Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 июля 2023 г.)

Наука: Междисциплинарные исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ён-Джин А., Джураев З. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ: ВКЛАД АЛЬ-БИРУНИ В ГЕОГРАФИЮ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XCI междунар. науч.-практ. конф. № 7(83). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 10-24.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ: ВКЛАД АЛЬ-БИРУНИ В ГЕОГРАФИЮ

Ён-Джин Ань

профессор, кафедра Географии, Чоннамский национальный университет,

Корея, г. Квангжу

Джураев Зухриддин

аспирант, кафедра Географии, Чоннамский национальный университет,

Корея, г. Квангжу

АННОТАЦИЯ

В соответствии с 41-й сессией конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже в ноябре, в 2022-2023 годах отмечается 1050-летие со дня рождения великого ученого Абу Райхана Беруни. В связи с этим было написано это краткое исследование, чтобы подчеркнуть вклад Абу Райхана Беруни в науку. Работа посвящена глубокому влиянию Аль-Бируни, известного ученого, процветавшего в золотой эпохе Ислама, на науку географии. Цель данного исследования - поставить работы Аль-Бируни в исторический и культурный контекст, чтобы предоставить студентам географии более глубокое понимание его вклада. Несмотря на то, что некоторые аспекты, затронутые в данной работе, могут совпадать с предыдущими исследованиями, данное исследование сосредоточено на вкладе Аль-Бируни с географической и местной точки зрения. Изучая его работы в контексте географии, мы стремимся пролить свет на его долговременное влияние и предоставить ценные идеи для студентов и преподавателей географии. Кроме того, данное исследование может дать ценные уроки для студентов географии и энтузиастов науки для развития конкретных навыков и повышения межкультурного сознания. Ведь выдающиеся научные исследования Аль-Бируни предоставляют студентам уникальную возможность расширить свои знания и развить глобальную перспективу на географию.

 

Ключевые слова: Аль-Бируни, география, золотой век, культурные концепции, междисциплинарный подход.

 

1. Введение

Празднование 1050-летия со дня рождения Абу Райхана аль-Бируни в 2022-2023 годах является значимым событием для ученых и исследователей со всего мира (ЮНЕСКО). Как географы, нашей обязанностью является почтить и изучить научное наследие этого выдающегося ученого Золотого века ислама. Большой вклад аль-Бируни в различные дисциплины, включая географию, историю и астрономию, продолжает отдавать эхо в современном академическом мире. В данном эссе мы обращаемся к глубокому влиянию аль-Бируни на область географии, сосредоточиваясь на его уникальных идеях и тщательных наблюдениях. Изучая его работы, студенты географии могут отправиться в увлекательное путешествие во времени и получить бесценные знания о историческом и культурном контексте регионов, которые он исследовал. Вклад аль-Бируни дает нам возможность рассмотреть сложные взаимосвязи между географией и более широкими научными и интеллектуальными достижениями его времени (Kennedy, 1984). Изучая географические усилия аль-Бируни, студенты могут получить представление о методах, инструментах и техниках ранних географов. Тщательное внимание аль-Бируни к деталям и его преданность междисциплинарному исследованию предлагают бесценные уроки методологии исследований, критического мышления и стремления к знаниям.

Изучая писания аль-Бируни, мы можем оценить его удивительную способность синтезировать и интегрировать знания из различных источников для создания всеобъемлющего понимания мира и его географических особенностей. Более того, изучение географических работ аль-Бируни позволяет студентам глубже понять богатое культурное наследие регионов, которые он изучал. Его писания предлагают представление о различных обществах, языках и традициях, существовавших в его время. Это исследование способствует развитию культурного сознания и глобальной перспективы студентов географии, чтобы они могли подходить к своим исследованиям с более всесторонним пониманием взаимосвязи людей и мест (Kennedy, 1984).

