Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2018 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ПОСЛЕПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА
DEVELOPMENT OF NATIONAL SECULAR MUSICAL CULTURE: FROM THE POST-PETRINE ERA TO THE MID-TWENTIETH CENTURY
Lev Brezhnev
postgraduate student, Russian State Social University,
Russia, Moskow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается формирование светской музыки в контексте исторического развития России. Анализируется развитие светской музыкальной отечественной культуры послепетровской эпохи в контексте творческого обогащения лучшими идеями западноевропейского музыкального искусства. Отмечается, что стиль модерн не был воспринят русскими композиторами во всем и безоговорочно, хотя и затронул творчество представителей отечественного музыкального искусства.
Ключевые слова: музыкальное искусство, стиль, модернизм, русская культура, западноевропейское искусство, композиторское творчество.
Отечественная музыкальная культура в своем ценностном формировании основывается на историческом развитии, следствием которого является самоидентификация нации среди других. В российском музыкальном пространстве светской музыки, которую начали на государственном уровне поддерживать при правлении Петра I, просматривается совокупность ценностей и стереотипов присущих западному миру. Основываясь на том, что истоками отечественного музыкального наследия являются и результаты творчества более древних, чем западноевропейская, цивилизаций, верна идея Н.А. Бердяева о роли русской культуры, где «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ» [2, с. 31].
Развитие русской светской музыки, поддерживаемой на государственном уровне, можно разделить на три отчетливые стадии. Первая стадия – эпоха большого влияния импорта, череда всех поддерживаемых царским двором постановок итальянских опер и французских комедий, образующих культуру салонов, вплоть до петербургского стиля 1800-х годов. Почти до 1825 года – светское музыкальное искусство в России, по мнению автора статьи, находилось под заметным влиянием западноевропейского музыкального искусства. Эта стадия находит выражение даже в ранних произведениях Михаила Глинки – легких сочинениях похожих на стремительно-яростные аллегро Бетховена среднего периода. Вторая стадия – углубление музыкальной самобытности светской музыки, создание в стране Русского музыкального общества, задачей которого было способствование к распространению, доступности классической музыки, а также открытие первых музыкальных вузов. Третья стадия – композиторы с возрастающей мировой известностью, которые стали пользоваться наибольшим успехом и получили поистине всемирную известность. Стоит отметить, что «музыкальная культура – динамично развивающееся явление, не может развиваться замкнуто, изолированно. Для ее нормального существования необходимы межнациональные контакты, взаимные влияния различных, порой противоположных, школ, течений, направлений» [5, с. 120].
В XIX веке русская культура углубляла курс на расцвет духовности, рост национального самосознания в обществе, развитие науки и последующую ее дифференциацию.
В этом контексте важно проследить творческое обогащение идеями модернизма и их преобразование. Модернизм в западноевропейском искусстве представляет собой, как известно, сложное явление, включающее в себя самые различные направления и течения, противостоящие устоявшимся художественным традициям 19 века. Он возник как реакция на процессы научно-технической революции, последствия урбанизации и глобальных социальных катаклизмов и противостояний, которые принес с собой ХХ век.
Среди собственно эстетических характеристик модернизма выделяют его противостояние миметической функции искусства и акцентирование на процессах формообразования и поиске новых художественно-выразительных средств.
Стиль модерн не был воспринят русскими композиторами во всем и безоговорочно, хотя и затронул творчество значимого числа деятелей отечественного музыкального искусства, даже Н. Римского-Корсакова и др. При этом, как известно, модернизм в музыкальном искусстве возник как вторичный феномен по отношению к модернизму в изобразительном творчестве. Отсюда ярко выраженная изобразительность модернизма в творчестве отечественных композиторов. Выделяют такие оригинальные черты модерна в отечественном музыкальном творчестве как разнообразная декоративность, поиск различных музыкальных орнаментов, новаторство ритмических структур, внимание к деталям, изысканности мелодизма.
