Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2016 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
INFLUENCE OF GAMING ACTIVITY IN THE EMOTIONAL-BEHAVIORAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN
Catherine Raklova
сandidate of Science, Associate Professor of “Pedagogy and Sports”,
Kazakhstan, Pavlodar
Aidana Bulekbayeva
4th year student, Innovative University of Eurasia,
Kazakhstan, Pavlodar
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены проблемы воздействия компьютерных игр на эмоционально-поведенческую сферу детей дошкольного возраста. Показано, что компьютерная деятельность вызывает зависимость и агрессию у детей дошкольного возраста.
ABSTRACT
This article examines the impact of computer games on the emotional and behavioral sphere of preschool age. It is shown that computer activity is addictive and aggression in preschool children.
Ключевые слова: зависимость, эмоции, компьютерные игры, эмоциональная сфера, эмоционально-поведенческая сфера.
Keywords: addiction, emotions, computer games, emotional sphere, emotional and behavioral sphere.
В настоящее время в психическом развитии в дошкольном возрасте является формирование личности, в которую входит нравственное воспитание ребенка, необходимое для развития эмоционально-поведенческой сферы. В последнее время данная проблема эмоционально-поведенческого развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание родителей, педагогов и психологов. Так как, эмоции дошкольника проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания [1; 2].
Формирование эмоционально-поведенческой сферы дошкольника исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.)
Л.С. Выготский отмечал, что «эмоции и когнитивная система совместно обеспечивают ориентировку в окружающем».
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня. Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению.
Несмотря на то, что изучению формирования эмоциональной и поведенческой сферы детей дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание, данная проблема по-прежнему остается не решенной в отдельных ее аспектах [3].
Наше исследование было проведено в ГККП Ясли-сад № 23 г. Павлодара. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста и их родители.
Из беседы с родителями детей о свободном времени ребенка в выходные дни стало очевидным, что некоторые дети все свободное время проводят за компьютером. Были набраны две группы детей дошкольного возраста 5–6 лет: экспериментальная – из числа детей, имеющих выраженный интерес к компьютерным играм и контрольная – из числа детей, не проявляющих интереса к компьютерным играм, по 10 человек в каждой группе.
Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь компьютерных игр и эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста.
В нашем исследовании использовались такие методики как:
Анкета «Оценка эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста» В.В. Ткачева. Которая позволяет раскрыть особенности контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста изучаются с помощью 9 шкал.
Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка. Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
Для решения поставленных задач в нашем исследовании были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические методы: изучение психолого-педагогической литературы.
- Эмпирические методы:
- Тестирование с использованием следующих методик: проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности; для диагностики агрессивности рисуночная методика «Несуществующее животное».
Наше исследование проводилось на базе ГККП Ясли-сад № 23 г. Павлодара и включало три этапа:
1 этап. Постановочный – на этом этапе изучалась, психолого-педагогическая литература по данной теме, определялся понятийный аппарат, задачи, определялась цель, обозначался объект, субъект предмета, выдвигалось гипотеза.
2 этап. Опытно-экспериментальный – систематизировался полученный материал, происходил отбор методов и методик, определялся порядок применения методик, интерпретация полученных результатов, разработка и применение формирующего эксперимента.
3 этап. Констатирующий – был проведен контрольный диагностический замер, осуществлен анализ.
С целью подтверждения наличия проблем в эмоционально-поведенческой сфере у дошкольников с выраженным интересом к компьютерным играм, был проведен сравнительный анализ полученных результатов исследования, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня развития эмоционально-поведенческой сферы исследуемых дошкольников
Представленные результаты указывают на наличие проблем у детей, проводящих много времени за компьютерными играми, в общении с ровесниками и значимыми взрослыми.
Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, имеющего выраженный интерес к компьютерным играм: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость [5]. Все перечисленные изменения влияют на процессы мышления, сосредоточения, самоконтроля, эмоционального реагирования, на психическое здоровье в целом. Нарастание негативных эмоциональных реакций при условии длительного процесса работы за компьютером; возможной аутизации ребенка при условии более успешной виртуальной жизни; снижение социальной адаптации; возможность формирования компьютерной зависимости при условии длительного «стажа игрока» [6].
Таким образом, полученные результаты показали, что в ходе психологической работы у экспериментальной группы, имеющей выраженный интерес к компьютерным играм, произошло снижение уровня тревожности и агрессивности. Затем, была проведена повторная беседа, результаты которой показали, что дошкольники экспериментальной группы после психологических занятий стали меньше времени проводить за компьютером. Следовательно, положительные проявления эмоционально-поведенческой сферы могут повлиять на снижение интереса к компьютерным играм.
Список литературы:
- Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. псих. наук. – Казань, 2001. 231 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
- Кепалайте А.П., Суворова В.В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций. // Вопросы психологии, 1991. № 2. – С. 140–148.
- Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе. – Рига, 1990. – 40 с.
- Конева О.Б. Влияние социальных эмоций на процессе социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1997 16 с.
дипломов
Оставить комментарий