Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Клиническая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Каяшева О.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК БИБЛИОТЕРАПИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  КЛИЕНТОВ  В  ПРОЦЕССЕ  ПРИМЕНЕНИЯ  ТЕХНИК  БИБЛИОТЕРАПИИ

Каяшева  Ольга  Игоревна

к.  псх.  н.,  доцент  УРАО,  г.  Москва

E-mailzaratustra1230@gmail.com

 

Библиотерапия  —  это  один  из  методов  работы  в  психологической  и  психотерапевтической  практике,  предполагающий  использование  готовых  литературных  произведений,  либо  их  создание  самим  клиентом  [4].  Библиотерапия  также  рассматривается  Т.Ю.  Колошиной  и  А.А.  Трусь  как  направление  арт-терапии,  основанное  на  исцеляющем  воздействии  слова,  то  есть  самовыражение  через  творческое  сочинение  [5]. 

В  процессе  проведения  библиотерапии  особое  место  отводится  анализу  авторских  произведений  клиента,  в  числе  которых  могут  быть  различные  стихотворения  (хайка,  рэнка,  тайка  (вака),  акростих  и  т.д.),  рассказы,  повести  и  многое  другое  [4].  Произведения,  как  правило,  не  оцениваются  с  художественной  точки  зрения,  поскольку  большинство  клиентов  не  имеют  опыта  написания  каких-либо  произведений.  Некоторые  исключения,  например,  могут  быть  связаны  с  необходимостью  поддержать  тревожного  клиента,  либо  с  повышением  мотивации  человека  в  процессе  работы.  В  творчестве  (в  том  числе,  при  создании  стихотворений,  рассказов  и  других  литературных  жанров)  раскрывается  вся  неповторимость,  уникальность  каждого  человека  [2]. 

В  качестве  основных  составляющих  анализа  нами  выделяются  следующие  аспекты:  рассмотрение  психологических  характеристик  героев  произведения,  выявление  копинг-стратегий  преодоления  проблемных  ситуаций  главным  героем  (или  героями),  а  также  основных  защитных  механизмов,  используемых  им  (или  ими),  общая  «эмоциональная  окрашенность»  авторского  произведения,  установление  взаимосвязи  между  реальной  проблемной  ситуацией  клиента  и  ее  проекцией  в  авторском  произведении.  На  основе  анализа  сюжета,  психологических  характеристик  героев  произведения,  а  также  специфики  разрешения  героями  различных  проблемных  ситуаций  можно  выявить  личностные  особенности  самого  автора.  В  ряде  научных  источников  мы  можем  обнаружить  указание  на  то,  что  главный  герой  произведения  —  это  всегда  проецируемый  образ  самого  автора.  Отчасти  с  данным  утверждением  можно  согласиться,  но  в  то  же  время,  это  не  всегда  так.  Исходя  из  вышеизложенного,  целесообразно  всегда  уточнять  у  клиента,  какой  смысл,  он  вкладывает  в  произведение,  какова  роль  каждого  персонажа.  Сложно  анализировать  произведения  клиентов,  например,  с  шизоидной  акцентуацией  характера  и  с  различными  неврозами,  поскольку  при  этом  часто  перед  нами  предстает  не  целостный  образ  единого  героя,  а  его  «расщепленный»  образ  в  ряде  действующих  персонажей. 

Рассмотрим  некоторые  примеры  произведений  клиентов  (выделим  два  рассказа,  дневниковые  записи  и  стихотворение).  Начнем  с  рассказа  двадцатипятилетнего  Александра  М.,  предложенного  нами  в  сокращенном  варианте:  «…С  тех  пор  прошло  почти  десять  лет.  Он  винил  в  своих  неудачах  всех  их  и  особенно  его  —  своего  главного  мучителя.  Они  унижали  его,  смеялись  над  его  неудачами,  ошибками,  внешностью».  В  рассказе  главный  герой  спустя  годы  продолжает  переживать  все  обиды,  нанесенные  ему  одноклассниками  в  школьные  годы.  Он  считает,  что  во  всех  его  настоящих  бедах  виноваты  именно  они  и  выстраивает  планы  наказания  своих  обидчиков.  Герой  (Иван)  покупает  пистолет  и  отправляется  в  родной  город,  но  во  время  поездки  ему  встречается  мудрый  попутчик,  который  с  позиции  психологически  зрелого,  опытного  человека  говорит:  «Мне  уже  далеко  за  тридцать.  И  в  моей  жизни  было  много  хорошего  и  плохого.  А  что  касается  твоего  прошлого,  то,  что  было,  то  было.  Ты  уже  совсем  другой,  ты  изменился.  Твое  прошлое  помогло  тебе  стать  тем,  чем  ты  являешься  сейчас.  Через  боль  и  страдания  ты  смог  видеть  жизнь  по-другому,  совершенно  иначе,  чем  окружающие  люди.  Месть  —  это  пропасть,  возвращение  к  истокам  зла,  а  не  его  преодоление.  Посмотри  вокруг  и  пойми,  что  тебе  предлагает  новая  жизнь…».  В  рассказе  есть  два  героя  —  Иван,  жертва  буллинга  (школьной  травли),  и  его  попутчик.  Формально  главным  героем,  безусловно,  является  Иван,  поскольку  автор  фиксирует  внимание  на  его  внутренних  переживаниях  и  весь  рассказ  построен  вокруг  его  образа.  Однако  смысловая,  рефлексивная  составляющая  рассказа  акцентирована  на  втором  персонаже  —  попутчике.  Рассказ  Александра  М.  —  это  отражение  внутреннего  диалога  автора,  прежде  всего,  с  самим  собой:  с  инфантильной  частью  личности  и  со  зрелой,  мудрой,  способной  объективно  оценивать  реальные  события.  В  результате  данного  диалога  принимается  единственно  верное  решение  в  контексте  данного  рассказа.  Герой  выбирает  путь  саморазвития,  оставляя  мечты  о  мести.

