Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лунина Т.Н., Чефанова С.Ю. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА  КАК  ОДНА  ИЗ  ФОРМ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  РЕБЕНКА  -  ДОШКОЛЬНИКА

Лунина  Татьяна  Николаевна

инструктор  по  физической  культуре

Чефанова  Светлана  Юрьевна

старший  воспитатель,  муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  комбинированного  вида  №  87,  г.  Белгород

E-mailsssooonnnyyy@yandex.rulana0678@mail.ru

 

«Возможно,  самое  лучшее, 

самое  совершенное  и  радостное,  что  есть  в  жизни  – 

это  свободное  движение  под  музыку. 

И  научиться  этому  можно  у  ребёнка» 

А.И.  Буренина

 

Ритмическая  гимнастика  -  это  разновидность  гимнастики,  такой  системы  упражнений,  которая  дарит  бодрость,  здоровье,  мышечную  радость,  повышает  тонус  нервной  системы.  В  ритмическую  гимнастику  входит  неограниченный  подбор  движений,  воздействующих  на  все  группы  мышц,  на  развитие  физических  качеств,  таких  как  ловкость,  гибкость,  выносливость,  пластичность.  Музыкальное  сопровождение  вызывает  положительные  эмоции,  стремление  выполнять  движения  в  соответствии  с  характером  музыкального  произведения,  развивает  слух  и  чувство  ритма.  Ритмическая  гимнастика  имеет  целью  активизировать  восприятие  детьми  музыки  через  движения  и  помочь  выявить  их  музыкально-танцевальные  способности.  Музыка  и  движение  являются  основными  средствами  ритмической  тренировки.

Движения  могут  применяться  самые  разнообразные:  гимнастические,  бытовые,  танцевальные,  могут  варьироваться  по  тематике,  сюжету  музыки,  а  также  включать  элементы  народного  и  современного  классического  танца.  Упражнения  для  занятия-тренировки  подбираются  с  учетом  их  воздействия  на  все  основные  группы  мышц  в  определенной  последовательности  сверху  -  вниз,  используя  разные  стойки  и  исходные  положения.  Характерная  черта  ритмической  тренировки  -  большое  количество  заданий  для  коллективного  выполнения.  Это  учит  детей  ориентироваться  в  пространстве,  соотносить  свои  действия  с  действиями  детей  группы,  перестраиваться  в  движении,  менять  танцевальные  фигуры  и  направление  движения.  Ритмическая  гимнастика  может  включать  элементы  художественной  гимнастики,  упражнения  общеразвивающего  характера,  свободную  пластику,  суставную  гимнастику,  элементы  современного  и  народного  танца,  игровой  стретчинг.

Она  может  являться  как  основной,  так  и  доминирующей  частью  тренировки.  Это  обеспечивает  многогранный  эффект  оздоровительного  и  развивающего  воздействия  на  организм  ребенка  дошкольника.  Большое  разнообразие  движений,  выполняемых  в  различных  плоскостях  пространства,  из  разных  исходных  положений,  способствует  совершенствованию  двигательной  памяти  и  координационных  способностей.  Данному  виду  гимнастики  свойственна  танцевальная  манера  исполнения.  Свобода,  естественность,  легкость  и  положительный  эмоциональный  настрой  -  все  это  должно  быть  характерно  при  выполнении  детьми  ритмических  упражнений. 

С  помощью  музыкально-ритмической  тренировки  решаются  следующие  задачи:

1.       всестороннее  и  гармоническое  развитие  ребенка;

2.       совершенствование  физических  способностей;

3.       укрепление  здоровья;

4.       формирование  музыкально-двигательных  способностей;

5.       воспитание  моральных,  волевых,  эстетических  качеств.  Развитие  памяти,  внимания,  общей  культуры  поведения.

Процесс  проведения  ритмической  тренировки  построен  на  реализации  общих  дидактических  принципов:

·     сознательности  и  активности,  предусматривает  сознательное  отношение  к  занятиям,  воспитание  у  детей  интереса  в  овладении  движением; 

·     доступности,  требует  постановки  таких  задач,  которые  соответствуют  возможностям  детей  и  предполагают  постепенное  повышение  трудности  предложенного  материала;

·     системности  предполагает  непрерывность  процесса  формирования  музыкально-двигательных  умений  и  навыков.  Чередование  работы  и  отдыха  для  поддержания  работоспособности  дошкольников;

·     наглядности  помогает  создать  представление  о  темпе,  ритме,  амплитуде  движений,  при  помощи  многократного  показа  упражнения,  прослушивания  музыки,  которая  помогает  закреплять  мышечное  чувство  и  запомнить  движения  в  связи  со  звучанием  музыкальных  отрывков;

·     постепенности  предполагает  построение  предлагаемого  материала  с  последующим  усложнением;

·     индивидуальности  предполагает  подбор  упражнений  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  возможностей  ребенка,  а  также  его  физиологии.

·     равномерного  распределения  нагрузки  предполагает  чередование  упражнений  высокой  степени  интенсивности  с  упражнениями  более  спокойными  по  темпу  и  характеру,  не  допуская  чрезмерного  переутомления  ребенка  [3,  с.  27-29].

Ритмика  может  быть  одной  из  форм  проведения  физкультурных  тренировок,  предусмотренных  программами  по  физическому  воспитанию  дошкольников  или  частью  деятельности  по  физической  культуре.  Как  и  всякая  организованная  деятельность,  музыкально-ритмические  тренировки  имеют  традиционную  структуру:  подготовительная  часть,  основная  и  заключительная.