В конечном счете, изучение вклада аль-Бируни в географию служит свидетельством о продолжающемся значимости исторических фигур в формировании интеллектуального ландшафта их времени и впоследствии. Через взаимодействие с его работами студенты приобретают глубокое понимание интеллектуального любопытства, научной строгости и междисциплинарного подхода, которыми отличалось научное исследование аль-Бируни (Campanini, 2015). Это знание дает студентам географии возможность принять свою роль хранителей знаний и продолжать расширять границы нашего понимания мира. В следующих разделах мы рассмотрим ключевые аспекты вклада аль-Бируни в географию и проясним его долговременное влияние на данную область. Через это исследование мы надеемся углубить наше понимание прошлого, обогатить наши современные знания и вдохновить будущие поколения географов отправиться в свои собственные интеллектуальные путешествия.

2. Жизнь и творчество Аль-Бируни

Аль-Бируни, также известный как Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни, был известным ученым и полиматом из Хорезма во времена Золотого века ислама. Его вклад в различные области заслужил ему такие звания, как "основатель индологии", "отец сравнительной религии", "отец современной геодезии" и первый антрополог (Kamaruzzaman, 2003). Родившись в районе Кат в афригидском царстве Хорезма, известном сейчас как "Беруний" в Узбекистане, Аль-Бируни получил свое имя от персидского слова "берун" или "бирун", что означает "периферия" (ЮНЕСКО). Аль-Бируни обладал обширными знаниями в физике, математике, астрономии, естественных науках, истории, хронологии и лингвистике (Campanini, 2015). Его неутомимые исследования в различных областях принесли ему щедрую поддержку королей и влиятельных личностей общества, которые искали его экспертизу для конкретных проектов. В то время как он сам внес значительный вклад, он также черпал вдохновение от ученых других народов, особенно греков, философия которых сильно повлияла на него. Аль-Бируни был талантливым лингвистом и свободно владел хорезмийским, персидским, арабским и санскритом, а также знал греческий, иврит и сирийский (Anawati, 1979). Он проживал главным образом в Газни, столице Газнавидов, в современном Афганистане. В 1017 году он отправился в путешествие на Индийский субконтинент, где он подробно изучал индийскую культуру и написал трактат, названный "История Индии". Его беспристрастное и всестороннее изложение Индии раннего XI века принесло ему звание "ал-Устаз", то есть Мастера (Kamaruzzaman, 2003; Mudztabai, 2011).

В течение первых двадцати пяти лет своей жизни в Хорезме, Аль-Бируни посвятил себя изучению исламского права, теологии, грамматики, математики, астрономии, медицины и философии. Его родной язык, иранский хорезмийский, продолжал широко использоваться даже после прихода ислама и последующей тюркизации региона (Ataman, 2005). Это говорит о том, что Аль-Бируни рос в культурно богатой среде. Он поддерживал афригидов, но позже перебрался в Бухару, которая находилась под правлением Мансура II, сына Нуха II, из династии саманидов. Там он взаимодействовал с Авиценной, и их обмен взглядами сохранился (Encyclopedia Iranica). В 998 году Аль-Бируни посетил двор Кабуса, Зияридского амира Табаристана, и написал свою важную работу "Хронология древних народов" или "Следы прошлого" о исторической и научной хронологии. Он также встречался с Аль-Марзубаном, правителем династии Бавандидов. В конечном счете он заключил мир с маммунидами, которые свергли афригидов и правили Хорезмом. Двор в Горгандже, также находившийся в Хорезме, приобрел известность благодаря своим блестящим ученым. В 1017 году Махмуд Газневидский завоевал Рей, и Аль-Бируни, как и многие другие ученые, был доставлен в Газни, столицу династии Газнавидов. Он служил дворовым астрологом и сопровождал Махмуда в его кампаниях в Индию, где он пробыл несколько лет. В этот период он усердно изучал Индию и завершил свою замечательную работу по этой теме примерно к 1030 году. Исследования Аль-Бируни в Индии также включали научные исследования, такие как его попытки разработать метод для измерения высоты солнца, для чего он создал самодельный квадрант. Благодаря своим частым путешествиям по всей Индии, он сделал значительные успехи в своих исследованиях (Ahmed, 1984).

