понятие; внешняя и внутренняя среда органимзма; образовательный процесс; инновационное развитие; личность; человеческий капитал; чувственное абстрагирование; понятийное абстрагирование.
Keywords: Cognitive design; move from the concrete to abstract and from the abstract to the concrete; feeling; notion; external and internal spheres of the organism; educational process; innovational development; personality; human capital; feelings' abstraction; notions' abstraction.
«… Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом»
И. Гёте
В передаче информационного калана “Euronews” 7 сентября 2014 года прошёл материал, озаглавленный «Школьная программа: Шекспир или домоводство?». В программе рассказывается о том, что в Великобритании национальная система образования была признана недостаточно прогрессивной, поэтому с сентября 2014 года там были разработаны новые образовательные стандарты, учитывающие не только когнитивное развитие школьников — их способность к активному и заинтересованному усвоению материала, но и развитие всех сторон личности ребёнка: физического здоровья, психологических и социальных навыков, творческих способностей школьников. Несмотря на позитивные преобразования, учителя всё же выражают обеспокоенность тем, что даже новые программы не всегда приспособлены в достаточной степени к индивидуальному развитию детей и учёту социально-географических особенностей отдельных районов страны. Так специалисты Международного Бюро образования в Женеве под эгидой ЮНЕСКО подчёркивают, что при разработке школьных программ необходимо в первую очередь делать ставку на потребности ребёнка. Необходимо дать ребёнку инструмент, который поможет ему самореализовываться в будущей взрослой жизни, и тем самым развивать своё общество, гибко реагируя на все изменения стремительно меняющегося глобального общества. Необходимо разрабатывать программы школьного образования, исходя из местных реалий. Так, в одной из школ Италии — Лицее «Маджорана», следуя опыту Финляндии, в 2009 году педагоги и ученики решили самостоятельно разрабатывать программы и учебники для обучения в своей школе. Этот эксперимент оказался настолько удачным, что инициатива вышла за рамки их учебного заведения: за четыре года к проекту подключились 200 итальянских школ и свыше 1200 педагогов, что позволило им практически полностью отказаться от государственных программ и учебных пособий. Сегодня в Италии нет стандарта национальной системы образования, и педагогическая общественность считает это революционным и несомненно позитивным шагом своих властей [3].
Как можно было бы теоретически объяснить эти новые практические тенденции в европейском школьном образовании?
В словах, приведённого в начале статьи эпиграфа И. Гёте, знаменитого европейского мыслителя, поэта, учёного и политического деятеля, уже 200 лет назад подсказана правильная идея ответа на этот вопрос. Глубокая истина о том, что душа, мышление, сознание, то есть объективно существующие высшие формы активного психического отражения действительности, носят двойственный характер, определяемый тем, что сама объективная действительность предстаёт человеку в двух ипостасях, как естество, находящееся вне биологической оболочки человека, и как естество внутри тела человека, — оба являются той самой объективной действительностью. При этом лишено всякого смысла обсуждение вопроса о том, какое из двух естеств является более или менее сложным по сравнению с другомим: они одинаково и невероятно сложны. Причём важной характеристикой познавательной (когнитивной) способности человека являются все три вида активного психического отражения действительности: подсознательного, досознательного и сознательного. Мозг у человека — один, и он черпает сведения об окружающем мире из обоих источников — и из внешнего, и из внутреннего. Из вышесказанного видно, что «инструменты», которыми пользуется мозг при этом, весьма различны. Сведения из окружающей среды человек получает благодаря внешним органам чувств: это всем известные зрение, слух, обоняние и так далее. Они являются экстерорецепторами, в которых изменения в окружающей среде вызывают возбуждение, раздражение, ощущение, обрабатываемые в центральной нервной системе и превращающиеся, в конце концов, в определённые нейро-физиологические события в ней. Что-то подобное происходит и при поступлении сведений изнутри тела человека: многочисленные интерорецепторы, то есть органы чувств внутренней среды человека, так же доставляют нам массу ощущений, чувств. Например, всем известна так называемая болевая чувствительность и др. Сразу же отметим, что, хотя развитие обоих способов получения сведений как о внешней так и внутренней средах организма идёт в историческом плане одновременно, всё же различия между ними весьма существенны и зависят от многих как генетически обусловленных, так и прижизненных причин. Например, какой-то человек может быть рождён слепым, а может потерять зрение при жизни. То же самое может случиться и с интерорецепторами.