Впоследствии и другим русским композиторам, нашедшим свою удачную индивидуальную манеру, удалось совместить новаторство Мусоргского с романтизмом Чайковского. Главный представитель этого стиля – Александр Скрябин. Канадский пианист Глен Гульд отмечает: «Он дошел до самых крайних и поразительных гармонических экспериментов из всех, предпринятых в то время. В его поздних сочинениях, включая последние полдюжины из десяти фортепианных сонат, с удивительной смесью расчета и стихийности разработан такой подход к гармонии и ее соотношению с мелодией, который дополняет, если не в точности предвещает осуществленное Арнольдом Шёнбергом» [3, с. 167].
По мнению некоторых исследователей, в ранних работах Скрябина чувствуется влияние Фридерика Шопена – увлечение томной кантиленой и фигурациями в альтово-теноровом регистре. Но если это и так, все же Шопен здесь сильно изменился. Он едва ли когда-нибудь использовал для развития крупной формы те средства, которые уже тогда Скрябин применял в своей музыке, решая структурные проблемы, расцвечивая внутрифразовой неопределенностью уверенные и чистые тональные переходы своих главных модуляций.
Одной из центральных фигур русской музыки первой половины XX века стал Сергей Васильевич Рахманинов. Именно ему свойственна характерная мелодическая черта, которая определяет себя в сближении с народными напевами, мелодическими интонациями с непрерывным дыханием и выразительной окраской. С другой стороны, музыка композитора отличается необычайной энергетикой, разнообразием ритма. Именно ритм в музыке Рахманинова имеет яркое формообразующее свойство, где-то он властный и волевой, а где-то спокойный и умиротворенный.
Музыка Рахманинова самобытна, наделена внутренней духовной наполняющей. В ней отражается вся палитра русской души, любовь автора к такой родной ему русской природе. Стремление к эстетическому идеалу и к совершенной правде жизни – основополагающие и принципиальные тенденции в творчестве Рахманинова: «Русские мыслители, русские творцы, когда у них была духовная значительность, всегда искали не столько совершенной культуры, совершенных продуктов творчества, сколько совершенной жизни, совершенной правды жизни… Русские писатели с необычайной остротой пережили трагедию творчества перед неизбежностью преображения самой жизни, осуществления правды в жизни. Гоголь и Толстой готовы были пожертвовать творчеством совершенных произведений литературы во имя творчества совершенной жизни. Русские писатели не закованы в условных нормах цивилизации и потому прикасаются к тайне жизни и смерти. Они выходят за пределы Искусства» [1, с. 63-64].
Завершим общую картину творческого использования достижений тем, что отмечается влияние модернистских идей нововенцев на идейное развитие советской музыки. Стоит отметить, что именно Альбан Берг проявил сильное воздействие на композиторское искусство и музыкально-эстетические задачи Дмитрия Шостаковича. После смерти Берга, Шостакович писал в своих письмах: «Покойник (Берг) был гением. Я уверен, что его оценят рано или поздно» [4, с. 184]. Также музыка Берга оказала огромное влияние на творчество отечественных композиторов – А. Шнитке и др. Тем не менее, в силу оригинальности и самобытности творчества всех упомянутых композиторов, это влияние не следует переоценивать.
Таким образом, светская музыкальная культура России в период своего становления в определенной степени развивалась под влиянием западноевропейской музыкальной модели. Создание музыкальных обществ и вузов способствовало к относительной доступности академической музыки, а также к появлению профессиональных музыкантов и композиторов, обучавшихся в России. Музыка ХХ века стала основываться на экспериментальных началах, что включало и влияние модернистской философско-эстетической мысли на творческие идеи отечественных композиторов. В целом, в силу оригинальности и самобытности творчества всех упомянутых в статье композиторов, это влияние не следует переоценивать.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Послесл. А. Андреева. М.: Наука, 1990. – 336 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. – Азбука. – 2012. – 318 с.
- Гульд Г. Избранное. В 2 кн. Кн. 1. / Г. Гульд. М.: Издательство дом «Классика-XXI», 2006. – 240 с.
- Шостакович Д.Д. Письма И.И. Соллертинскому / Д.Д. Шостакович. СПб, 2006. – 276 с.
- Яковлева Д.Е. Формирование ценностей в отечественной музыкальной культуре / Д.Е. Яковлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. –2017. – № 40. – С. 118-124.
дипломов
Оставить комментарий