Большая часть работ Аль-Бируни была написана на арабском языке, хотя он также писал книгу "Китаб ат-Тафхим" на персидском и арабском языках, демонстрируя свое мастерство обоих языков (Kennedy, 1973). Его каталог литературных работ, охватывающий его творческий период до его 65-й лунной или 63-й солнечной годовщины (427/1036), включает 103 названия из различных категорий, таких как астрономия, математическая география, математика, астрологические аспекты и транзиты, астрономические инструменты, хронология, кометы, без названия, астрология, анекдоты, религия и книги, которые у него больше нет (Hayes, 2017). К сожалению, после смерти Аль-Бируни его работы не были дальше развиты или ссылались на них учеными. Однако через века его труды по Индии привлекли интерес британского Раджа, что привело к их восстановлению и изучению. В признание его вклада кратер на Луне был назван Аль-Бируни, астероид 9936 получил имя Аль-Бируни. Кроме того, остров Бируни в Антарктиде носит его имя (Saif, 2018). В Иране землемеры отмечают день рождения Аль-Бируни. В честь его наследия Иран в июне 2009 года подарил павильон Организации Объединенных Наций в Вене (ЮНЕСКО). Павильон Ученых находится в центральной Мемориальной площади Венского международного центра и представляет собой статуи четырех выдающихся иранских ученых: Авиценны, Абу Райхана Бируни, Закарии Рази (Разеса) и Омара Хайяма (Encyclopedia Iranica).

3. Аль-Бируни и прогресс географических наук

В период исламской цивилизации география развилась в научную дисциплину под влиянием греческого наследия. Арабы не только переводили греческие тексты на арабский язык, но и проводили независимые исследования и критический анализ этих текстов (Martin, 2005). Аббасидский халиф из Багдада играл поддерживающую роль в продвижении изучения географии и поощрении вклада своих подданных. Мусульманские географы высоко ценили географию и сделали значительные прорывы в этой области, особенно в Средние века. Их вклад в географические знания сыграл решающую роль в формировании человеческой истории. В то время как европейские ученые верили в плоскую Землю, современные мусульманские географы точно измеряли окружность земного шара (Kennedy, 1973). Эти знания были важны для мусульман из-за их религиозных обрядов, таких как согласование мечетей с Меккой и определение направления Каабы во время молитвы. Мусульманские географы сосредоточились на широте и долготе поселений для расчета этих согласований. География тесно связана с астрономией, потому что аравийцам требовались знания о погодных условиях и астрономических явлениях, таких как положения звезд и планет (Martin, 2005). Понимание положений звезд привело к расчету широты и долготы, а этот религиозный стимул побудил к изучению географии (Kennedy, 1984).

Основание Дома мудрости (Bayt al-Hikmah) в Багдаде в 830 году явилось значительным вехом, приведшим к созданию множества географических произведений разного рода (Campanini, 2015). Средневековый мусульманский мир представлял свои обширные географические знания через сборники списков широты и долготы. Эти списки появлялись в книгах по астрономии, географии и сборниках, используемых для создания карт и определения Киблы (Каабы в Аравии или Саудовской Аравии). Влияние классической античности, особенно таких фигур, как Анаксимандр, Гекатей и Милетский, Геродот, Эратосфен и Птолемей, можно наблюдать в развитии картографии. Вероятно, географы аббасидской империи имели доступ к картам мира Птолемея (Schwartz, 2010). В период правления Аль-Мамуна географы Дома мудрости создали новую крупномасштабную карту мира, отражающую совместные усилия ученых, вдохновленных халифом. Примерно в 1005 году Аль-Бируни внес свой вклад в эту область со своей работой "Апартаментные проекции фигур и шаров", в которой он обсуждал восемь типов картографических проекций. Одной из них была проекция азимутального равновеликого распределения, которая до сих пор используется для полярных проекций. Аль-Бируни описал эту проекцию как скатывание шара по бумаге. Веками позже этот метод воспроизвелся в Европе, когда Джамбаттиста Николози и Филипп де ла Ир представили подобные техники картографирования (Kennedy, 1984).

Хотя прямое влияние Аль-Бируни на более поздних картографов, таких как Аарон Арроусмит, обсуждается, стоит отметить, что и Аль-Бируни, и де ла Ир независимо пришли к тому же решению по представлению глобуса. Их общий подход к картографированию мира демонстрирует продолжающуюся актуальность и эффективность методов Аль-Бируни. Таким образом, вклад Аль-Бируни в географические науки в период исламской цивилизации имел значительное влияние на развитие этой дисциплины. Его изучение картографических проекций и понимание широты и долготы повлияли на последующих ученых и картографов и, в конечном счете, сформировали то, как представлялся мир.

4. Вклад Аль-Бируни в географию

Аль-Бируни, вместе с ранними мусульманскими географами, опирался на знания греческих ученых, особенно Птолемея, и разработал всестороннее понимание сферической формы Земли и распределения географических особенностей на ее поверхности. В своих работах, таких как "ал-Канун аль-Масъуди", он включал теории греческих астрономов, обогащенные новой информацией и собственными аргументами (Yano, 2007). Аль-Бируни исследовал изменения климата и рельефа через тщательное изучение ископаемых, раковин и стратиграфии, предлагая подробные идеи по этим явлениям. В контексте индийской географии Аль-Бируни рассмотрел теории, изложенные в "Пуранах", а также формулировки индийских астрономов (Mudztabai, 2011). Он также представил описания традиционной персидской географии, известной как семь "кешваров" (климатических зон), и описание семи "двипов" в индийских "Пуранах". Он также представил хиндуистские тирты, места паломничества, как они описаны в "Пуранах" (Welburn, 2008; Matchett, 2022).

Одной из основных задач Аль-Бируни было определение местоположения мест относительно друг друга, расчет их широты и долготы и вычисление азимутов для киблы (направления на Мекку). Он изобразил различные маршруты в Индии, начиная в основном от Канауя, и предоставил описания различных регионов (Hammed и Van Steenbergen, 2022).

 

Рисунок 1. "4 основных направления и политические деления Ирана"

(Авторы перерисовали карту). Эта информация можно найти в "Аль- Осор", стр. 347 (P vii).

Примечание: Данный диаграмма предоставляет информацию о географическом и политическом делении Ирана.

 

Хотя Аль-Бируни не создал карту Индии на основе этих путевых описаний, он составил список около 600 мест, расположенных в соответствии с семью климатическими зонами, включая наблюдения широт различных регионов. Определение широты было относительно простым, в то время как определение разницы в долготе между двумя местами было более сложной задачей. Аль-Бируни предложил приближенный метод, основанный на модификации расстояний, знании широт и известном значении окружности Земли. Этот метод позволял оценить разницу в долготе в случаях, когда одновременное наблюдение лунного затмения было невозможным. Аль-Бируни также разработал методику точного вычисления азимута киблы на основе определенных разниц в долготе между местами и Меккой (Berggren, 1985).

Кроме этих вкладов, Аль-Бируни написал несколько работ по географии, таких как "Тахдид", "Канун" и "Макала фи тастих аль-совар ва табтих аль-куар". Он также разработал новый метод определения радиуса Земли, используя тригонометрию для его вычисления на основе наблюдений высоты горы. Его оценка была на 2% выше фактического среднего радиуса, но точность зависела от преобразования в использованные локти. В своем "Кодексе Масудикуса" Аль-Бируни размышлял о существовании суши в огромном океане между Азией и Европой, которую сейчас мы знаем как Америку. Его теории основывались на точных оценках окружности Земли и размеров Афро-Евразии, что привело его к предположению о наличии суши в известных широтах, которая могла бы быть заселена. Таким образом, вклад Аль-Бируни в географию включал исследования, определение широты и долготы, теоретические идеи о форме Земли и даже предположения о неизвестных суши. Его работы до сих пор имеют научное значение в области географии.