Главное же различие между двумя системами получения и обработки сведений из внешней и из внутренней среды организма состоит в том, что от внешней среды человек в своём историческом развитии отгораживается культурой, то есть второй, «рукотворной природой». Формы культуры развиваются как в историческом развитии человечества, так и в индивидуальном развитии ребёнка. Так первой формой культуры является так называемой, Пракультура, выражающаяся в способности человека усваивать причинно следственные связи событий, происходящих во внешней среде. Второй формой культуры является Язык, который позволяет каждому человеку получать сведения об окружающей среде не только из взаимодействия с внешней средой, но и косвенно из взаимодействий с другими людьми. При этом наряду с замечательными преимуществами возникает и ужасный недостаток: люди по тем или иным причинам могут искажать информацию, делать её менее достоверной, или, как говорят учёные, менее онтичной (Онтос, от греч. — всё сущее, существующее по собственным, не зависящим от человека законам). Третьей формой культуры явился рынок, то есть обмен между людьми различными продуктами их деятельности. Он вызвал к жизни общественное разделение труда, люди стали весьма различными не только по характеру своей трудовой деятельности, но и по своей познавательной способности. Так, для большинства из нас чёрный цвет — есть просто «чёрный», но профессиональный красильщик сукна легко различает без всяких вспомогательных приборов до восьмидесяти оттенков чёрного цвета. Эскимос имеет для обозначения снега двадцать пять различных однокоренных слов, поскольку от качества снега (талого, ледяного и так далее) зависит жизнь не только оленей, добывающих корм из-под того самого снега с помощью копыт, но и самого эскимоса. Число профессий в современном человечестве исчисляется уже десятками тысяч, и со временем будет только стремительно, в геометрической прогрессии нарастать. Таким образом, культура способствует не только резкому увеличению внешней чувствительности человека, но и начинает существенно увеличивать количество сведений из окружающей среды. При этом такое культурное развитие приводит порой к существенным и даже непоправимым искажениям деформации. Например, недавно в СМИ описан такой случай: один десятиклассник, оставшись на короткое время без компьютерных игр подумал, что жизнь прекратилась. Что касается сведений, получаемых человеком изнутри своего тела, то они очень слабо связаны с прогрессом культуры. Современный человек «интуичит» сегодня примерно так же, как и сто тысяч лет тому назад. Здесь важно то, что высшие отражательные функции мозга человека (память, внимание, мышление, воображение, восприятие) развиваются по одним и тем же законам, а именно по закону восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. С помощью экстерорецепторов человек получает разнообразные сведения о предметах внешней среды. Например, каждая собака и каждая кошка имеют неповторимые особенности расположения цветовых пятен на теле, размеров, веса, однако любой человек научается совершенно чётко абстрагироваться от этих индивидуальных характеристик и довольно легко отличает кошку от собаки. В данном случае «кошка» и «собака», это абстрактные имена — результат абстрагирующей деятельности мозга. Возможности такой деятельности многократно усиливаются прогрессом культуры. Современный английский и русский языки насчитывают уже около миллиона слов и число слов-абстракций стремительно нарастает. Однако следует помнить, что мозг человека всё в большей степени получает доступ не только истинные достоверные сведения, но и просто нарастающие — уже не в геометрической, а в гораздо более высокой пропорции количество ложных сведений, что ловко используется нечестными политиками для так называемой «промывки мозгов», пропаганды и формирования так называемого «публичного сознания». Таким образом, количество сведений поступающих изнутри организма не только не возрастает, а часто теперь — благодаря употреблению человеком алкогольных, наркотических веществ, обезболивающих, снимающих чувствительность, — резко сокращается. В современном мире, поэтому, возникает резкая ассиметрия между количеством и качеством сведений, получаемых мозгом из внешней и из внутренней среды. Напомним, что высшие психические функции человека формируются и развиваются по отношению к обработке сведений, поступающих изнутри, по тем же законам, что и по отношению к сведениям, поступающим снаружи. То есть, имеет место восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Результаты чувственного абстрагирования называются ценностями. Абстракции на уровне обработки внешних сведений называются знаниями. Высшей чувственной абстракцией является Бог, вышей знаниевой абстракцией, является Онтос, то есть всё сущее, живущее по онтичным законам. Если человек «грешит», то Бог его «наказывает», если человек совершает неонтичный поступок, то его наказывает Онтос. В принципе, — это одно и то же, сказанное на разных языках, с использованием терминологии разных форм культуры – Религии и Науки. В современном мире сведения изнутри тела человека всё чаще и чаще оказываются более достоверными, более онтичными, чем сведения, доставляемые из внешней среды. То есть «личное сознание» человека оказывается более онтичным и достоверным, правильным, чем «публичное сознание». На этом факте основано всемирное и всё нарастающее движение за гарантирование прав и свобод человека, поскольку практически единственным источником онтичности в современном обществе становится именно сам человек, а не общество. Этим же объясняется и кризис современной демократии: она «срабатывает» только при условии, что человеку создаются все условия для развития личного сознания, и делается всё возможное для устранения вредного влияния публичного сознания из жизни общества. С этим связано и стремительное развитие так называемого когнитивного дизайна в жизни современного человечества.
Мы давно привыкли к мысли, что хорошая художественная иллюстрация делает текст литературного произведения более доступным. Люди сегодня в массовом порядке предпочитают просмотр телефильма прочтению книги на ту же тему. Реклама, всё более плотно наступающая на нас со всех сторон, всё более активно использует не понятийные, а чувственные абстракции и т. д. Даже в программе экзамена кандидатского минимума по предмету «История философии и науки» в 2005 году появился раздел «Вненаучные методы познания». Объясняется это тем, что познавательная способность мозга человека многократно усиливается, когда объединяются в едином познавательном акте оба источника онтичности, доступных человеку, — и из внешней, и из внутренней среды. Цель когнитивного дизайна совершить этот синтез.
Как правило, термин «дизайн» используется как аналог слова «украшение». На самом же деле когнитивный дизайн обозначает скорее синтез двух познавательных (когнитивных) способностей человека, и применяться он должен, естественно, тогда, когда использование одной из познавательных способностей оказывается явно недостаточным. Бытовым примером может служить опера или её упрощённый вариант романс. Здесь понятийная абстракция непосредственно переплетены с чувственной, что позволяет многократно увеличить эффект художественного воздействия на человека. Харизматическое воздействие лидера так же во многом зависит от более или менее удачного синтеза использования познавательных возможностей человека.
Самым интересным современным примером является вопрос о возможности и необходимости иллюстраций и рисунков в философских текстах. Нельзя не видеть, что в философских журналах рисунков практически не бывает. С другой стороны, в подавляющем большинстве учебников утверждается, что философия — это наука о наиболее общих законах природы общества и мышления. Но наука, по определению, обязана быть интерсубъективна, то есть она должна излагаться только с применением понятийных абстракций, никак не чувственных. В отличие от науки, философия исследует сущность изучаемого предмета, а сущность, в отличие от закона, никак не может быть выражена на уровне понятийной абстракции, но только на уровне чувственной. Известно, что работа «Основы химии» Д.И. Менделеева в США используется до сих пор в качестве учебника в высших учебных заведениях именно потому, что в них — наряду с высокой степенью интерсубъективности — хорошо используются чувственные абстракции, то есть такие ценности, как добро, вред, выгода, обычно в учебниках по химии не упоминаемые.
Если человек хочет вывести научный закон, — необходимо пользоваться понятийной абстракцией — знанием; если необходимо определить сущность вещи, — необходимо пользоваться чувственной абстракцией, — ценностью. Таким образом, по-настоящему глубокое философское сообщение немыслимо без широкого использования чувственных абстракций. Ценность картин Леонардо да Винчи определяется тем, что они есть выражение высшей чувственной, а не понятийной абстракции. Однако все формы культуры между собой взаимосвязаны, образуют единую неразрывную смысловую систему. Когда Рене Декарт ввёл в науку критерий красоты, он допустил всего одну ошибку: следовало говорить не о красоте, а об онтичности. Когда кто-то говорит о божественности, так же следует говорить не о Боге, а об Онтичности. Когда стратег ведёт войну, он должен думать не только о фортификации и средствах нападения, но и о ценностях происходящих событий, то есть пользоваться ценностями, результатами чувственного абстрагирования. В целом, когнитивный дизайн направлен на то, чтобы в каждом виде деятельности человека соединять две его познавательные способности.
В качестве примера рассмотрим использование когнитивного дизайна в школьном образовании. Вернёмся к материалу телеканала Euronews и отметим следующие основные позиции новаторского опыта Лицея «Маджорана»:
Во-первых : «Учителя отказались работать по рекомендованным министерством образования учебниками и решили писать их для своих подопечных сами. Так при школе появилось небольшое издательство» [3]. Почему они это сделали? Потому что истина всегда конкретна, и попытки использовать стандартные программы и учебники в данных конкретных условиях оказались мало эффективными. Известно, что юг и север Италии весьма различны по традициям, культурным особенностям, и даже разнообразию индивидуальных психотипов граждан.
