Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2016 г.)
Наука: Психология
Секция: Гендерная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ
THE RELATIONSHIP OF GENDER FEATURES OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY AND THE FORMATION OF COPING STRATEGIES IN ADOLESCENTS HIGH SCHOOL AGE
Olga Mikhno
candidate of Science, assistant professor of social psychology and psychology of work Modern University for the Humanities,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье отражены результаты исследования гендерных особенностей автобиографической памяти у подростков и их зависимость с сформированной у них копинг-стратегией. В ходе эмпирического исследования выявлены 4 группы подростков с учетом их пола и признака преобладающих воспоминаний: отрицательных или положительных. Обнаружены связи между эмоциональными видами воспоминаний подростков, их полом и выбором ведущей жизненной копинг-стратегией.
ABSTRACT
The article presents the results of gender-sensitive studies of autobiographical memory in adolescents and their relationship with formed their coping strategy. During the empirical study identified 4 groups of adolescents based on their sex and the prevailing feature of memories: negative or positive. Found a link between emotional memories kinds of teenagers, their sex life and leading choice of coping strategy.
Ключевые слова: автобиографическая память, копинг-стратегия, гендерные различия, подросток.
Keywords: gender specifics, autobiographical memory, сoping strategy, a teenager, positive emotions, negative emotions, neutral emotion.
В настоящее время учет гендерных особенностей в психологической практике является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. В своем исследовании мы основывались на работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
В ходе теоретического анализа литературы были выявлены следующие существующие и экспериментально доказанные гендерные различия, касающиеся эмоционального отношения к происходящим событиям: 1) более высокий уровень тревожности у женщин; 2) более высокая эмоциональная привязанность женщин по сравнению с мужчинами к межличностным отношениям; 3) более высокая точность женщин в определении качества эмоций; 4) высокая у женщин по сравнению с мужчинами эмоциональность переживания жизненных событий; 5) высокая степень чувствительности у женщин к переживаемым эмоциям и др.
У мужчин, согласно исследованиям, выражено превосходство: 1) эмоциональной сдержанности; 2) стремления не показывать свои эмоции.
Мужчины более эмоциональны в ситуациях гнева и ярости, а женщины – в ситуации печали и страха [1].
Изучение особенностей автобиографической памяти показали, что ситуации эмоционального стресса и напряжения, запоминаются женщинами лучше, чем мужчинами [4].
В своем исследовании мы предположили, что девушки сложнее переносят стресс от текущих жизненных событий, чем юноши, а их автобиографическая память чаще фиксирует негативные, вызывающие тревогу жизненные ситуации, чем у юношей. Следовательно, и выбранные подростками копинг-стратегии имеют гендерные отличия и взаимосвязь с эмоциональной характеристикой автобиографических воспоминаний.
В исследовании была использована модифицированная (с учетом возрастных особенностей подростков) методика исследования автобиографических воспоминаний П.П. Блонского. Испытуемым (30 юношам и 30 девушкам в возрасте 15–17 лет) предлагалось в течение получаса вспомнить:
- ранние (случившиеся не менее 10-и лет назад, в возрасте до 5–7 лет испытуемых),
- давние (случившиеся от 5 лет до полугода назад),
- и недавние (случившиеся от полугода до нескольких дней назад) события своей жизни.
Далее подросткам предлагалось дать им эмоциональную характеристику, то есть описать, какие эмоции вызывает произошедшее событие: негативные или положительные. Кроме того, в ходе исследования выделилась группа нейтральных воспоминаний, которым подростки не могли придать ни ярко выраженную положительную окраску, ни негативную.
Психолог фиксировал события, которые описывали подростки, в протоколе. Чтобы избежать «желательных ответов», то есть исключительно положительных воспоминаний, указывалось, что необходимо сообщать о первых же воспоминаниях, которые приходят в голову, специально не припоминая их.
Для изучения копинг-стратегий у подростков была использована методика «Индикатор копинг–стратегий» Д. Амирхана. Подросткам было предложено вспомнить наиболее используемые в стрессовых ситуациях стратегии поведения и выделить те, которые реально помогают справиться с напряжением и беспокойством.