5. Карта Аль-Бируни

Карта мира Аль-Бируни, характеризующаяся наличием единственного мирового континента на северном полушарии и включающая Азию, Африку и Европу без подразделения, представляет собой значительное отклонение от традиционных карт.

 

Рисунок 2. Схематическая карта 1 – "распределение суши и моря"

Источник: Британская библиотека (MS.Or.8349, fol. 58a), датируется 14 веком

Примечание: Эта карта показывает распределение суши и моря, составленное в "635/1238" году (с южной ориентацией сверху). Диаметр карты составляет 9,5 см.

 

Эта карта, которая была распространена вместе с видением исламского атласа, показывает простор Индийского океана, соединенного с Атлантическим океаном у южного побережья Африки. Следует отметить, что появились и другие типы карт мира, независимые от греческой географической традиции. Аль-Бируни, ученый-полиглот, известный своими знаниями в области астрономии, математики и географии, попытался объединить знания греческой, персидской и индийской традиций для разработки всестороннего представления о географии мира. Его путешествия, особенно в Азию, дали ему ценную информацию, хотя он не достиг Китая. Аль-Бируни критически изучал различные научные источники и включал идеи из разных культурных течений, которые оказывали влияние на мусульманскую интеллигенцию его времени. В частности, Аль-Бируни проводил измерения для определения широты в Хорезме и Газне. Он разработал новый метод наблюдения горизонта с подходящей горы, что облегчило расчет широты. Он также пытался измерить разницу в долготе между местами на основе расстояния между ними в милях (Faid et al. 2022).

 

Рисунок 3. Схематическая карта 2 – "распределение суши и моря"

Источник: Британская библиотека (MS.Or.8349, fol. 58a), датируется 14 веком

Примечание: Эта карта была адаптирована для выравнивания севера сверху и включает несколько переводов.

 

Вклад Аль-Бируни распространялся на расчет киблы, направления Мекки, и критику проекций Птолемея и Маринуса. В его работах исследовались различные проекции карты, включая азимутальное равноудаленное и сферическое проекции, и предлагались научные идеи о распределении суши и воды на земном шаре. Несмотря на значительный вклад Аль-Бируни, его последователи в исламской картографии не полностью приняли его идеи. Хотя некоторые его усовершенствования в измерении широты и долготы были включены в таблицы, его научная работа оказала минимальное влияние на будущих исламских картографов. Однако распределение суши и воды, изображенное на его схематической карте, нашло признание и привело к отказу от восточного продолжения южной Африки в сторону Китая, что было характерно для более ранних исламских карт мира.

Прямой вклад Аль-Бируни в картографию можно увидеть на схематической карте, которая показывает уменьшенное восточное продолжение Африки, позволяя Индийскому океану доминировать в южном полушарии. Эта схематическая карта, иногда используемая поздними авторами, оказала заметное влияние на последующие исламские карты мира. Средневековые и раннемодерные арабские, персидские и турецкие рукописи содержат разнообразные картографические представления мира и регионов, что указывает на широкий интерес и представление мира в средневековом мусульманском воображении. Эти карты, характеризующиеся осознанными стилизованными формами, а не миметической точностью, представляют схематическое представление мира и регионов, контролируемых исламом. Они используют язык геометрических конфигураций с прямыми или дуговыми линиями, параллельными представлениями рек и круглыми озерами. Города изображены в виде квадратов, кругов, звезд или палаток, а горы - в виде пиков или курганов. Дизайн этих карт линеен, что способствует их характерной геометрической эстетике. Эти карты, часто недооцениваемые или отвергаемые учеными из-за их недостатка миметической точности, являются ценными иконографическими представлениями того, как средневековые мусульманские картографические художники и их покровители воспринимали и распространяли свой мир. Каждая карта воплощает уникальный набор геометрических конфигураций, которые предлагают понимание восприятий и представлений средневекового мусульманского мира (Faid et al. 2022).

