Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 августа 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Захарчук Л.Н. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТЕКСТА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 14(22). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 72-75.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТЕКСТА ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Захарчук Людмила Николаевна

канд. филол. наук, доц. кафедры горного дела, экономики и природопользования Старооскольского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (СОФ МГРИ-РГГРУ),

РФ, г. Старый Оскол

АННОТАЦИЯ

Полифонизм выступает как онтологическая характеристика текста драматургического произведения, являясь результатом взаимодействия в тексте нескольких полноправных точек зрения, выраженных, с одной стороны, в авторских ремарках (точка зрения автора), с другой стороны – в драматургическом диалоге (точки зрения персонажей). Различие между внешней и внутренней точками зрения становится выраженным фактором читательского восприятия вследствие увеличения эстетической дистанции в тексте авторских ремарок и ее сокращения в тексте драматургического диалога. Характерное для драмы параллельное включение действующих лиц способствует возникновению сюжетного и характерологического полифонизма.

ABSTRACT

Polyphony is an ontological characteristic of the text of a dramatic work, being the result of the interaction in the text of several points of view expressed on the one hand in the author's remarks (author's point of view), on the other hand in the dramatic dialogue (the point of view of the characters). The difference between the external and internal points of view becomes a factor in the reader's perception due to the increase in the aesthetic distance in the text of the author's remarks and its reduction in the text of the dramatic dialogue. Characteristic for the drama, the parallel inclusion of characters contributes to the plot and character polyphony.

 

Ключевые слова: драматургический текст; полифонизм; внешняя и внутренняя точки зрения; системы оценок; авторские ремарки; драматургический диалог; персонаж; эстетическая дистанция.

Keywords: text of drama; polyphony; external and internal points of view; evaluation systems; author's remarks; dramatic dialogue; character; aesthetic distance.

 

Известно, что в тексте художественного произведения взаимодействуют различные точки зрения (автора, рассказчика, персонажей). Это различие проявляется, по выражению Б. А. Успенского, на идеологическом или оценочном уровне. Здесь имеется в виду то, с какой точки зрения (в композиционном смысле) автор в произведении оценивает и идеологически воспринимает изображаемый им мир. Это может быть точка зрения самого автора, явно или неявно представленная в произведении, точка зрения рассказчика, не совпадающего с автором, точка зрения какого-либо из действующих лиц и т.п. Различные точки зрения (системы оценок), представленные в произведении, вступают в определенные отношения друг с другом, образуя достаточно сложную систему противопоставлений (различий и тождеств). [3, с. 22 - 24]. Если различные точки зрения, представленные в художественном тексте, не подчинены одна другой, но выступают как равноправные, перед нами произведение полифоническое.

На наш взгляд, в драматургическом произведении имеет место чередование точки зрения автора (явленной в тексте ремарок, особенно в тексте инициальной ремарки, представляющей персонажей и характеризующей их) и персонажа (персонажей) пьесы (явленной в тексте драматургического диалога). В текст пьесы также может быть введено второстепенное действующее лицо, мало участвующее в действии и совмещающее в себе участника действия и зрителя, воспринимающего и оценивающего данное действие.

Таким образом, можно различать внешнюю и внутреннюю точки зрения; их чередование всегда имеет место в драматургическом тексте и является неотъемлемой, онтологической чертой драмы.

Л. С. Выготский [1] отмечает, что в драме, в отличие от произведений эпических, между героем и читателем (зрителем) не стоит рассказчик, поэтому читатель оказывается ближе к герою драматургического произведения, идентифицируя себя с ним. Но полностью «отождествить» себя с героем читателю не удается, поскольку текст драматургического диалога перебивается текстом авторских ремарок, вследствие чего читатель созерцает драму в двух планах: с одной стороны, он видит все глазами героя («изнутри»), с другой стороны, он видит самого героя глазами автора («извне, со стороны»). К этим двум планам добавляется еще один: каждое сколько-нибудь значительное действующее лицо в драматургическом тексте «видится» глазами других действующих лиц. Так возникает полифонический эффект – характерная особенность любого драматургического произведения.

В тексте драматургического диалога (внутренняя точка зрения) сокращена эстетическая дистанция между героем и читателем (зрителем), между миром изображаемой действительности и воспринимающим субъектом.

В тексте же ремарок (авторская, внешняя точка зрения) эстетическая дистанция между воображаемым миром и воспринимающим субъектом увеличена, между читателем и героем произведения становится автор. Текст ремарок в большей степени, чем текст драматургического диалога, характеризуется внеположенностью, отстраненностью воспринимающего субъекта от пространства и времени персонажей драматургического произведения. (Под эстетической дистанцией мы понимаем «такую организацию художественного произведения, которая подчеркивает его условность, внеположенность субъекту восприятия, сохраняя в то же время иллюзию его реальности» [5]).

Говоря о внешней точке зрения, необходимо отметить, что бросить взгляд «со стороны» на действие пьесы и на действующих лиц может либо

  • один из персонажей (как правило, второстепенный, специально для этого введенный в пьесу; или на какое-то время обретающий «внешнее видение» один из главных персонажей), либо
  • сам автор пьесы (авторские ремарки).

Прием оценки действия пьесы и персонажей «со стороны», применяемый в драматургическом тексте, может быть описан в терминах остранения. Как известно, термин «остранение» был введен Б.В.Шкловским, который отмечал, что «целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание» [4, с. 15]. Под остранением понимают прием описания вещей, событий или персонажей, при котором описываемое предстает увиденным как бы впервые; при этом подчеркиваются те черты и особенности описываемого, которые бросаются в глаза как странные, нелепые (причем эта нелепость ускользает обычно от внимания в силу своей привычности).

В драме действует правило параллельного (а не последовательного) включения действующих лиц. Формы проявления такого параллельного включения могут быть многообразны: совмещенность голосов персонажей, развернутое упоминание об одном персонаже в речи другого, чередование голосов персонажей и автора (проявляющееся во взаимодействии в рамках пьесы двух субтекстов: текста ремарок и драматургического диалога). В драме имеет место психологическое раскрытие характера «в чужой зоне», на «территории» слова другого лица или авторских описаний. В этом случае можно говорить о сюжетном и характерологическом полифонизме [2, с. 46].

Речь каждого персонажа характеризуется своим внутренним ритмом. Особенность полифонии драматургического текста состоит в самостоятельности ритмических рядов отдельных персонажей, не «уравновешенных» эпическим планом повествователя.

Итак, текст ремарок и текст драматургического диалога, будучи дифференцированы в языковом отношении, а также манифестируя смену точек зрения (взгляд «со стороны», «остраняющий» взгляд – точка зрения автора; взгляд «изнутри» ситуации – точки зрения персонажей), способствуют в своем взаимодействии организации полифонического эффекта и вместе с тем – созданию эффекта целостности образов персонажей. Текст ремарок функционирует, в частности, в качестве монологической оправы текста драматургического диалога, являясь тем континуумом, в котором звучит голос автора; текст ремарок становится смысловой основой для организации целостности и завершенности мира пьесы. Совершается метаморфоза: текст пьесы приобретает стройное, гармоничное звучание, возникающее из ясно различимых голосов, чередующихся, перекликающихся, сближающихся друг с другом, но отнюдь не совпадающих полностью.

Смена точек зрения, чередование внешней (преимущественно авторской) и внутренней точки зрения (точки зрения персонажа) выступает онтологической характеристикой текста драматургического произведения.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Лабиринт, 2008. 352 с.
  2. Усманов Л. Д. Художественные искания в русской прозе конца 19 в. Ташкент : Фан, 1975. 142 с.
  3. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука, 2000. 348 с.
  4. Шкловский Б. В. Искусство как прием. // В.Б. Шкловский. О теории прозы. М. : Сов. писатель, 1983. С. 9-25.
  5. Эстетика: Словарь//Электрон. дан. Режим доступа URL : https://aesthetics.academic.ru/121/ (дата обращения 10.08.2018)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.