Статистический анализ данных осуществлялся с помощью лицензионного пакета программ IBM SPSS Statistics 22. Достоверность различий между выборками устанавливалась с помощью углового преобразования Фишера, U-критерия Манна-Уитни; для изучения взаимосвязей использовался критерий корреляции Спирмена.
Всего было зафиксировано и проанализировано 932 воспоминания, из которых 218 (23,4 %) – ранние, 408 (43,7 %) – давние, и 306 (32,9 %) – недавние.
В таблице 1 представлены данные, полученные в ходе опроса испытуемых.
Таблица 1.
Результаты изучения автобиографической памяти у школьников
Как видно из табл. 1, выявлено преобладание давних воспоминаний, над недавними и ранними. Всего положительных воспоминаний 584 (62,6 %), отрицательных воспоминаний 154 (16,5 %), нейтральных 194 (20,8 %). Среднее количество воспоминаний на испытуемого – 15,5. Положительных воспоминаний больше среди давних – 256 (62,7 %), чем среди недавних – 212 (69,3 %) или ранних – 116 (53,2 %). Отрицательных и нейтральных воспоминаний также больше среди давних – 68 (16,7 %) и 84 (20,6 %); среди недавних воспоминаний больше отрицательных и нейтральных 38 (12,4 %) и 56 (18,3); а среди ранних воспоминаний отрицательных и нейтральных 48 (21,1 %) и 54 (24,7 %) соответственно.
В таблице 2 приведены результаты половых различий в эмоциональной оценке воспоминаний у юношей и девушек.
Таблица 2.
Среднее количество воспоминаний у девушек и юношей
Как видно из табл. 2 девушек значительно больше ранних воспоминаний, чем у юношей – 2,8 и 0,8 в среднем (р<0,05), также преобладает количество давних воспоминаний – 3,9 у девушек и 2,9 у юношей (при p<0,05), статистически значимой разницы между недавними воспоминаниями не выявлено: у девушек их 2,8, а у юношей 2,3 в среднем. У девушек значительно преобладают отрицательные воспоминания: ранние – 0,6 у девушек и 0,2 у юношей (при р < 0,06), давние – 0,9 у девушек и 0,2 у юношей (при р < 0,05), недавние – 0,4 у девушек и 0,2 у юношей (при р < 0,08). У юношей выявлено следующее преобладание средних показателей воспоминаний: положительные давние – 1,2 у девушек и 3 у юношей (при р<0,06), положительные недавние – у девушек 1,1 и у юношей 2,4 (при р<0,05), нейтральные давние – у девушек в среднем 0,4 и у юношей в среднем 1 (при р<0,06), нейтральные недавние – у девушек в среднем 0,3 и у юношей в среднем 0,6 (при р < 0,05).
Таким образом, можно сделать вывод, что у юношей больше положительных или нейтральных воспоминаний, чем у девушек. Девушки более склонны к эмоциональной оценке ситуаций, чаще дают им характеристику, чаще в описании ситуаций им важнее эмоции, которые они испытали, чем само событие. Юноши более склонны к нейтральной оценке ситуации, в описании больше уделяют внимание самому событию, нежели эмоциям и чувствам, которые они когда-то испытали. У юношей часто событие, первоначально казавшееся эмоционально значимым, впоследствии становится нейтральным (когда эмоции в отношении события угасают), у девушек, наоборот, с течением времени события часто продолжают вызывать эмоциональное к ним отношение, а в некоторых случаях эмоциональность в отношении произошедшего события возрастает.
Больше всего отрицательных эмоций подростков пришлось на воспоминания, связанные с разводом родителей – 36 % опрошенных, у 30 % подростков отрицательные события связаны с ситуациями общения (с родителями, сверстниками и педагогами), со смертью близких родственников отрицательные воспоминания связаны у 15 % опрошенных. У 12 % опрошенных есть проблемы с учебой, которые доставляют немало неприятностей, еще 7 % подростков оказались знакомы с нарушениями правопорядка и их негативные эмоции были связаны с их последствиями.
Положительные эмоции также в основном связаны с общением – у 53 % подростков, досугом (поход в театр, на концерт, аттракционы и пр.) – 22 %, с отпуском/каникулами – 18 %, подарками/покупками – 7 %.
Нейтральные воспоминания касались в основном текущих жизненных событий, которым подростки не могли придать четкую эмоциональную окраску, например: «прыгаю через скакалку», «стою на перроне и жду поезд», «жду маму с работы», «помогаю убирать сестре игрушки» и пр.
В ходе исследования были выделены 4 группы подростков:
1 группа: девушки с преобладанием положительных и нейтральных воспоминаний – 14 (46,6 %).
2 группа: девушки с преобладанием отрицательных воспоминаний – 16 (53,4 %).
3 группа: юноши с преобладанием положительных и нейтральных воспоминаний – 19 (63,3 %).
4 группа: юноши с преобладанием отрицательных воспоминаний – 11 (36,7 %).
Разница показателей в группах юношей и девушек является статистически значимой при р<0,05.
Эмпирические данные по методике Д. Амирхана с распределением по выявленным группам подростков представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты исследования копинг-стратегий у девушек и у юношей с преобладанием положительных/ отрицательных воспоминаний
Результаты исследования показали, что 43 % девушек с преобладанием положительных воспоминаний выбирают стратегию «разрешения проблем», которая свидетельствует о сформированной зрелой жизненной позиции, социальной компетентности подростков. Еще 43 % девушек признают, что не могут справиться с проблемами без социальной поддержки и за помощью обращаются к взрослым или друзьям. 14 % девушек данной группы стараются избегать проблем, не замечать их.
У 25 % девушек с преобладанием отрицательных воспоминаний выявлена стратегия «разрешения проблем», у 75 % – склонность обращаться за социальной помощью и поддержкой. Стратегии «избегания проблем» в данной категории не выявлено, что предположительно может быть связано с высокой тревожностью девочек данной группы, которая не дает возможности уклониться от проблем, отложить их «на потом».
У 47,4 % юношей с преобладанием положительных воспоминаний обнаружена стратегия «разрешения проблем», еще у 31,5 % – стратегия обращения за социальной поддержкой, а у 21,1 % – стратегия избегания.
У юношей с преобладанием отрицательных воспоминаний показатели распределились следующим образом: «разрешение проблем» – у 18,1 %, «обращение за социально помощью и поддержкой» – у 18,1 %, «избегание» – у 63,8 %.
Полученные значения имеют статистически значимую разницу при p<0,05.
Корреляционный анализ выявил зависимость показателей эмоционального отношения к автобиографическим воспоминаний и выбранной жизненной копинг-стратегии подростков. Наиболее значимыми из них оказались показатели отрицательных воспоминаний в группе девушек и шкалы «обращение за социальной поддержкой» методики Д. Амирхана (r=-0,590, при p<0,05); показатели отрицательных воспоминаний в группе юношей и шкалы «обращение за социальной поддержкой» (r=-0,438, при p<0,05); показатели отрицательных воспоминаний в группе юношей и шкалы «избегание проблем» (r=-0,462, при p<0,05).
Выводы исследования.
- Девушки больше, чем юноши склонны к отрицательным воспоминаниям. У девушек чаще, чем у юношей встречаются воспоминания, касающиеся их раннего детства.
- Ведущей копинг-стратегией у девушек с преобладающими положительными воспоминаниями являются «разрешение проблем» и «обращение за социальной помощью». У девушек с преобладающими отрицательными воспоминаниями ведущей копинг-стратегией является также «обращение за социальной помощью». У девушек из обеих групп копинг-стратегия «избегание проблем» отсутствует.
- У юношей с преобладающими положительными воспоминаниями преобладающей копинг-стратегией является «разрешение проблем». В группе с преобладающими отрицательными воспоминаниями – «избегание проблем».
- Выявлена статистически значимая связь между полученными показателями: между преобладающими отрицательными воспоминаниями и выбором неэффективной копинг-стратегии.
- Выявленная связь не говорит о детерминации какого-либо показателя над другим, а свидетельствует о взаимном влиянии. Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что существует выраженная гендерная специфика изученных показателей.
Список литературы:
- Кузнецов М.А. Эмоциональная память / М.А. Кузнецов. – Харьков: Крок, 2005. –568 с.
- Нартова-Бочавер С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2010. – № 5. – С. 20–30.
- Фролова С.В., Сенина Т.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях // Проблемы cоциальной психологии личности. – СГУ, Саратов, 2008.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 97–104.
дипломов
Оставить комментарий