 

Рисунок 4. Восстановленная карта Аль-Бируни

 

Источник: Карта Аль-Бируни, отредактированная Эрнестом Рисом в "Литературном и историческом атласе Азии" (Нью-Йорк, NY: E.P. Dutton & CO., 1912).

Примечание: Приписываемая "восстановленная карта" Аль-Бируни не представляет собой продолжение Африки через Индийский океан, поскольку он не обращался к этому. На карте, названной "Quadrans Habitabilis" и созданной Аль-Бируни в 1030 году, показаны Европа, Азия и Северная Африка с соответствующими названиями мест того времени. На карте можно увидеть такие города, как Кордова, Фес, Рим, Константинополь, Багдад и Дамаск, а также моря, такие как Mare Ambiens, Mare Hind и Mare Rum. На карте также присутствуют такие названия мест, как Судан, Софала, Тюрк, Хинд, Русия, Фарс и Араби.

 

В дополнение к этому, диаграмма ниже иллюстрирует метод, предложенный и использованный Аль-Бируни для оценки радиуса и окружности Земли. Аль-Бируни разработал новаторский метод, основанный на тригонометрических расчетах, для определения радиуса и окружности Земли. Его метод основывался на измерении угла между горизонтальной линией и истинным горизонтом с вершины горы известной высоты.

 

Рисунок 5. Измерение радиуса и окружности Земли (Авторы перерисовали)

 

Для расчета высоты горы он выбрал две точки на уровне моря с известным расстоянием и измерил угол между плоскостью и вершиной горы для обеих точек. Во время нахождения на вершине высокой горы рядом с Нанданой в Пакистане Аль-Бируни пришла идея. С помощью астролябии он измерил угол наклона и применил формулу синусов. Алгебра также играла роль в его расчетах (Кэмпбелл, 1980). В диаграмме, точка A обозначает самую высокую точку горы, B - самую низкую точку горы, а h - высоту горы. Наименьшая точка истинного горизонта, видимого с точки A, обозначается C, а O - центр Земли. Угол α обозначает угол наклона, а r - радиус Земли (Гафуров, 1974).

Для нахождения решения Аль-Бируни определил, что угол AOC равен α. Гипотенуза в треугольнике AOC, обозначаемая AO, равна (r + h). Применяя и упрощая уравнение r = (r + h) - cos(α), Аль-Бируни вычисляет значение r, которое является радиусом Земли. Окончательное уравнение имеет вид r = h - cos(α) / (1 - cos(α)).

Оценка Аль-Бируни радиуса Земли составляла 6 339,9 км с погрешностью 0,0026, что на 16,8 км меньше принятого значения 6 356,7 км сегодня (Брессуд, 2010; Спаравинья, 2014). Хотя его метод был великолепным для своего времени, следует относиться с некоторым скептицизмом к его заявленной точности (Фаид и др., 2022). Аль-Бируни предположил, что Земля является идеальной сферой с неизвестным радиусом. Он понял, что из-за изгиба Земли горизонт, наблюдаемый с вершины горы, будет ниже горизонтального направления. Определение горизонтального направления было относительно простым, так как его можно было определить, выравнивая его с вертикалью, указанной весами. Аль-Бируни тщательно выбрал подходящую гору на территории современного Пакистана. Он определил высоту горы над окружающей местностью и затем измерил уклон или угол наклона горизонта ниже горизонтальной плоскости (Берггрен, 1985).

Таким образом, карта Аль-Бируни с ее характерными особенностями и отклонением от традиционных представлений является важным вкладом в исламскую картографию. Ее влияние можно проследить в последующих картах и подчеркнуть важность ее уникальной перспективы и синтеза географических знаний (Гафуров, 1974).

