Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 24 апреля 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕЛИГИОЗНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Специалисты, занимающиеся исследованием формирования китайской политической культуры, отмечают небывалый подъем китайской экономики в конце первого века до нашей эры. В этот период началось активное увеличение количества городов. Численность населения стремительно росла. Ремесленничество, сельское хозяйство и торговля развивались стремительными темпами. Помимо влияния экономики на социально-политическую структуру княжеств, исследователи обращают внимание на то, что экономикой были созданы предпосылки для превращения раздробленных княжеств в единое централизованное государство. К числу таких предпосылок относятся:
- общность культуры китайского народа;
- расширение торговых связей;
- развитие сухопутного и водного сообщения.
По мнению многих известных китайских мыслителей, все беды государства от войн и раздробленности страны. В этот период наиболее важным вопросом выступал вопрос объединения государства. Только это могло укрепить Китай и сделать его сильным в политическом и экономическом плане.
Ко времени Западного Чжоу от родовых правлений князей во все стороны расходились проезжие дороги. К началу периода Восточного Чжоу была развита система морского и речного сообщения. Каналами была покрыта практически вся страна. Благодаря такому развитию коммуникаций экономическое объединение в Китае усилилось. Расширение экономических связей и торговли наблюдалось уже во времена Чунь-цю.
Следует отметить, что политической культурой выражаются специфичные формы отношений общества и власти. Политическая культура – это не институциональная основа политики. Ею отражается ориентированность народа на определенные объекты политической жизни. Стандартные оценки и ценностные критерии действий правителей и различных политических явлений, философские предпосылки, локальная и национальная мифология – все это отражает различие между государственными системами. Такое различие существует вне зависимости от структурного сходства властных институтов. Кроме того, вышеперечисленным отражаются определенные содержательные характеристики цивилизационных основ и принципов политической культуры государств, этносов, народов и наций. Это влияние дает возможность говорить о влиянии культуры как «мягкой силы» в сфере политики.
Развитию городов во многом поспособствовало расширение торговли. Уже к концу III в. до нашей эры общины начали превращаться в самоуправляющиеся объединения. Членами таких объединений выступали свободные земледельцы-собственники. В V- III вв. до нашей эры в общине произошло увеличение имущественной (материальной) дифференциации. Имущественная знать явно выделялась на фоне разоренных общинников. Ханьский философ Дун Чжуншу отмечал, что в те времена «в общине были люди, обладающие богатством гунов и хоу». [1, c. 94] Ко времени Чжанго торговля была уже неплохо развита.
Следует отметить, что массовое, масштабное усвоение обществом ценностей доминирующей политической культуры происходит постоянно. Народом усваивается видение политического процесса, степень участия в политике, а также принципы отношений с властью. В связи с этим, тенденции текущего и предстоящего поведения китайской нации (в международном и внутригосударственном аспекте) в значительной степени предопределяются сложившимися в обществе установками по поводу политики. Немаловажную роль играют и установки относительно своей роли в политике. Так, например, в период императорского Китая было запрещено даже упоминать такие понятия, как «общественное устройство» или «государственное правление». Считалось, что это поспособствует предотвращению самой возможности восстаний и мятежей. В древнем Китае бытовало мнение о недопустимости рассуждать о высоких вещах, в том числе, о политике, занимая низкое положение.
По мнению некоторых современных исследователей, ключевую роль в социально-экономическом развитии древнекитайской цивилизации сыграло появление новых технологий, таких как тягловые животные и железные орудия. Все это поспособствовало серьезному расширению возможностей в сфере производства. Благодаря этому в Китае начались коренные изменения во всех сферах в культуре, политике, экономике и социальной сфере.
По мнению современных реформаторов Китая, политические преобразования связаны, в первую очередь, с приоритетом создания моральных, этических, культурных, правовых и иных условий для поступательного вовлечения людей в систему государственного управления. КНР не принимает ускоренной политической модернизации, к чему его склоняет Запад. Как показывает политический опыт управления государством, власть Китая способна разрешать насущные задачи. История показала, что реформы в Китае осуществляются поступательно. Большинство реформ было осуществлено сильной партийной и государственной властью. Современный Китай – успешное государство. Он двигается по пути полной модернизации во всех сферах. В Китае активно развивается экономический потенциал. Немало внимания уделяется и мирному возвышению, которое рассматривается в качестве основы для дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства.
Увеличение прибавочного продукта означало разрушение для первоначальной системы, основанной на ритуалах в социальной и политической жизни общества. С возникновением бюрократического способа управления князья поняли, что разделение территории княжества на феодальные уделы способно ослабить их власть. Следует отметить, что на возникновение этого способа управления в значительной степени повлияла легистская идеология. В этой связи, в центр политики княжеств Чжунго была выведена борьба новой системы управления (бюрократизма) с системой власти родовых аристократов, базирующейся на ритуалах Чжоу. Вопрос встал ребром. Многие князья решились уничтожить уделы и наследственную знать. Бюрократический способ управления не предусматривал существования родовой аристократии. Они повсеместно заменялись воинами и чиновниками (в основном, из сословия ши). В экономическом плане они находились в полной зависимости от правителя.
Как было отмечено ранее, философские предпосылки выступали в качестве решающего фактора формирования китайской политической культуры. Китай – одно из древнейших государств и мировых цивилизаций. Китайская цивилизация обладает своими специфическими особенностями, отразившимися на всех аспектах жизни и деятельности китайского народа. Традиционные нормы и идеология вызревала в недрах легизма, даосизма и конфуцианства. Китайская политическая культура дает возможность спрогнозировать дальнейшее поведение КНР на международной политической арене. Современный Китай – успешное государство, активно продвигающееся по пути развития и модернизации. Приоритет современного Китая – мирное возвышение и экономическое развитие. Наряду с этим, в политической культуре Китая особое место занимают стереотипы, ориентации, установки и ценности, направленные на сбережение традиционной политической системы. Синкретическим философско-религиозным мировоззрением подтверждается неагрессивный характер восточноазиатских религий. Отличительными признаками политической культуры Китая являются: 1) опора на морально-этические нормы; 2) почитание власти и правителя; 3) толерантное отношение к представителям других народностей; 4) подчинение личных интересов коллективным.
Анализ расстановки общественных сил свидетельствует о том, что правители крупных княжеств были наиболее активными в плане политики. Они имели большой вес и влияние. Политика сопряжена с борьбой за власть. Несомненно, борьба за власть не обошла родовых аристократов и бюрократов. Остальные же силы были или вспомогательными, или малозначительными. Но как показали дальнейшие события, такие силы вовлекались в политическую борьбу все активнее. Свою роль в этом сыграло развитие самосознания общественности. Немаловажным также являлся факт чрезмерного ухудшения благосостояния общества. Несмотря на активную борьбу и агитацию приверженцев в какой-либо из лагерей, реальная сила имелась лишь у представителей аристократии и бюрократии.
Этим противоборством был задан политический фон в стране. Наиболее сильной власть и влияние феодалов были в княжествах Цзинь, Лу, Ци и других центральных восточных регионах. Продолжительный период существования феодального порядка на данной территории дал родовой аристократии возможность опереться на сильные клановые традиции. Это привело к сплочению этнически однородных больших семейных коллективов, сделав их сильными корпорациями. Клановые связи стали предпосылкой формирования отношения к государству как к большой семье. Крепче всего были принципы патернализма, основанные на ритуале Чжоу. Следует отметить, что традиции феодального общества, которые хотя и находились под ударом экономических условий, исчезнуть просто так не могли.
Таким образом, отметим, что сформировавшаяся система бюрократического управление всегда стремилась к конкретным экономическим, социальным и политическим целям. Следует согласиться с мнением Л.С. Васильева в том, что китайское государство начало формироваться в условиях, когда еще не была разорвана связь человека с родом (общиной). Княжествам второго эшелона пришлось формироваться в условиях усложняющейся социальной структуры, которая развивалась на основе связей между общинами. Свою роль в этом процессе сыграли военные завоевания. Только сформировавшееся государство было вынуждено обеспечивать трансформацию традиционных племенных и родовых институтов. Это необходимо было, прежде всего, для обеспечения господства государя и получения достаточного притока прибавочного продукта. В свою очередь, это позволило бы обеспечить полноценное функционирование аппарата государства [2, c. 34].
Рассмотренный фактор исторического развития, впрочем, как и иные факторы, обладает двояким характером. Да, он несет определенные стимулы и выгоды. Но он же приводит к возникновению новых проблем (например, резкий рост частных собственников, независимых в экономическом плане).
Развитие политики и экономики Китая как единого государства способствовало росту и укреплению военной силы мелких княжеств. Здесь следует отметить, что феодальная система не могла дать княжествам необходимую военную мощь для крупных и продолжительных военных сражений. По сути, это выступало в качестве еще одной предпосылки формирования единого централизованного государства.
Философская и политическая мысль Китая характеризуется символизмом, метафоричностью и философской глубиной национальных представлений по поводу основ политики. В представлениях китайского народа власть правит стихийно. Но не сама по себе, а исходя из протекающих в природе процессов. В идеале, произвол власти и насилие исключено. Но в реальной политике допускается полная и всесторонняя регламентация жизни общества. Ею предполагается жесткая бюрократическая система управления.
Следует подчеркнуть, что традиционное понятие власти неразделимо с древнекитайской политической мыслью. С точки зрения современности, в качестве важнейшего направления политической реформы с китайскими национальными особенностями выступает гармоничное развитие духовной и политической культуры на основе традиционной идеологии и ценностей.
Список литературы:
- Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. - М.: ИВ РАН, 2012. 399 с.
- Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 260 c.
дипломов
Оставить комментарий