Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Смирнова Т.А. НОВШЕСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКАДАНСА // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 11(37). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 35-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НОВШЕСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ДЕКАДАНСА

Смирнова Татьяна Александровна

студент 4 курса кафедры французской филологии, факультет иностранных языков и международной коммуникации, Тверской государственный университет

РФ, г.Тверь

INNOVATIONS OF THE FRENCH DECADENCE LITERATURE

 

Tatiana Smirnova

4th year student of the Department of French Philology, Faculty of Foreign Languages and International Communication, Tver State University

Russia, Tver

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении «Декаданса», в качестве литературного направления, которое возникло в первой половине XX века, а также в выделении особенностей, которые использовали авторы в своих произведениях. При изучении данного литературного направления использовались следующие методы исследования: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, индукция, дедукция, сравнение, обобщение полученных данных. С помощью этих методов были выявлены жанровые и стилистические инновации, используемые авторами данного направления при создании своих литературных произведений. А также в данной статье было рассмотрено произведение «Наоборот» Жориса-Карла Гюисманса в качестве примера, иллюстрирующего инновации жанра «декаданс».

ABSTRACT

The purpose of the article is to consider the "decadence" as a literary trend that had been occurred in the first half of the XX century. In this article there were the decadence features which were used by the authors in their works. The following research methods were used in the study of this literary trend: the study of theoretical and scientific-methodical literature on the research topic, induction, deduction, comparison, synthesis of the data obtained. Using these methods, the genre and stylistic innovations used by the authors of this trend were revealed. In this article there is also the description of the “А Rebours” which were written by Joris-Karl Huysmans which was considered as an example illustrating the innovations of the “decadence” genre.

 

Ключевые слова: декаданс; декадизм; представители декаданса; французская литература XX века; новшества декаданса; Жорис-Карл Гюисманс.

Keywords: decadence; decadism; representatives of decadence; French literature of the 20th century; innovations of decadence; Joris-Karl Huysmans.

 

Научный интерес в изучении литературного направления первой половины XX века, а именно декаданса во французской литературе выражали следующие как российские, так и европейские специалисты: К.Н. Савельев, Н.Я. Рыкова, Ю.И. Родченко, С.Л. Фокин, Н.А. Литвиненко, В.В. Шервашидзе, Н.Д. Медведев, Д.В. Кунцевич, М.С. Брагина, Е.Д. Гальцова, С.Г. Сычева, Е.С. Гинак, Н.В. Ламеко, Н.С. Поваляева, О.Б. Кафанова, Е.Г. Баранова, А.В. Свиридова, М.В. Максимова, Ф. Бодорр, Н.А. Трифонов, Р.А. Гальцева и др.

Определение данного литературного направления было сформулировано в Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой, которое звучит, как: «Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX в., характеризующееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом; декадентство» [1]. К.Н. Савельев пишет о том, что декаданс «это не кризис искусства, как многие пытались это представить, а искусство, отражающее кризисное состояние, в котором находится общество. Это особая модель художественного мира, некий сложный комплекс умонастроений, весьма разнородный, но не лишённый внутреннего единства» [2, с. 142]. К.Н. Савельев пишет о том, что явление «декаданс» возникает в «переходные периоды», как правило, во время смены столетий [2, с. 142]. Ю.И. Родченко упоминает, что «декаденты напоминают романтиков, но отличаются от них тем, что хотят как можно точнее понять и проанализировать не мысли и чувства людей, а настроение окружающего мира» [7, с. 165].

Декаданс возник во время кризиса, который чувствовался во всем, в том числе в литературе. Люди понимали, что стране нужны кардинальные перемены. Общество больше не могло интересоваться романами с бесконечными описаниями. Д.В. Кунцевич в научной статье писала, что: «именно в этот период было решено организовать журнал под названием «Декадент». Анатоль Бажу и Морис дю Плесси основали издание, объединяющее писателей, которые бы вносили новые тенденции в литературу» [3, с. 15]. Идея основания и выпуска вышеупомянутого журнала была необходима, так как каждый автор имел возможность отдать в печать свою статью, которая отражала настроения времени. Вскоре журнал стал своеобразной площадкой для публикации новых писательских теорий. «Декадент» повлиял на образование литературных кружков города, а в последующем и всей страны, продолжая существовать, несмотря на то, что основатели журнала подверглись критике.

Во втором номере журнала выходит «Письмо декаденту» («Lettre au décadent»), написанное Полем Верленом (Paul Verlaine), адресованное к Анатолю Бажу (Anatole Baju), в котором автор впервые использует термин «Декадизм» / «Декаданс» («décadisme»). Этот факт и стал свидетельством начала существования данного литературного направления.

Произведения декадентов были написаны в минорном, упадническом настроении. Литература данного направления отражала недостатки жизни целой эпохи, которые выражались в неверии ни во что, кроме неминуемого конца всего существующего. Культом декадентов могли служить безобразные понятия, такие как аморализм, либо сатанизм. Среди писателей существовали мрачные настроения.  В декаданс приходили разочаровавшиеся в жизни представители как литературы (Густав Кан (Gustave Kahn), Жан Мореас (Jean Moréas), Поль Адам (Paul Adam), Эдуард Дюжардан (Edouard Dujardin), Гастон Дюброи (Gaston Dubreuilh) и др.), так и искусства [3, с. 17]. А.В. Свиридова пишет о том, что настроения декаданса прослеживаются и в произведениях А. Рембо (Arthur Rimbaud). А.В. Свиридова отмечает, что «декаденство носит скрытый характер, не выражается прямой демонстрацией уродливого», оно «выражалось в безыдейности, в безразличии к новым веяниям мысли, в само замкнутости» [4, с. 269].

Жорис-Карл Гюисманс (Joris-Кarl Huysmans), французский писатель, искусствовед и член Гонкуровской академии (L’académie Goncourt) пишет роман «Наоборот» («А Rebours»), который признали образцом декаданса.

По сюжету молодой человек Герцог Жан дез Эссент (Jean des Esseintes), единственный представитель некогда многочисленного семейства, уставший от буржуазности и богатства, продаёт своё наследство (замок) и переезжает в маленький загородный дом, где, от скуки, испытывает новые удовольствия. Главный герой произведения является типичным представителем декаданса, который стремиться к замене реальности на воображаемый образ жизни.

Во время переезда главный герой «переучивает» старых слуг, которые ухаживали за взрослым поколением рода. Так как в новом месте Жан нуждался в тишине и покое, он устанавливает в новом доме «условный язык звонков», чтобы создать иллюзию жизни в одиночестве.  Герцог также меняет расписание приёма пищи: «В пять часов вечера, зимой уже в сумерках, он завтракал: съедал два яйца всмятку, жаркое и выпивал чашку чая; в одиннадцать вечера обедал; ночью пил кофе, а иногда вино или чай. Ужинал дез Эссент легко, вернее, закусывал в пять утра, ложась спать» [5, с. 27]. Данный пример иллюстрирует протест героя привычному распорядку жизни. Жан пытается уйти от реальности, создавая новые жизненные устои.

Главный герой, полностью отражающий настроения декаданса, создаёт новую внутреннюю реальность, забывая о той, в которой живёт. Т.Н. Воронина упоминает, что главный герой – «интеллектуал и исследователь, свободный в своих проявлениях» [6, с. 61]. Свобода выражалась как в пагубных пристрастиях, как и влияла на внешний мир. (Случай с черепахой и влияние на Огюста Ланглуа, из которого он хотел создать убийцу, действующего ради заработка денег с целью оплаты услуг публичного дома). Герой считал, что природа изжила своё и стоит восхвалять искусственное начало (в восьмой главе Жан дэз Эссент ищет для украшения дома живые цветы, которые похожи на искусственные).

Проанализировав материалы, посвящённые декадансу, можно выделить следующие инновации, которые авторы данного литературного направления применяли при написании своих произведений:

  • отрицание общепринятых ценностей, в том числе религиозных, которое отражало умонастроения, присущие французскому обществу данного времени;
  • желание уйти от внешнего мира, во внутренний, которое побуждало читателей направить фокус внимания на внутренние проблемы, что показало важность настроения и состояния каждого отдельного человека;
  • природа перестаёт быть предметом восхищения, в отличие от искусственно созданных вещей. Данное новшество негативно повлияло на степень бережливости по отношению к природе, сместив акцент на создание объектов искусственным путём, что, как мы можем наблюдать в XXI веке, породило множество экологических проблем, ставя под угрозу исчезновения огромное количество животных, а также повлияло на возникновение различных заболеваний, в том числе аллергических реакций;
  • вера в мрачное, тёмное будущее с неминуемым концом, повлиявшая на общее мировоззрение общества, которое потеряло стимул развиваться и жить; свободное выражение своих желаний в независимости от последствий. Данное новшество «разрешило» читателям не задумываться о последствиях и жить с идеей «здесь и сейчас». Нельзя не подчеркнуть негативные последствия действий, которые были совершены под воздействием данного настроения;
  • преобладание негативно окрашенной лексики, которая впоследствии стала все чаще использоваться читателями в речи.  Негативная коннотация слов также подкрепляла и идею о том, что грядёт неминуемое тёмное будущее, подчёркивая, что повседневная жизнь уже перестала быть такой же прекрасной, как была раньше.

 

Список литературы:

  1. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. / гл. ред. Ефремова Т.Ф. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/157294/Декаданс (дата обращения 05.06.2019)
  2. Савельев Н.К. Новые подходы в осмыслении понятия «Декаданс» // Культура. Культурология. Знание. Понимание. Умение. -2007. - С. 141-147.
  3. Кунцевич Д.В. Французский журнал “Декадент” – отражение литературных реалий рубежа XIX-XX веков // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры: Материалы междунар. конф. 26 марта 2015 г., – Краснодар, 2015. – 164 с.
  4. Свиридова А.В. «Озарения» А. Рембо: Проблема новаторства французской поэзии конца XIX в. // Поэзия. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – С. 264 - 271.
  5. Гюисманс Ж. Наоборот: пер. с франц. – М.:FreeFly, 2005. –240с.
  6. Воронина Т.Н. Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» и творчество А. Кондратьева: Возможные параллели и реминисценции // Череповец: Вестник Череповецкого государственного университета. –2011. – №3. – С. 58 - 61.
  7. Родченко Ю.И. Особенности критической рецепции французской литературы в томской периодике конца XIX – начала XX в. (на материале «Сибирского вестника» и «Сибирской жизни») // Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. Имагология и компаративистика. – 2015. – С. 158 - 177.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.