6. Заключение

Абу Райхан аль-Бируни, выдающаяся фигура исламского Золотого периода с 973 по 1048 год, оставил неизгладимое впечатление как один из величайших ученых и универсалов своего времени. Известный своими знаниями в различных областях, таких как математика, физика, астрономия, история, хронология и языки, аль-Бируни внес значительный вклад в развитие географических знаний, особенно в области математической географии. Неоценимые вклады аль-Бируни заложили основу современной географии и глубоко повлияли на дисциплину. Благодаря своему проницательному наблюдательному уму и научному исследованию, он сумел сохранить и усвоить знания греческой, персидской и индийской традиций. Более того, он стремился обогатить и модернизировать различные разделы географии, включая ее научные, математические и астрономические аспекты. Интегрируя разнообразные культурные перспективы и синтезируя знания из разных традиций, аль-Бируни воплотил в себе междисциплинарный характер географических наук. Важность наследия аль-Бируни для географических наук продолжается и по сей день. Современные ученые черпают вдохновение из его методов, которые подчеркивают эмпирическое исследование, точность и междисциплинарный подход. В эпоху быстрого технологического развития и доступа к огромным объемам данных уроки, извлеченные из трудов исторических фигур, таких как аль-Бируни, предлагают глубокие идеи. Изучение работ пионеров не только предоставляет исторический контекст, но и способствует пониманию основ, на которых строится современное знание. Кроме того, вклад аль-Бируни демонстрирует вечную ценность сравнительной религии, индологии и геодезии, а также важность антропологических подходов к пониманию разнообразных культур и обществ. Его целостный подход к получению знаний напоминает о значимости междисциплинарного сотрудничества и интеграции разнообразных перспектив в географических исследованиях.

Учитывая текущие тенденции в географических науках, взаимодействие с историческими фигурами, такими как аль-Бируни, становится все более полезным. Сложность нашего глобализированного мира с его взаимосвязью и многочисленными вызовами требует инновационных и всесторонних подходов к географии. Изучение трудов прошлых выдающихся ученых позволяет получить ценные идеи о развитии географического знания и лучше управлять сложностями настоящего. В заключение можно сказать, что вклад аль-Бируни в географические науки оставил неизгладимый след в дисциплине, определив ее основы и вдохновив современные исследования. Его многомерная экспертиза, критическое мышление и междисциплинарный подход продолжают иметь огромное значение в географии. Принятие учения исторических фигур, таких как аль-Бируни, позволяет улучшить понимание географических феноменов, содействовать сотрудничеству между дисциплинами и способствовать дальнейшему развитию географических наук в нашем динамичном и взаимосвязанном мире.

 

Список литературы:

  1. Ahmed, A. S. (1984). Al-Beruni: The First Anthropologist. RAIN, 60, 9–10. https://doi.org/10.2307/3033407
  2. Anawati, G. C. (1979). “The Kitāb al-jamāhir fi maʿrifat al-jawāhir of al- Bīrūnī,” in Al-Bīrūnī Commemorative Volume, ed. H. M. Said, Karachi, pp. 437-53.
  3. Ataman, K. (2005). Re-reading al-birūnī’s India: a case for intercultural understanding. Islam and Christian–Muslim Relations, 16(2), 141-154. DOI: 10.1080/09596410500059623
  4. Berggren, J. L. (1985). The Origins of al‐Bīrūnī’s “Method of the Zijes” in The Theory of Sundials. Centaurus, 28(1), 1-16.
  5. Bressoud, D. M. (2010). Historical reflections on teaching trigonometry. The Mathematics Teacher, 104(2), 106-112.
  6. Campanini, M. (2015). Science and Epistemology in Medieval Islam. Social Epistemology Review  and Reply Collective, Vol. 4, No. 12, 20-28. http://wp.me/p1Bfg0-2v9
  7. Campbell, J. A. (1980). T. W. freeman, marguerita oughton and philippe pinchemel (eds), “geographers: Biobibliographical studies”, vol. 1 (book review). Journal of Historical Geography, 6(4), 421.
  8. Faid, M. S., Nahwandi, M. S., Nawawi, M. S. A. B. M., Zaki, N. B. A., & Saadon, M. H. M. (2022). Development of Qibla Direction Determinant Using Sun Shadow. Online Journal of Research in Islamic Studies, 9(1), 89-102.
  9. Gafurov, B. (1974). Al-Biruni, a Universal Genius Who Lived in the Central Asia a Thousand of  Years Ago, The Unesco Courier, June 1974, pp.4-9.
  10. Hammed, N. J. B., Van Steenbergen, J. (2022). Al-Bīrūnī (973–c. 1050). In (Eds) Klemettilä, H., Steenbergen, J.V., Routledge Resources Online - Medieval Studies. https://doi.org/10.4324/9780415791182-RMEO312-1
  11. Hayes, E. (2017). Early Islamic Cosmopolitanism? Constructing the umma of India in Pre-Mongol Muslim Scholarship. Comparative Islamic Studies, 13(1-2), 75-120.
  12. Kamaruzzaman, K. O. (2003). Al-Bīrūnī: Father of Comparative Religion. Intellectual Discourse, 11(2).
  13. Kamiar, M. (2006). A Bio-Bibliography for Biruni: Abu Raihan Mohammad Ibn Ahmad. Scarecrow Press.
  14. Kennedy, E. (1984). A Bibliography of The Works Of Abu’l-rayhan Al-biruni By Ahmad Saeed Khan. Isis 75:611-611.
  15. Kennedy, E. S. (1973). A commentary upon Biruni’s Kitab tahdid al-amakin; an 11th century     treatise on mathematical geography. Beirut.
  16. Martin, G.J., (2005). All Possible Worlds: A History of Geographical Ideas, OUP Catalogue, Oxford University Press, edition 4, number 9780195168709. pp.52-80.
  17. Matchett, F. (2022). The Pur¯ aṇas. Wiley Blackwell Companion to Hinduism, In Wiley Blackwell Companion to Hinduism, Second Edition (eds) Flood, G., Wiley Online Library, 92-104. https://doi.org/10.1002/9781119144892.ch6
  18. Mudztabai, F. (2011). Bīrūnī and India: The first attempt to understand. Filozofija I Društvo 22 (1):53-86.
  19. Saif, M. (2018). Bīrūnī, al-. In: Kassam, Z.R., Greenberg, Y.K., Bagli, J. (eds) Islam, Judaism, and Zoroastrianism. Encyclopedia of Indian Religions. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-024-1267-3_794
  20. Sanjaya, W. M., Roziqin, A., Kusumorini, A., Anggraeni, D., Nurrahman, F. I., Kresnadjaja, W. G., & Maulana, D. S. (2019, December). The Third al-Biruni’s Method for The Determination of   Qibla Direction from Kitab Tahdid Nihayat al-Amakin with The Implementation Based on         Arduino Board MCU, GPS Module, and Digital Compass. In 2019 International Seminar on Research of Information Technology and Intelligent Systems (ISRITI) (pp. 403-408). IEEE. doi:10.1109/ISRITI48646.2019.9034634.
  21. Schwartz, R. K. (2010, May). Al-Qibla and the new spherical trigonometry: the examples of al Bīrūnī and al-Marrākushī. In Makalah dipresentasikan di Tenth Maghrebian Colloquium Pada History of Arabic Mathematics (COMHISMA10), Tunis, Tunisia.
  22. Sparavigna, A. C. (2014). Al-Biruni and the Mathematical Geography. PHILICA, Article, (443). https://ssrn.com/abstract=2760528
  23. Welburn, A. J. (2008). Chapter Three. Syncretistic” Materials. In From a Virgin Womb, Brill. pp. 61-83. https://doi.org/10.1163/ej.9789004163768.i-227.15
  24. Yano, M. (2007). Bīrūnī: Abū al‐Rayḥān Muḥammad ibn Aḥmad al‐Bīrūnī. The Biographical Encyclopedia of Astronomers, New York: Springer, 131-3.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.