В  другом  рассказе  —  Саши  С.  (30  лет)  говорится  о  конфликте  между  двумя  братьями,  имеющими  совершенно  различные  жизненные  цели  и  задачи.  Один  из  братьев  говорит:  «Я  хочу  много  денег,  свой  дом,  машину,  много  женщин,  …»  Другой  брат  отвечает:  «Для  меня  больше  важно  творчество  и  красота…».  В  рассказе  Саши  отражен  внутренний  конфликт  между  выбором  различных  жизненных  стратегий,  каждая  из  них  имеет  свои  сильные  и  слабые  стороны.  В  процессе  развития  сюжета  рассказа  автор  приходит  к  выводу,  что  возможен  и  третий  альтернативный  вариант,  обуславливающий  как  творческое  самораскрытие,  так  и  материальное  благополучие.  В  тоже  время  в  рассказе  находит  отражение  прохождение  автором  кризиса  тридцати  лет  и  связанный  с  ним  пересмотр  основных  жизненных  ценностей.

В  ряде  произведений  мы  можем  отметить  также  переоценку  человеком  ранее  прожитой  жизни,  рефлексивный  анализ  необходимости  изменить  определенные  жизненные  стратегии.  В  данном  примере  приведен  отрывок  из  дневника,  написанного  Петром  П.  (58  лет):  «Только  сейчас  я  стал  получать  удовольствие  от  того,  что  обо  мне  заботятся  другие  люди…  Раньше  я  всегда  старался  все  делать  сам,  сам  заботился  о  себе  и  о  других.  Иногда  были  срывы…  Пил  я  днями,  неделями…  а  сейчас  даже  получаю  удовольствие  от  того,  что  не  безразличен  окружающим,  что  обо  мне  кто-то  думает,  переживает». 

Отметим,  что  и  в  стихотворениях  довольно  полно  могут  быть  представлены  психологические  характеристики  автора  и  особенности  переживания  им  возрастных  кризисов.  Рассмотрим  отрывок  из  стихотворения  двадцативосьмилетней  Анны  К.  (31  год):

Рутина  жизни  давит  все  больше,

А  возраст  все  старше  и  старше,

Нет  ни  семьи,  ни  милого  друга,

Боже,  какая  пустота  меня  ожидает  дальше?

Анна  переживает  нормативный  кризис  30  лет,  связанный  с  переоценкой  ее  прошлого  опыта,  основных  достижений  и  «упущенных»  сфер  жизни  (супружеской  и  родительской). 

Таким  образом,  анализ  продуктов  творческой  деятельности  клиентов  представляется  нам  довольно  сложной  задачей  для  специалистов,  требующей  их  определенной  подготовки  в  области  библиотерапии,  базового  знания  основных  литературных  родов  и  жанров,  эрудированности  в  классических  и  современных  литературных  произведениях,  а  также  познания  специфики  выражения  психологических  проблем  клиента  в  продуктах  его  творчества.

 

Список  литературы:

1.Алексейчик  А.Е.  Библиотерапия  //  Руководство  по  психотерапии/  Под  ред.  В.Е.  Рожнова.-  М.:  Медицина,  1985.-  С.  304-319.

2.Бурно  М.Е.  Терапия  творческим  самовыражением.  —  М.:  Медицина,  1989.  —  304  с.

3.Дрешер  Ю.Н.  Библиотерапия:  теория  и  практика.  —  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.1september.ru/2003/13/1.htm

4.Каяшева  О.И.  Библиотерапия  психосоматических  заболеваний  //  Современная  психология:  актуальные  проблемы  и  тенденции  развития:  Материалы  международной  заочной  научно-практической  конференции.-  30  октября  2010г.  —  Новосибирск:  ЭНСКЕ,  2010.-  С.  203-207.

5.Колошина  Т.Ю.,  Трусь  А.А.  Арт-терапевтические  техники  в  тренинге.-  СПб.:  Речь,  2010.-  189  с.

6.Тихонравов  Ю.В.  Экзистенциальная  психология.-  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа:  URL:  http://www.psyinst.ru/library.php.

7.Шихи  Г.  Возрастные  кризисы.  Ступени  личностного  роста.-  СПб.:  Ювента,  1999. 

8.Ялом  И.  Экзистенциальная  психотерапия.-[электронный  ресурс]  —  Режим  доступа:  URL:  http://www.psyinst.ru/library.php.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий