Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Жучкова С.М. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФЕНОМЕНА СМЫСЛА ЖИЗНИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ  КАК  СУБЪЕКТИВНЫЕ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ФЕНОМЕНА  СМЫСЛА  ЖИЗНИ

Жучкова  Светлана  Михайловна

аспирант  РГСУ,  г.  Москва,

E-mailFotine@mail.ru

 

Тема  смысла  жизни  относится  к  вечным  экзистенциальным  проблемам  человечества  и  находится  в  поле  зрения  философов  и  богословов  на  протяжении  всей  истории  человечества.  Процессы  обретения  личностью  смысла  своего  бытия,  влияние  этого  фактора  на  жизнь  человека  являются  актуальным  предметом  изучения  психологической  науки.  В  качестве  ответа  на  вопрос  о  смысле  жизни  выдвигаются  различные  мировоззренческие  концепции,  и  пока  существует  многообразие  философских,  религиозных  и  идеологических  систем,  вряд  ли  может  быть  найден  однозначный  ответ  на  него.

Часто  человек  избегает  необходимости  поиска  ответа  на  этот  важнейший  вопрос,  уходя  в  каждодневные  заботы,  но  это  не  значит,  что  хотя  бы  на  склоне  лет  проблема  смысла  жизни  не  встанет  перед  ним  со  всей  обескураживающей  прямотой.

В  современной  отечественной  психологии  смысл  жизни  рассматривается  как  регулятивное  понятие,  присущее  всякой  развитой  мировоззренческой  системе,  которое  оправдывает  и  истолковывает  свойственные  этой  системе  моральные  нормы,  показывает,  во  имя  чего  необходима  предписываемая  ими  деятельность  [2,  с.  374].

В.Э.  Чудновский  определяет  смысл  жизни  как  «идею,  содержащую  в  себе  цель  жизни  человека,  «присвоенную»  им  и  ставшую  для  него  ценностью  чрезвычайно  высокого  порядка,  потеря  которой  может  привести  к  решению  человека  покончить  со  своим  существованием  на  земле»  [4,  с.  215].

Проблема  категории  «смысла»,  несмотря  на  отсутствие  единообразного  подхода  к  его  пониманию  и  изучению,  наиболее  детально  разработана  Д.А.  Леонтьевым.  По  его  мнению,  смысл  это  «отношение  между  субъектом  и  объектом  или  явлением  действительности,  которое  определяется  местом  объекта  (явления)  в  жизни  субъекта,  выделяет  этот  объект  (явление)  в  образе  мира  и  воплощается  в  личностных  структурах,  регулирующих  поведение  субъекта  по  отношению  к  данному  объекту  (явлению)»  [3,  с.  114].

Взаимосвязь  личности,  смысла  и  деятельности  показана  во  введенном  А.Н.  Леонтьевым  в  1947  году  понятии  личностного  смысла  («значения-для-меня»),  определяемого  им  как  индивидуализированное  отражение  действительного  отношения  личности  к  тем  объектам,  ради  которых  развертывается  ее  деятельность,  осознаваемое  как  «значение-для-меня»  усваиваемых  субъектом  безличных  знаний  о  мире,  включающих  понятия,  умения,  действия  и  поступки,  совершаемые  людьми,  социальные  нормы,  роли,  ценности  и  идеалы  [1].

Д.А.  Леонтьев  выделяет  шесть  видов  смысловых  структур,  считая  их  превращенными  формами  жизненных  отношений  субъекта,  которые  составляют  три  иерархических  уровня  смысловой  регуляции  жизнедеятельности  личности.

Личностные  смыслы  и  смысловые  установки  конкретной  деятельности,  образуют,  по  его  мнению,  первый  иерархический  уровень  смысловой  регуляции.  Мотивы,  смысловые  конструкты  и  диспозиции  образуют  второй  уровень.  Третий  и  наивысший  уровень  систем  смысловой  регуляции  образуют  ценности,  выступающие  смыслообразующими  по  отношению  ко  всем  остальным  структурам.

Кроме  этого  Д.А.  Леонтьевым  вводится  термин  «смысловые  ориентации»,  которые  также  разделяются  на  два  уровня. 

Во-первых,  к  уровню  самых  общих  смысловых  ориентаций  относятся  такие  психологические  образования  как  потребности,  личностные  ценности,  мировоззрение,  смысл  жизни  и  самоотношение.  Они  отвечают  за  критические  процессы  изменения  смысловых  ориентаций  путем  свободного  выбора  или  направленной  на  себя  рефлексии  и  определяют  линии  развития  смысловой  сферы. 

Во-вторых,  это  смысловой  уровень,  —  отношения  личности  с  миром,  взятые  с  их  содержательной  стороны,  то,  что  обозначается  понятием  «внутренний  мир  человека».  Здесь  осуществляется  «производство  смысловых  ориентаций»  в  процессе  реальной  жизнедеятельности  человека,  реализации  его  отношений  с  миром.

Итак,  дадим  однозначное  определение  понятий,  формирующих  идейно-мотивационную  структуру  личности. 

Смысл  жизни  —  это  избираемая  личностью  наивысшая  ценность  или  главенствующая  идея,  служению  которой  человек  готов  посвятить  свою  жизнь.  Обретение  смысла  жизни  становится  результирующей  и  направляющей  идеей  сознательной  деятельности  личности.  Эта  идея  (сознательный  выбор  наивысшей  жизненной  ценности)  формируется  в  процессе  развития  личности  под  воздействием  множества  факторов,  среди  которых  выделяются  индивидуально-личностные  и  социально  обусловленные  детерминанты.  В  свою  очередь,  сама  идея  о  смысле  жизни  является  детерминантой  формирования  смысложизненных  ориентаций  как  подчинённых  мотивационных  тенденций  в  смысловой  сфере  психологии  личности. 

