Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: История психологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Белан Е.А. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ

Белан Елена Альбертовна

канд. психол. наук, доцент КубГУ, г. Краснодар

E-mail: propedevtika00@yandex.ru

 

В философии Б. Спинозы можно выделить несколько основных идей относительно онтологии и феноменологии активности человека:

·идея о самопричинности и вечной деятельности Бога как первоосновы мира;

·идея о необходимом характере активности как субстанциональной характеристики сущего;

·идея о неоднородности человеческой природы как причины феноменологического многообразия активности.

Б. Спиноза называл Бога порождающей природой, свободной причиной [1, с. 243—244]. «Бог есть имманентная (immanens) причина всех вещей, а не действующая извне (transiens)» [3, с. 339]. Свободная причинность, согласно мыслителю, предполагает самопричинность. «Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею» [3, с. 316]. Бог, таким образом, есть субстанция, поскольку он есть то, «что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться» [3, с. 317]. «Бог составляет производящую причину (causa efficiens) не только существования вещей, но и сущности их» [3, с. 342]. Весь мир представляет собой атрибуты и модусы этой изначальной активной вечной субстанции, поэтому Бог определяется Спинозой как «существо абсолютно бесконечное», субстанция, состоящая из «бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность» [3, с. 316—317]. «Бог не только предрешил существование вещей, но и их природу. Это значит, что сущность и существование вещей должны зависеть от воли и могущества Бога» [2, с. 252]. Всемогущество Бога является действующим от вечности и остаётся таковым всегда, поэтому, по мнению Спинозы, «деятельность творения мира и деятельность его сохранения есть одна и та же деятельность Бога» [2, с. 257].

Тем самым Спиноза подчёркивает всеобщую причинность Бога, его активность, обеспечивающую существование мира, поскольку «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо» [3, с. 330].

Согласно логике Спинозы, мир является порождённой природой, т. е. следствием порождающей причины, и поэтому «содержит причину внутри себя» [1, с. 243]. Формулируя закон непрерывности, философ подчёркивал абсолютность природного начала: «природа не делает скачков» [1, с. 281]. Таким образом, наделение природы основаниями активности выражалось в перенесении на неё признаков божественного начала.

Спиноза высказывал мысль о том, что если вещь действует, то только если она необходимо определена к какому-либо действию Богом [3, с. 342]. При этом он ставил активное действие в зависимость от адекватности причины этого действия, т.е. единственной, абсолютно возможной, проистекающей из самой природы, соответствующей сущности действия. В противоположность этому пассивное состояние страдания возникает и неадекватных частных причин (см.: [3, с. 418]). Таким образом, активность объектов не носит характера абсолютной, и зависит от природы тела, подвергающегося действию, и природы тела действующего [3, с. 376].

Спиноза писал о двойственной природе души. Он утверждал сущностью души стремление, т. е. начало активное [3, с. 464]. Согласно рассуждениям философа, желание составляет и сущность человека, поскольку человек так или иначе определён к какой-либо деятельности [3, с. 474]. Спиноза полагал, что «душа наша в некоторых отношениях является активной, в других — пассивной, а именно: поскольку она имеет идеи адекватные, она необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные, она необходимо пассивна» [3, с. 419]. Пассивность души Спиноза объяснял тем, что человек нуждается в представлении себя через нечто опосредующее. Согласно его размышлениям, «сущности человека не присуща субстанциальность, иными словами, субстанция не составляет форму человека. Сущность человека составляют известные модификации (модусы) атрибутов Бога» [3, с. 370]. Поскольку существование человека ограничено могуществом внешних причин, «человек необходимо подвержен всегда пассивным состояниям, следует общему порядку природы, повинуется ему и приспособляется к нему, насколько того требует природа вещей» [3, с. 495—497]. Тем самым, активность человеческой природы необходимым образом подразумевает её неоднородность.

Одним из проявлений активности человека Спиноза, как и многие философы Нового времени, признавал аффекты. Аффекты могут иметь большую власть над душой и оказывать влияния на действия тела. Спиноза писал: «Под аффектами я разумею состояния тела (corporisaffectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний» [3, с. 418]. Тем не менее, Спиноза, называя подверженность человека эмоциям рабством, признавал возможность укрощения и ограничения аффектов [3, с. 488] — посредством активных действий воли человек может обуздать страсти.

Особое место в философии Спинозы занимает диалектика воли и разума как свободы и необходимости. Спиноза придерживался взгляда на свободу как на абсолютную необходимость в том понимании, что такая свобода зависит от себя самой [1, с. 240]. Философ даёт такое описание свободы и необходимости: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу» [3, с. 317]. Эта трактовка соотношения свободы и необходимости вытекает из общей философской концепции Спиноза, согласно которой «в природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости Божественной природы» [3, с. 345]. Спиноза утверждал, что Бог, будучи причиной всех вещей, «действует на основании абсолютной свободы воли» [2, с. 224]. Человек свободен поступать тем или иным образом, однако «если свобода человека определена к какому-либо действию, то надо сказать, что Бог в этот момент так создал его» [2, с. 263]. Спиноза не видит противоречия в том, что воля человека часто определена внешними причинами. С точки зрения мыслителя, все внешние вещи также предопределены Богом, и в данном случае выступают не более чем посредники. Самой причиной предопределения действий человека выступает опять же Бог. «Этому не противоречит то, что человеческая воля часто определяется внешними по отношению к ней вещами и что все вещи, существующие в природе, взаимно определяются друг другом к какому-либо действию; ибо эти вещи также определены Богом. Ни одна вещь не может определять воли, и, наоборот, никакая воля не может определяться иначе, как лишь могуществом Бога», — пишет Спиноза [2, с. 263]. Именно поэтому Спиноза, полагая свободу действия человека сообразно с божественной волей, полностью отрицал возможность свободного самостоятельного волеизъявления в душе. Он писал: «В душе нет никакой абсолютной или свободной воли; но к тому или другому хотению душа определяется причиной, которая в свою очередь определена другой причиной, эта — третьей, и так до бесконечности» [3, с. 406].

Спиноза полагал волю и разум тождественными. Как пишет философ, «воля и ум не составляют ничего помимо отдельных волевых явлений и идей. Отдельное же волевое явление (volitio) и идея — одно и то же. Следовательно, воля и разум (intellectus) — одно и то же» [3, с. 408]. Воля в понимании Спинозы свободна, как  разум, поскольку предопределены Богом. Однако воля есть и необходимость по этой же причине. Спиноза указывал на ошибку человека в осознании факта свободы деятельности. «Большей частью люди думают, кажется, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию Божественного закона, они думают, что поступаются своим правом» [3, с. 590]. Целесообразность человеческой деятельности, по Спинозе, лежит в области сообразованности с божественным соизволением. Согласно Спинозе, «воля не может быть названа причиной свободной, но только необходимой» [3, с. 346]. Воля, таким образом, есть сама душа [2, с. 268], и является свободной в той мере как свободна душа, поскольку ничто внешнее не может изменить её сущность: «если душа определяется внешними вещами к утверждению или отрицанию чего-либо, то она не определяется таким образом, что принуждается внешними вещами, она остается всегда свободной. Ибо ни одна вещь не имеет силы разрушить ее сущность; поэтому ее утверждение или отрицание всегда происходит свободно» [2, с. 267].

Тем самым в философии Б. Спинозы утверждается абсолютная природа активности, которая составляет необходимое онтологическое основание бытия человека в мире.

 

Список литературы:

1.        Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис, 1996. Т. 3: Новое время. 714 с.

2.        Спиноза Б. Приложение, содержащее метафизические мысли // Спиноза Б. Избранное. Мн.: Попурри, 1999. 592 с.

3.        Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранное. Мн.: Попурри, 1999. 592 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.