Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 октября 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Цзоу М. НАПРАВЛЕНИЕ ЦИНИЧНОГО РЕАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ПОП-АРТА // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XCIV междунар. науч.-практ. конф. № 10(86). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 11-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАПРАВЛЕНИЕ ЦИНИЧНОГО РЕАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ПОП-АРТА

Цзоу Мэнян

аспирант кафедры теории и истории искусства учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

Циничный реализм и политический поп-арт – два направления искусства, возникших в Китае в конце ХХ века и тесно связанных друг с другом. Сравнивая политический поп-арт и циничный реализм на примере работ художников Ван Гуанъи и Фан Лицзюня, данная статья выявляет общие черты и различия между направлениями, тем самым показывая, что циничный реализм является определенным этапом развития идей политического поп-арта.

ABSTRACT

Cynical realism and political pop art are two art trends that emerged in China at the end of the twentieth century and they are closely related to each other. Comparing political pop art and cynical realism on the example of the works of artists Wang Guangyi and Fan Lijun, this article reveals common features and differences between the trends, thereby showing that cynical realism is a certain stage in the development of ideas of political pop art.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство; живопись; современное искусство; политический поп-арт; циничный реализм; Ван Гуанъи; Фан Лицзюнь; КНР.

Keywords: fine art; painting; contemporary art; political pop art; cynical realism; Wang Guangyi; Fang Lijun; PRC.

 

Китайский политический поп-арт достиг расцвета в начале 1990-х годов. Направление было отмечено критическим, ироническим переосмыслением образов искусства и самого периода Культурной революции (1966—1976 гг.), а также политической истории в целом. Среди выдающихся представителей китайского политического поп-арта такие художники, как Ван Гуанъи, Жэнь Цзянь, Фэн Мэнбо, Юй Юхань и Гэн Цзяньи.

«Циничный реализм» (кит. 玩世现实主义), также известный как «хулиганский реализм» (кит. 泼皮现实主义) – направление в китайском искусстве 1990-х годов, проявившееся в основном в масляной живописи. Его выдающимися представителями стали Юэ Миньцзюнь, Ян Шаобинь, Ван Цзиньсун, Фан Лицзюнь. Термин «циничный реализм» впервые в 1991 г. предложил художественный критик Ли Сяньтин в своей статье под названием «Скука и третье поколение художников после Культурной революции» для описания произведений современного искусства, отмеченных скучающим настроением и грубым юмором. Более развернутое определение направления было дано Ли Сяньтином в контексте выставки «Фан Лицзюнь – Лю Вэй» в Пекине в 1992 г.: «циничный реализм относится к новому реалистическому направлению, возникшему после 1989 г. и получившему наибольшее  распространение в Пекине. Для него характерен циничный, насмешливый, холодный взгляд на реальность и жизнь. Это новое направление в искусстве, восставшее против китайской модернистской тенденции 1980-х годов. Циничный реализм является продуктом души, которой пришлось столкнуться с состоянием духовной разобщенности» [1, c. 83].

Общность между китайским политическим поп-артом и циничным реализмом проявляется как на содержательном, так и на формальном уровне. Что касается содержания, то в 1990-х годах Китай по-прежнему придерживался пути социализма, что побуждало представителей как политического поп-арта, так и циничного реализма выражать в своих произведениях недовольство и растерянность перед новой реальностью. Обоим направлениям присущи ирония, юмор, серийность, яркие цвета, использование заимствованных растиражированных образов, доступность.

 

Рисунок 1. Ван Гуаньи. «Великая критика» («Поп», 1992 г., холст, масло, 200×340 см.)

 

1980-е годы характеризовались растущим уровнем иностранных инвестиций и потребления в Китае. Художник Ван Гуанъи (王广义, род. в 1957 г.), создававший в 1970-е гг. пропагандистские плакаты, стремился отобразить в своих работах новую реальность китайского общества, объединив популярные политические и коммерческие образы в работах, которые стали известны как примеры политического поп-арта. Ван Гуанъи сопоставляет узнаваемые образы агитационных плакатов и сцены китайской драмы с изображениями западных логотипов и торговых марок, штрих-кодов, отражая конфликт между материалистическими желаниями и коммунистическими идеалами. В работах Ван Гуанъи из серии «Великая критика» (1990–2009) задний план образован широкими плоскостями красного, желтого и синего цветов, фигуры часто изображены со сжатыми кулаками, чтобы выразить чувство решимости и силы, обведены жесткими, мощными черными контурами.