Таким  образом,  основная  мотивирующая  идея  о  смысле  жизни  личности  и  ее  смысложизненные  ориентации  и  ценности  находятся  во  взаимозависимости  и  функционируют  совместно  как  части  единой  иерархической  смысло-ценностной  структуры.  В  этой  структуре  формирование  смысла  жизни  невозможно  вне  влияния  потребностей,  ценностей  и  ориентаций  нижестоящего  уровня,  которые,  в  свою  очередь,  также  отчасти  детерминированы  сверху,  то  есть  сформированы  под  влиянием  главенствующей  идеи  о  смысле  жизни.  Смысл  жизни  как  наивысшая  ценности  или  главенствующая  мотивационная  тенденция  стоит  во  главе  этой  динамической  системы,  способной  меняться  во  времени. 

Смысложизненные  ценности  —  это  субъективно  выбранные  материальные  и  нематериальные  ценности,  реализация  которых  является  одновременно  детерминантом  и  функцией  смысла  жизни  личности.

Таким  образом,  смыслом  жизни  предопределены  смысложизненные  ценности  человека.  Однако  эти  ценности,  как  и  ценности,  формируемые  под  воздействием  иных  факторов  (физиологических,  социальных  и  др.),  оказывают  влияние  на  выбор  личностью  смысла  своей  жизни.

Смысл  жизни  отражает  жизненную  концепцию  человека,  осознанный  и  обобщенный  принцип  его  жизни,  его  жизненную  цель.  Смысл  жизни  выводится  из  мировоззрения  и  определяет  систему  убеждений  и  взглядов  на  мир,  на  место  в  нем,  на  отношение  к  окружающей  действительности,  к  самому  себе,  которые  стали  его  внутренним  достоянием. 

Мировоззрение  есть  общее  понимание  природы,  общества,  человеческих  отношений  и  ценностное  отношение  к  ним  и  включает  в  себя  жизненные  принципы,  определяющие  характер  деятельности  человека,  его  взаимоотношения  с  другими,  жизненные  устремления.

Вектором,  задающим  направление,  по  которому  идет  развитие  «я»  в  сторону  обретения  смысла  жизни  как  вершины  человеческого  бытия,  является  такое  динамическое  образование  как  смысложизненные  ориентации.

Смысложизненная  ориентация  —  это  состояние  направленности  личности  на  достижение  смысложизненных  ценностей  и  смысла  жизни.  Вектор  этой  направленности  формирует  текущие  задачи,  деятельность  личности  и  в  конечном  итоге  влияет  на  отношение  к  окружающему  миру,  характер,  поведение  и  т.д.

Система  смысловых  отношений  человека  внутренне  связана  с  ценностными  ориентациями  личности.  Самобытность  человека  выражается  относительно  основных  ценностей  культурной,  духовной,  общественной  жизни.  Ответ  на  вопрос:  ради  чего?  —  предполагает  определение  ценностного  отношения,  лежащего  в  основе  действия,  поступка,  деятельности,  всей  жизни  в  целом.

Смысложизненные  ориентации  не  исчерпываются  одной,  хотя  бы  и  очень  важной  идеей,  жизненной  целью,  а  представляет  собой  структурную  иерархию  «больших»  и  «малых»  смыслов.  Иерархия  смысложизненных  ориентаций  человека  относится  к  особым  образом  организованным  целостным  многоуровневым  системам,  включающим  в  себя  целый  ряд  различных  смысловых  структур.

Как  пишет  В.Э.  Чудновский,  смысложизненные  ориентации  —  проявление  высокого  уровня  сформированности  направленности  личности,  иными  словами  —  «смысложизненной  направленности  личности»,  то  есть  такой  структуры  личности,  в  которой  ведущее  место  занимают  мотивы  поиска  человеком  смысла  своего  существования,  построения  своей  судьбы  [5].

Итак,  смысложизненные  ориентации  —  это  регуляторы  или  механизмы  направленной  деятельности  человека  как  субъекта,  как  личности.  Они  представляют  собой  обобщенную  структурно-иерархическую  и  динамическую  систему  представлений,  являющуюся  базовым  элементом  внутренней  (диспозиционной)  структуры  личности,  сформированную  и  закрепленную  жизненным  опытом  индивида  в  ходе  социализации  и  социальной  адаптации  на  фоне  индивидуально-типологических  особенностей,  и  являются,  таким  образом,  субъективными  составляющими  феномена  смысла  жизни.

 

Список  литературы:

1.Басалаева  Н.В.  Проблема  смысла  в  контексте  деятельностного  подхода  //  «Психологические  проблемы  смысла  жизни  и  акме».  Материалы  ХII  симпозиума  Психологического  института  РАО.

2.Гуревич  П.С.  Психология  личности:  учеб.  пособие  для  студентов  вузов  —  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2009.  —  559  с.

3.Леонтьев  Д.А.  Психология  смысла:  природа,  структура  и  динамика  смысловой  реальности.  —  М.:  Смысл,  1999.  —  487  с.

4.Чудновский  В.Э.  Становление  личности  и  проблема  смысла  жизни:  избранные  труды  —  М.:  Издательство  Московского  психолого-социального  института;  Воронеж:  Издательство  НПО  «МОДЭК»,  2006.  —  768  с.

5.Чудновский  В.Э.,  Бодалев  А.А.,  Вайзер  Г.А.,  Вахромов  Е.Е.,  Карпова  Н.Л.,  Суворов  А.В.  Роль  смысложизненных  ориентаций  и  акме  в  профессиональной  деятельности.  //  Психологический  журнал,  2004,  т.  25,  №1.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.