Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 января 2018 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ И ВЕРСТКИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДАНИЯ «КАЛЕНДАРЬ ЛИТЕРОЗРЕНИЯ – 2018»
АННОТАЦИЯ
Статья освещает вопросы технического редактирования и верстки календаря, включающего литературно-художественный компонент в виде стихотворного текста.
Ключевые слова: техническое редактирование, верстка, литературно-художественное издание, календарь.
С развитием информационных технологий структура издательской деятельности претерпевает изменения. В результате происходят изменения в ассортименте печатных изданий по их конструированию и типографскому исполнению.
Из всей полиграфической продукции, наверное, самым полезным и востребованным предметом является календарь. В наше время он стал обязательным атрибутом жизнедеятельности, мы планируем финансы и работу, опираясь на календарную сетку. В современном мире роль календаря заметно расширилась. Кроме своего прямого назначения – вести наблюдение за временем – календарь стал уникальным источником информации. Трудно представить себе предмет, который бы при одинаковой функциональной задаче был бы реализован столь многообразными издательскими решениями.
Особенностью предлагаемого проекта является помещение в деловую полиграфию литературно-художественного компонента, который является средством отражения окружающей действительности через художественное слово. Вместе с этим художественное слово оказывает колоссальное влияние на внутренний мир людей. Умение оказывать влияние на общественное мнение и настроение – это эффективный инструмент развития [2].
Актуальность проекта обусловлена потребностью широкого круга потребителей в создании литературно-художественных календарей, как подарочного вида полиграфической продукции, так как календари уже давно зарекомендовали себя в качестве одного из самых результативных средств подачи информационных материалов.
Методика технического редактирования содержит:
- анализ авторского текста
- разработка концепции будущего издания
- составление проекта оформления
Техническое редактирование любого печатного издания можно сравнить с некой спиралью, которая развертывается от общих характеристик (целевое предназначение и читательский адрес) до более конкретных (расположение отдельных деталей относительно друг друга, система выделений). В конечном итоге будущее издание приобретает самостоятельные черты [38, с. 346].
«Календарь Литерозрения-2018» является одним из первых типографских изданий авторской группы «Литерозрение» и представляет собой коллективный сборник поэтических стихотворений о природе и временах года. Стихотворные тексты подобраны в соответствии с определенным месяцем тематикой. Издание включает в себя обложку и текстовый блок, состоящий из 8 листов.
Сущность любого печатного издания выражают его типологические характеристики: функциональность, читательский адрес, свойства информации и структура подаваемого материала.
Функциональное назначение предлагаемого издания связано с предоставлением календарной информации и удовлетворением интеллектуальных и культурных потребностей человека в поэтическом слове, так как поэзия, как вид искусства, имеет тесную связь с родной природой в тот или иной календарный период.
Для любой полиграфической продукции, в том числе и литературно-художественной направленности, крайне важно правильно обозначить читательский адрес издания – то есть выяснить, для какой читательской аудитории будет рекомендовано данное издание. «Календарь Литерозрения-2018» в этом плане универсален и рассчитан на широкий круг лиц: от домохозяек до научных работников, от детей читающего возраста до пенсионеров.
Специфической чертой календарной продукции является их устойчивая структура. Информация размещена в хронологической последовательности и рассматривает период времени длительностью в один год. Поэтому периодичность предлагаемой информации заложена в основе структуры календаря, который постоянно воспроизводит цикл с перечислением времен года, месяцев. Каждому месяцу соответствует стихотворное произведение, отражающее в сюжете настроение и природные признаки определенного временного периода.
В ходе технического редактирования корректируются технические параметры набора текста и его верстки, меняются расположение текстового блока, календарной сетки, декоративных элементов.
От красоты внешности печатной продукции зависит — будут ее брать в руки или равнодушно пройдут мимо. Обложка – бумажное покрытие книги, обычно содержащее сведения об издании – выполнена достаточно ярко и привлекательно, в подарочном стиле.
Надписи месяцев в оригинальном дизайне и клипарт уголки на прозрачном фоне выбраны для оформления страниц брошюры. Стандартная календарная сетка представлена в двух цветах. Работа над ней включает не только компоновку чисел, недель и месяцев, визуальное выделение выходных дней, праздничных дат, но и выбор наиболее адаптированного для чтения шрифта. Цифры без труда различимы как вблизи, так и на отдаленном расстоянии.
Особое внимание уделяется верстке текста. Текст в литературно-художественном издании «Календарь Литерозрения-2018» является стихотворным. Поэтому приходится принимать во внимание не только те факторы, которые оказывают влияние на выбор формата для прозаического текста, но и специфику построения стихов. И главным образом длину стихотворных строк.
К особенностям набора поэтических произведений можно отнести выделение строк и строф с применением пробельных материалов и композиционных методов и приемов. Стихотворные строки составляются в строфы (от одной и более), которые предполагают законченный по смыслу отрезок поэтической речи. Строфы отделяются между собой дополнительным межстрочным интервалом. Перенос текста стихотворения из одной строки в другую недопустим, так как в результате может пострадать ритм произведения. При технической необходимости переноса слово или словосочетание перемещается в последующую строку с выключкой в правый край. Стихотворный текст заверстаны так, что он располагается по центральной оси полосы набора. Строфы, отделяемые пробелами, отбиты одна от другой на кегельную шрифта. На каждом развороте разбивка строф однообразна, если другое не предусмотрено авторским замыслом.
Средства графического дизайна позволяют повысить эффективность технической редактуры и качество издания. Для облегчения восприятия и понимания смысла стихотворного текста, при помощи команд программы Photoshop 7.0 выбраны шрифты – Times New Roman, размер кегля 14 пунктов с выключкой по центру. Размер кегля для набора имени и фамилии автора составляет 12 пунктов. А. Капр в своих работах акцентирует внимание на то, что выразительные средства шрифта не должны противоречить восприятию текста [1, с. 60]. Поэтому при выборе шрифта учтены его удобочитаемость, производственно-технические требования, качество бумаги, используемой для издания. Эти критерии применены и при выборе цветового решения. Издание является полноцветным. Все объекты в файлах предусматривают цветовую модель CMYK. Растровые графические объекты имеют разрешение 300 - 350 dpi (CMYK) с ZIP компрессией. Перед передачей файлов в типографию выполнено слияние слоев и перевод верстки в pdf.
Совмещение деловой информации и художественного слова способствует совершенствованию культуры коммуникативных отношений и создает благоприятную атмосферу для творческой деятельности. Социальная значимость подобных изданий заключается в обеспечении знакомства общества с содержанием произведений современных авторов.
Список литературы:
- Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии. - М.: 1979.- 152 c.
- Моргачева И.Н. Печатные издания образовательных учреждений как средства формирования культуры между участниками образовательных отношений // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам XIV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». – № 2(14). – М., Изд. «Интернаука», 2018.
- Словарь издательских терминов / редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
дипломов
Оставить комментарий