Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2012 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЭКОЛОГИЧСКОГО СОЗНАНИЯ
Кочетков Никита Владимирович
канд. психол. наук, доцент МГППУ, г. Москва
E-mail:
Если говорить о конкретных психологических исследованиях, посвященных анализу взаимодействия людей в системе отношений «личность-мир природы», то нельзя не остановиться, прежде всего, на работах, касающихся такой сферы эколого-социальной психологии, как экологическое сознание. Достаточно интересными являются попытки ряда авторов решить задачу классификации типов экологического сознания.
Так, например, А. А. Калмыков рассматривает эко сознание в координатной плоскости, образованной двумя осями координат — «эгоориентация-экоориентация» и «природоцентризм-антропоцентризм» [3]. В результате можно выделить 4 типа направленности экологического сознания личности:
· эго ориентированный природоцентризм,
· эко ориентированный природоцентризм,
· эго ориентированный антропоцентризм,
· эко ориентированный антропоцентризм.
Эко ориентированный природоцентризм представляет собой точку зрения, согласно которой человек предстает как разрушитель и не имеет права распоряжаться природой, которая является высшей ценностью. Подобная позиция выдерживается в рамках целого ряда восточных религий. Эко ориентированный антропоцентризм, напротив, ставит в центр человека, но человека не разрушающего, а живущего в гармонии с природой, обустраивающего свой быт по законам последней. По мнению автора, эко ориентированный антропоцентризм присущ, например, такой религии, как христианство. Эго ориентированный природоцентризм характерен в основном архаичным сообществам, в сознании которых природа выступает в качестве субъекта для объекта-человека, а человек пытается покорить или умилостивить природу. Эго ориентированный антропоцентризм — своеобразная квинтэссенция экзистенциализма: человек — венец творения, создатель технотропной цивилизации; здесь же видятся и корни отчуждения человека от себя самого.
В свою очередь У. Шелдон различает эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный типы экологического сознания: «Эктоморфный тип сосредотачивает внимание на своем внутреннем состоянии, воспринимает местность, исходя из своего настроения, а не такой, какой она является на самом деле. Это такой тип, который воспринимает пейзаж как экран своего собственного душевного состояния. Мезоморфный тип отличается любовью к природе, видя в ней источник своего оптимизма, место деятельности. Это тип людей, для которых среда представляет объект воздействия, поэтому они стремятся овладеть этим пространством и завоевать его. Эндоморфный тип — релаксирующий, чувственный. В восприятии природы эти люди открыты для ее воздействия, стремятся присоединиться к ней всем своим существом, всеми своими чувствами» [5, с. 76].
В. И. Медведев и А. А. Алдашева выделяют типы экологического сознания, исходя из трех основных признаков, таких как степень отражения в сознании общественных институтов и общественных ценностей, выраженность в нем прогностических элементов при выборе критериев решения конкретной экологической проблемы, особенности ориентации экологического сознания на коллектив, общество. Помимо основных, выделяются и второстепенные признаки: реалистичность, рациональность, экспрессивность и т. п. Исходя из вышеописанных критериев, авторы выделяют четыре типа экологического сознания: сознание отрицания, сознание гиперболизации, эгоистическое экологическое сознание и адекватное экологическое сознание. Сознание отрицания предполагает невозможность воспринимать особенности многих экологических проблем органами чувств человека. В этом случае, а также когда проблемная ситуация не касается конкретного субъекта напрямую, у него формируется личностная позиция по типу «моя хата с краю». То же можно наблюдать и при целенаправленной дезинформации людей или при внезапно произошедшей катастрофе, когда человек «выталкивает» информацию на периферию своего сознания. Сознание гиперболизации заключается в преувеличении значимости экологической ситуации даже в том случае, когда она не касается субъекта напрямую. Это можно объяснить как высоким уровнем тревожности, так и имеющимся, как правило, негативным личным опытом человека. Так, например, показано, что у людей, переживших чернобыльскую катастрофу, даже спустя годы сохраняется гиперболизированное сознание. Эгоистичное экологическое сознание можно свести к прагматическому отношению к природе, когда последняя рассматривается человеком лишь как источник удовлетворения его потребностей. Одним из крайних примеров такого экологического сознания является экологический вандализм. Человек, «обладающий» таким экологическим сознанием, живет, что называется, «одним моментом», а «прогнозная» составляющая при этом по сути дела полностью отсутствует. Адекватное экологическое сознание, по мнению авторов, характеризуется «полным совпадением концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, получаемыми при использовании методов научного анализа. Такой анализ, проводимый с использованием научных знаний, … лежит в основе адекватного сознания и позволяет подавить те элементы эгоистического отношения к природе, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае» [4, с. 63]. Этот тип экологического сознания не предполагает бескомпромиссных необоснованных решений. Для него характерен научный подход к проблеме, нахождение конструктивных путей выхода из ситуаций с использованием достижений научно-технического прогресса, а также наличие эстетического компонента в процессе принятия решения.
С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин [2] предлагают рассматривать два основных типа экологического сознания — антропоцентрический и эко центрический, основные характеристики этих двух типов эко сознания А. И. Волков, представил в виде таблицы [1, с. 33]:
Таблица 1.
Характеристики основных типов экологического сознания
Характеристика |
Антропоцентрический тип экосознания |
Экоцентрический тип экосознания |
1. Положение человека в картине мира. |
Иерархическая картина мира. Человек — царь природы. Противопоставленность мира людей и мира природы. |
Отказ от иерархической картины мира. Мир людей и мир природы не противопоставлены. Единая система. Человек — часть природы. |
2. Цели взаимодействия человека с природой. |
Удовлетворение прагматических потребностей. Использование природы. |
Удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей природы. Взаимодействие человека с природным сообществом. |
3. Характер восприятия природных объектов. |
Природа — объект человеческих манипуляций; обезличенная окружающая среда. |
Все природное как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
|
4. Включен ли мир природы в сферу действия этики? |
Нет. Этические нормы и правила действуют в мире людей. |
Этические нормы и правила распространяются как на взаимодействие между ми, так и на взаимодействие с миром природы. |
5. Как мыслится дальнейшее развитие человека и природы? |
Процесс развития природы подчинен процессу развития человека. |
Процесс коэволюции (совместное развитие), взаимовыгодного единства. |
6. Чем продиктована охрана природы? |
Необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. |
Необходимостью сохранить природу ради нее самой. |
Помимо многочисленных попыток создания классификаций типов экологического сознания к этому же блоку психологических исследований относится и разработки, касающиеся анализа структуры экологического сознания (А. И. Валитова, Ю. А. Барклянский и др.)
Уже сегодня можно говорить о том, что разработка именно этой проблематики позволило запланировать, обосновать, реализовать и содержательно проинтерпретировать целый ряд конкретных эмпирических исследований субъективного отношения различных категорий населения России к экологическим проблемам.
Список литературы:
1. Волков А. И. Экологическая культура: учеб. пособие для педагогов и студентов педагогических вузов. Петропавловск-Камчатский, 2002. 92 с.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. М., 1994. 199 с.
3. Калмыков А. А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М., 1999. 212 с.
4. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: учеб. пособие. М., 2001. 376 с.
5. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. 174 с.
дипломов
Оставить комментарий