Подготовительная  часть  (длится  от  5-15%)  -  обеспечивает  разогревание  организма,  повышение  частоты  пульса,  дыхания.  Сюда  следует  отнести  упражнения  для  формирования  правильной  осанки,  различные  виды  ходьбы,  бега,  танцевальные  шаги.

Основная  часть  (длится  от  70-85%)  -  обеспечивает  развитие  физических  качеств,  силы,  гибкости,  выносливости.  Интенсивность  нагрузок  здесь  высокая.  Упражнения  силового  характера  должны  предшествовать  упражнениям  на  растягивание.  Упражнения  выполняются  из  различных  положений:  сидя  на  ягодицах,  лежа  на  животе,  на  спине,  на  боку,  сидя  на  пятках  и  других. 

Заключительная  часть  (длится  от  3-7%)  должна  снижать  нагрузку.  Для  этого  выполняются  дыхательные  упражнения,  упражнения  в  медленном  темпе  под  спокойную  мелодичную  музыку,  аутотренинг,  упражнения  на  расслабление  мышц,  релаксацию  и  медитацию  [2,  с.  25-26]. 

Образовательный  процесс  должен  включать  фрагмент  самостоятельной  двигательной  деятельности  детей,  или  подвижную  игру. 

Музыкально-ритмические  тренировки  проводятся  в  различных  вариантах:  групповые,  индивидуальные,  самостоятельные.

Потребность  в  двигательной  активности  у  детей  дошкольного  возраста  настолько  велика,  что  врачи  и  физиологи  называют  этот  период  «возрастом  двигательной  расточительности».  И  именно  ритмическая  гимнастика  помогают  творчески  реализовать  эту  потребность  в  движении,  позволяют  развивать  не  только  чувство  ритма,  укрепить  мышцы,  стимулировать  память,  внимание,  мышление,  воображение  ребенка.  С  первых  минут  важно  заинтересовать  детей,  вызвать  желание  выполнять  движения  под  музыку.  Какой  бы  метод  или  прием  мы  не  выбирали,  главное,  чтобы  ребенок  получал  удовольствие  от  занятий,  уходил  счастливым  и  довольным  своими  успехами.  Дети  получают  удовольствие  от  музыкально-ритмической  деятельности,  самостоятельно  организуют  игровое  общение  с  другими  детьми,  передают  свой  опыт  музыкально-двигательной  импровизации  младшим,  с  удовольствием  танцуют  дома.

Планируется  использовать  более  широкий,  гендерный  подход  к  привлечению  мальчиков  к  занятиям  ритмической  гимнастики,  включая  движения  боевых  единоборств.

Музыкально-ритмическая  тренировка  подразделяется  по  использованию  оборудования:  на  тренировку  с  предметами  и  без  предметов,  на  предметах,  с  использованием  степ  платформ  или  гимнастических  ковриков.

Обучение  движению  сопровождается  названием  упражнения,  например  «кошечка»,  его  показа  и  объяснения  сложного  по  технике  выполнения  элемента.  Это  необходимо  для  создания  зрительного  образа  и  последующего  осмысления  движения,  а  также  развивает  воображение  и  артистичность…  Целесообразно  включать  движения  и  упражнения,  оказывающие  разностороннее  воздействие  на  организм  ребенка:  разновидности  ходьбы,  бега,  прыжков  и  подпрыгиваний.  На  протяжении  всего  тренировочного  процесса  следует  учитывать  особенности  слабого  мышечного  корсета. 

Дополнительные  занятия  по  ритмике  влияют  на  снижение  уровня  заболеваемости.  Занимающиеся  дети,  более  активны  в  процессе  общих  занятий  по  развитию  движений.  Благодаря  системе  работы  с  музыкальным  и  двигательным  материалом  у  детей  успешно  формируется  двигательное  и  слуховое  внимание,  произвольность  движений,  мышечная  память.

Развитие  основных  и  общеразвивающих  видов  движений,  тренирующих  разнообразные  двигательные  качества  и  умения,  требуют  систематической  работы,  композиции  следует  включать  и  в  утреннюю  зарядку,  и  в  музыкальные,  и  в  физкультурные  занятия,  и  в  гимнастику  после  сна.  Сложные  движения  необходимо  повторять  многократно,  причем  чтобы  повторение  не  было  однообразным,  оно  должно  происходить  в  разных  произведениях,  в  разных  темпах  и  ритме.

Таким  образом,  в  работе  по  данному  направлению  необходимо  использовать  уже  имеющийся  опыт,  советы  и  рекомендации,  а  также  дополнять  собственным  опытом,  разработками  и  импровизациями.

 

Список  литературы:

1.Буренина  А.И.  Ритмическая  мозаика:  (Программа  по  ритмической  пластике  для  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста).  —  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  —  СПб.:  ЛОИРО,  2000.  –  220  с. 

2.Фирилёва  Ж.Е.,  Сайкина  Е.Г.  «СА-ФИ-ДАНСЕ».  Танцевально-игровая  гимнастика  для  детей:  Учебно-методическое  пособие  для  педагогов  дошкольных  и  школьных  учреждений.  –  СПб.:  «Детство-пресс»,  352.,  ил.  2001.

3.Слуцкая  С.Л.  «Танцевальная  мозаика».  Хореография  в  детском  саду.  –  М.:  Линка-ПРЕСС,  2006.  –  272  с.  +  вкл.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий