Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2016 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО К СИТУАТИВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ
ANALYSIS OF THE THEORETICAL STUDY OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE PERSON SERVICEMAN BY SITUATIONAL CHANGES
Roman Terekhin
adjunct full-time adjuncture Saratov Military Institute of the internal troops MIA of Russia,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий анализ теоретических исследований в области социально-психологической готовности личности военнослужащего к ситуативным изменениям. Особое внимание уделяется определению компонентов социально-психологической готовности и параметрам готовности к изменениям на личностном, групповом (социально-психологическом) и системном (организационном) уровнях.
ABSTRACT
The article offers a general analysis of theoretical research in the field of socio – psychological readiness of the individual soldier to situational changes. Particular attention is paid to the definition of the components of social and psychological readiness and willingness to change the parameters at the individual, group (social-psychological) and systemic (organizational) levels.
Ключевые слова: социально-психологическая готовность; готовность к ситуативным изменениям; компоненты социально-психологической готовности; параметры готовности к изменениям.
Keywords: socio-psychological readiness; willingness to situational changes; components of the socio-psychological readiness; options readiness for change.
В последнее время не малый интерес для понимания поведения и свойств личности во Внутренних войсках МВД России представляют работы военных психологов. Военная психология, на протяжении своего становления, наиболее активно развивалась в годы, когда было необходимо решать служебно-боевые задачи в непривычных или экстремальных для психики военнослужащего условиях. Исходя из определения военных психологов, личность – это конкретный индивид, который является членом определенного общества, конкретной социальной группы, понимающий как он относится к происходящему вокруг него, увлеченный определенной деятельностью, и имеющий определенные индивидуально-психологические и социально-психологические особенности. Вопросы развития личности в военной психологии рассматривались с различных точек зрения. Заинтересованность «солдатской душой» высказывали немало известных полководцев, начиная с древнейших времен. Еще Александр Македонский говорил о необходимости воспитывать дух воина. Не малое внимание социально-психологической готовности солдата к бою (как виду ситуативного изменения) уделяли и русские полководцы. А.В. Суворов основал и применил в военной службе способы и методы психологической подготовки армии. Ему принадлежит исчерпывающий для того времени и не устаревший по сей день перечень свойств, необходимых солдату: патриотизм, воинский долг, убежденность в победе, инициатива, мудрость, твердая воля, находчивость, военная хитрость, взаимовыручка и т. д. [8, с. 39]. Постоянно внедрял в служебную деятельность суворовские идеи о решающей роли солдата на войне и ученик Суворова – М.И. Кутузов. Адмирал С.О. Макаров всегда твердил о том, что любой подход необходимо максимально использовать для добывания новых навыков и умений, для создания таких черт характера, как храбрость, выдержка, смышленость, умелость, выносливость. Только такие морально-психологические качества, определенно, подготовят бойца ко всем неожиданностям в морском бою [4, с. 37].
Культурное наследие в военной среде складывается из таких качеств как преемственность, чувство патриотизма, морально – нравственные устои. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [1].
Главные исследования в отношении взаимодействия личности и военной службы проявлялись в военной педагогике, в том числе в военно-инженерной и военно-социальной психологии по вопросам психологического отбора воинов-специалистов [2, с. 11]. За небольшой промежуток времени мероприятия профессионально-психологического отбора стали очень известны. Это обстоятельство стало возможным, прежде всего, исходя из экономической целесообразности. Мы знаем, что подготовка специалиста – есть очень затратная процедура и требует не малых финансовых вложений. Вместе с тем, если выясняется в ходе обучения, что военнослужащий по своим морально-психологическим характеристикам не соответствует своей будущей специальности, то затраты сил и средств на его обучение оказываются бесполезными. Это привело к многочисленным исследованиям, в ходе которых выяснилось, что уровень соответствия морально-психологических и индивидуально-личностных характеристик солдата его будущей специальности существенно влияет на ход обучения. И так, чем выше соответствие, тем качественнее будет проходить обучение. Исходя из этого личностно-психологическая идентификация военнослужащего, направленные на изучение степени соответствия воина запросам специальности, являются финансово выгодными.
Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности есть составная часть морально-психологического обеспечения и является комплексом непрерывно выполняемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у личного состава психологических качеств, которые могут обеспечить их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять служебно-боевые задачи в условиях быстроменяющейся обстановки [9, c. 163]. Исходя из выведенного нами определения, мы видим необходимость в формировании социально-психологической готовности личности воина к ситуативным изменениям.
К.К. Платонов, исходя из определенной им концепцией личности, в структуре готовности к ситуативным изменениям выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Это понятие он представляет нам как особое психическое состояние, которое обеспечивает стабильную способность к деятельности, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности деятельности» [3, с. 76].
По мнению Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко, готовность есть настрой личности на конкретное поведение, установка на активность действий, приспособление личности для успешных действий в настоящий момент времени, которые обусловлены мотивами и психическими личностными свойствами. Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко акцентируют наше внимание на заблаговременной, общей или длительной готовность, а также временной или ситуативной (состояниях готовности). Первая представляется нам как ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе формируется готовность к выполнению необходимых задач. Ситуативная готовность есть активное неделимое состояние личности, с ее личностными установками, активизация всех усилий на динамичные и разумные действия в данный момент [6, с. 118].
Как считает Б.Д. Парыгин, при осуществлении поисков выхода из кризисной ситуации, т. е. на пути решения проблем, ключевой ролью является феномен психологической готовности. Данный автор отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» [5, с. 12].
При рассмотрении социально-психологической готовности, как внутреннего функционального комплексного состояния, направленного на внешнее поведение (деятельность) и способного обеспечить его в текущий момент времени, неразрывно, т. е. вне временного континуума, представляется возможным определить главные критерии, которые являются центральными точками воздействия, без которых невозможно формирование такой готовности и вместе с тем показателями личности, находящейся в активной фазе готовности, т. е. осуществляющей успешное поведение.
Определим критерии социально-психологической готовности. Являясь неразделимыми образованиями, общая и социально-психологическая готовность к ситуативным изменениям может включать следующие компоненты:
- Мотивационные (необходимость качественно выполнить задачу, желание успешно справиться и проявить себя с лучшей стороны, показать заинтересованность в деятельности);
- Познавательные (знание своих обязанностей, понимание задач, осознание их значимости, готовность к возможным изменениям обстановки);
- Эмоциональные (осознание ответственности, вдохновение, уверенность в успехе);
- Волевые (собранность, внимательность, отчуждение от внешних раздражителей, преодоление боязни).
Желая подчеркнуть необходимость личностного подхода в изучении состояния готовности к ситуативным изменениям, П.А. Рудик разъясняет понятие готовности как сложного психологического образования и показывает нам роль познавательных психических процессов в ней, которые отражают основные стороны выполняемых действий, эмоциональных составляющих, способных как усилить, так и ослабить активность индивида, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [7, с. 92].
В своем диссертационном исследовании Фаерман М.И. систематизировал «параметры готовности к изменениям на личностном, групповом (социально-психологическом) и системном (организационном) уровнях:
- личностный уровень (психологическая готовность): определенность, обучаемость, своевременность, реальная активность (действия, поступки, деятельность), психологическая защищенность, стремление к новому, чувствительность, наличие субъективной значимости изменений, когнитивная сложность, склонность к эксперименту, высокая креативность и гибкость мышления; интернальность и др.;
- групповой уровень (социально-психологический): социально-психологическая общность, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; общность интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, обычаев и привычек; расчлененность групповых ролей; привлекательность группы; престиж члена группы; способность открыто обсуждать, принятие ошибки, способность к конфронтации (по П. Сенге) и др.;
- системный уровень (организационный): инновационность, обучаемая организация, открытость изменениям (мышления, поведения, продукта); проактивность управления и др.» [10].
Подводя итог, можно сказать, что на наш взгляд, существуют и другие подходы к пониманию сущности социально-психологической готовности личности к ситуативным изменениям, изучая, и внедряя которые поможет добиться более качественного выполнения поставленных служебно-боевых задач военнослужащими внутренних войск МВД России.
Список литературы:
- Арчегова Л.У. Региональная семейная политика в контексте социально-психологической теории: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. – М., 2002. – 156 с.
- Барабанщиков А.В., Воспитание сознательной дисциплины // Советская педагогика. – 1983. – № 8. – 196 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. — Мн.: БГУ, 1978 – 182 с.
- Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. – М.: Воениздат, 1943. – 516 с.
- Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к территориальному самоуправлению: проблемы и перспективы [Текст] / Б.Д. Парыгин – СПб., 1991 – 190 с.
- Платонов Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения [Текст] / Ю.П. Платонов – Л, 1987 – 215 с.
- Рудик П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / П.А. Рудик. – М.: ФиС, 1976 – 214 с.
- Суворов А.В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1987. – 218 с.
- Терехин Р.А. Психология и педагогика: методология, теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции в 2 ч. – Уфа: Аэтерна 2015. – С. 162–165.
- Фаерман М.И., Комплексный социально-психологический подход к предупреждению сопротивлений нововведениям персонала (на примере организаций малого и среднего бизнеса). (автореф. канд. психолог. наук) – Ярославль, 2007. – 24 c.
отправлен участнику
Оставить комментарий