 

Рисунок 2. Ван Гуанъи. «Великая критика» («Hermes», 2005 г., холст, масло, 60x70 см.)

 

Фан Лицзюнь (方力钧, род. в 1963 г.) является наиболее значимым представителем циничного реализма. Детство художника выпало на время Культурной революции. Окончив в 1989 г. факультет гравюры Центральной академии изящных искусств, молодой человек отказался от распределения и работы в государственной системе, вступил в «Юаньминъюань» (圆明园艺术村) – объединение художников свободной формы.

Масляной живописи Фан Лицзюня присуща напряженность композиции в сочетании с гладкой, без видимых мазков, работой кистью, подчеркивающей отстраненность автора. В своих работах Фан Лицзюнь часто изображает море, голубое небо и белые облака, словно говоря нам о том, что безнадежность, безысходность реальной жизни не имеют к нему никакого отношения, поскольку в сердце художника живут безбрежные, как море и небо, чувства.

Международную известность Фан Лицзюню принесла «Серия II» (1991–1992). После нескольких международных выставок в 1993 г. журнал «The New York Times Magazine» поместил одну из работ серии на обложку (выпуск № 6 от 19 декабря 1993 г.), что дало повод многим американцам переосмыслить свое отношение к современному китайскому искусству.

 

Рисунок 3. Фан Лицзюнь «Серия II» («№ 2», 1992 г., холст, масло,  200x230 см.)

 

В колорите работ серии преобладают телесные тона, монохроматические гаммы. Гигантские фигуры мужчин с лысыми головами создают образ бунтарства, неоднозначности внутреннего дискурса. Картины огромных размеров, выполненные в мягких, чистых и блестящих цветах, отмеченные яркой мимической и жестуальной экспрессией фигур, представляют зрителю грандиозные сцены, в которых скрыта колоссальная энергия.

В работе «Серия II (№4)» (1992) фигуры двух лысых стариков во френчах, идущих в первом ряду (слева и в центре), символизируют старшее поколение, противопоставленное представителю скучного, безыдейного нового поколения – лысому мужчине справа в одежде западного стиля. В целом, работа отличается определенной степенью идеализма и в какой-то мере описывает душевное состояние самого художника в момент создания картины. Как отмечает обозреватель ресурса «99ART» Фиона, «молодой человек постоянно находится под пристальным взглядом властного дискурса. Лысый мужчина справа, символизирующий самого Фан Лицзюня, потирает голову, что говорит о затрудненности его мышления» [2].

 

Рисунок 4. Фан Лицзюнь «Серия II» («№4», 1992 г., холст, масло, 200x200 см.)

 

Изображения на полотнах циничных реалистов заметно отличаются от образов политического поп-арта. Циничный реализм отказался от использования плакатных образов, сфокусировавшись на современном человеке и окружающей его действительности. Политический поп-арт более социально ориентирован, в то время как циничный реализм фокусируется на индивидууме и выражает свои идеи не так прямо. Художественный язык китайского политического поп-арта больше ориентирован на традиции плаката, а циничного реализма – на гиперреализм. Произведения обоих направлений стали выражением неудовлетворенности художников социальной реальностью и собственным экзистенциальным состоянием.

 

Список литературы:

  1. 吕澎. 中国当代艺术史1990-1999 / 澎吕. – 长沙 :湖南美术出版社, 2000. – 431 页. = Люй, Пэн. История современного китайского искусства 1990-1999 гг. / Пэн Люй. – Чанша : Хунаньское издательство изобразительного искусства, 2000. – 431 с.
  2. Fiona. 方力钧《系列二(之四)》6382.5万元成交, 刷新拍卖纪录 [Electronic resource] / Fiona // 99ART. = Фиона. «Серия II (№ 4)» Фан Лицзюня продана за 63 825 000 юаней, установив новый аукционный рекорд / Фиона // 99ART. – Mode of access: http://www.99ys.com/home/2022/06/28/21/214248.html. – Date of access: 22.08.2023.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.