Во-вторых, что ещё важнее, учителя заранее превратили учебный процесс в процесс творчества. Происходит не зазубривание готового и зачастую весьма устаревшего материала учебников, а использование школьниками современной глобальной информационной среды, резко сокращается временной разрыв с современными Нобелевскими результатами науки.
В-третьих , роль учителя теперь существенно иная, чем в традиционной школе: он становится, практически, научным руководителем индивидуального саморазвития каждого ученика.
В-четвёртых, в передаче рассказано и показано, что ученики сами подбирают и создают иллюстрации, соответствующие образному, чувственному ряду знаниевой составляющей текста. То есть используют чувственные абстракции, наряду с понятийными, осуществляя реальный и действенный когнитивный дизайн. Именно в этом состоит секрет целостного и мотивированного восприятия ребёнком предложенного ему материала.
В-пятых, сегодня «бумажное» издательство в этой итальянской школе почти прекратило свою работу: все учебники теперь издаются в электронном виде. Но получается, что дети не просто участвуют в создании содержания учебников, но и полностью подготавливают их поступление в массмедийную среду, что является лучшей школой социализации, то есть непосредственного выхода на рынки своего общества и даже мировые рынки.
В-шестых, учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется с использованием возможностей всех современных информационных технологий, чем обеспечиваются одновременно индивидуализация образовательной траектории каждого школьника и единство всего мирового образовательного пространства. Вот уж действительно образование без границ!
В-седьмых, здесь необходимо сказать несколько дополнительных слов. В современном мире понятие «личность человека» практически полностью совпадает с понятием «человеческий капитал», который состоит из шести основных компонентов: трёх видов здоровья (физическое, психическое и социальное), двух видов интеллекта (смыслового критического мышления и творческой интуиции) и совести [1] Кстати, в указанной выше передаче новостного канала «Euronews» первые пять компонентов, — как результат национальной системы образования Великобритании — перечисляются непосредственно. Что касается слова «совесть», оно прямо в телепередаче не произнесено, но в ней подчёркивается, что должны быть развиты все стороны личности ребенка. Понятно, что нравственность включена в этот список.
В-восьмых, мало развить человеческий потенциал в школе, Итальянский опыт показывает нам, как прямо в школе происходит капитализация высокого человеческого потенциала учеников посредством выхода их на основные и дополнительные рынки общества [2]. Эти идеи иллюстрируются (кстати, с использованием нами, авторами, приемов когнитивного дизайна) на рис. 1.
Рисунок 1. Капитализация человеческого потенциала на трёх основных и многочисленных дополнительных рынках общества
В-девятых , итальянский проект стал возможным благодаря принятому в конце 1990-х годов закону, предоставляющему итальянским школам большую автономность в организации работы с детьми. Практически, это означало отказ от общенациональных образовательных стандартов.
В-десятых, процесс воспитания в школе так же полностью отдан на откуп коллективу школы. Отметим, что эта возможность следует из возникающего нового института педагогической ординатуры, когда приходящий в школу молодой учитель не сразу приступает к своим обязанностям с полной ответственностью, а находится под наблюдением опытного педагога и проходит дополнительную аттестацию.
Что мешает современному российскому учителю в современной российской школе осуществить нечто подобное итальянскому эксперименту, а может быть и и нечто лучшее, поскольку актуальность подобных преобразований на обширной территории Российской Федерации очевидна?
Мы уверены, что любезный читатель легко самостоятельно ответит на этот вопрос, прочитав внимательно десять перечисленных пунктов и сравнив ситуацию в современных итальянской и российской школе. Добавим только, что для того, чтобы начать такие преобразования в национальной системе образования России, необходимо соответствующее политическое решение руководства страны.
Список литературы:
1.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Современная теория «личности» и «человеческого капитала» начинается с древнегреческой «пайдейи» // Сборник: психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник матераиалов XXXII сборник материалов международной научно-практической конференции/ под.общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. — 232 с., — стр. 12—18 ISBN 978-5-906535-18-4.
2.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Эпоха человеческого и социального капитала на мировом рынке //Сборник «Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития». XII Международная научно-практическая конференция/ общ. ред. Чернова С.С. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — 265 с.
3.Школьная программа: Шекспир или домоводство? Интернет-ресурс: Euronews [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.euronews.com/2014/09/05/differing-schools-of-thought-controversy-over-education-curricula/ 07.09.2014
дипломов
Оставить комментарий