Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2017 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Магдесян Н.М. ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ КАК ПРИЧИНА РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(8). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 113-118.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ КАК ПРИЧИНА РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Магдесян Нина Михайловна

студент магистратуры, кафедра международных экономических отношений, Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – ЮРИУ РАНХиГС,

РФ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность глобальных экономических дисбалансов, раскрываются причины их появления. Особое внимание уделяется глобальным экономическим дисбалансам в регулировании мировой экономики.

 

Ключевые слова: глобальные дисбалансы, мировая экономика, регулирование экономики, экономические дисбалансы.

 

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависи­мости между странами, а также возникновение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость активного сознательного регулирования мирового хозяйства. В особенности потребность в регулировании мировой экономики возникла после Второй мировой войны. Послевоенные десятилетия принципиальным образом поменяли характер мировой экономики. После войны экономики государств постепенно начали терять возможность развиваться самостоятельно, в связи с чем они стали активно включаться в единые экономические организмы с универсальной системой регулирования.

Одной из важнейших причин регулирования мировой экономики являются глобальные дисбалансы, которые на сегодняшний день представляют собой фундаментальную проблему мировой экономики. Термин «глобальные дисбалансы» имеет достаточно широкую трактовку и в ряде академических источников описывается как, например, чрезмерно раздутый в большинстве развитых стран по сравнению с реальной экономикой финансовый сектор, а внутри финансового сектора – перманентно возрастающие инвестиции в операции с производными финансовыми инструментами. К мировым дисбалансам стали относить также соотношения темпов роста между развитыми и развивающимися странами, неравномерное размещение природных ресурсов и резервов рабочей силы между странами и т. д. Несложно заметить, что подобная трактовка дисбалансов в мировой экономике является феноменом, для которого больше подходит термин «диспропорция». Вместе с тем, в рамках настоящего иссле­дования глобальные дисбалансы можно определить как диспропорцию во внешней торговле [3, с. 157].

Глобальные экономические дисбалансы (ГЭД) не являются новым явлением. Они начали проявляться еще в начале ХХ века. В прошлом веке понятие «глобальные дисбалансы» связывалось только с нарушением обмена экономическими ресурсами между странами.

Вместе с тем, проблема глобальных экономических дисбалансов начала проявляться еще раньше. Наиболее характерным является пример «опиумной войны». Так, в начале позапрошлого века Китай занимал приблизительно третью часть в общем объеме мирового произ­водства. Государство имело значительное положительное сальдо во внешней торговле с Великобританией. Для устранения появившейся проблемы было принято решение осуществить импорт в Китай единственного товара, который не производился в стране, – опиума. Широкая доступность опиума в Китае привела к большому оттоку средств в Великобританию, резкому падению нравов, росту преступности. В итоге это привело к двум Опиумным войнам, в результате которых Китай лишился значительных территорий, стране были навязаны невыгодные торговые условия и развитие Китая резко затормозилось. Данный пример наглядно свидетельствует о том, к чему могут привести диспропорции в платежных балансах крупных экономик [1, с. 110].

Основополагающей причиной глобальных дисбалансов является стратегия инвестирования развивающихся государств, которые, обладая избытком денежных средств от продажи энергоресурсов и различных товаров, нашли способы вложения активов, имеющие низкие риски. При этом в национальных экономиках не было возможностей для того, чтобы надежно инвестировать средства, что в конечном итоге привело азиатских инвесторов на американский фондовый рынок.

Нарушение баланса сил в мировой экономике, а также несоответ­ствие роли новых экономических лидеров в процессах регулирования мировой экономики является глобальным современным дисбалансом. Глобальные дисбалансы приводят к негативным последствиям, среди которых ухудшение экономических условий отдельных стран, возрастание социальной напряженности, неконтролируемые потоки миграции [2, с. 74]. Таким образом, «глобальные экономические дисбалансы» – это принявшие критические размеры различные формы диспропорций в структуре, развитии, регулировании процессов, меха­низмах взаимодействия, нарушения экономического баланса, равновесия процессов, потоков в регионе, государстве и в мире в целом.

Облегчая доступ мировых сбережений к наиболее продуктивным способам их использования, свободное движение капиталов через национальные границы несет с собой значительные экономические выгоды, включая стимулирование экономического роста. С учетом этого произошел целый ряд эпизодов, в которых международное движение капитала принесло с собой проблемы макроэкономического характера, финансовой нестабильности, или того и другого. Такие проблемы обычно возникали в двух случаях: во-первых, когда «правила игры» международной денежной системы (меры эконо­мической политики, которые ожидаются от стран для того, чтобы со временем способствовать сбалансированной глобальной экономике) либо плохо сформулированы, либо не соблюдаются ключевыми странами; и, во-вторых, когда финансовая система стран, которые получают значительные вливания капитала, не соответствует задаче продуктивного инвестирования притекающих средств [5, с. 22].

На сегодняшний день можно констатировать глубокое взаимопро­никновение стран – крупнейших обладателей экономических диспропорций – США и Китая, поскольку для азиатской страны США – важнейший экспортный рынок; Китай, в свою очередь, является крупнейшим зарубежным держателем американских облигаций, поэтому в среднесрочной перспективе эксперты МВФ прогнозируют сохранение проблемы глобальных дисбалансов.

Глобальные дисбалансы опасны для мировой экономики в той степени, в какой она является угрозой для американской экономики как центра международной торговли в век глобализации. Дефицит американской внешней торговли, который растет в последние десятилетия, широкая вовлеченность страны в мирохозяйственные процессы, а также высокий статус доллара как мировой резервной валюты является гарантией крупномасштабного кризиса в случае если возникнет экономический кризис внутри государства. Длительное время именно западные страны выступали в качестве нетто-экспортеров товаров и услуг, однако в настоящее время ситуация практически не изменилась. Наиболее актуальна эта проблема для США, еще с 70-х годов прошлого века функционировавших в условиях постоянно растущего дефицита платежного баланса, рост которого за последние 20 лет увеличился более чем в 19 раз. В качестве прямого следствия отрицательного баланса выступает рост государ­ственного долга США, который стимулируется валютной оплатой импорта. В свою очередь, долг США – это важнейшая причина мирового финансового кризиса 2007-2008 годов [1, с. 148].

Вместе с тем, глобальные дисбалансы начали особенно глубоко и наглядно проявляться еще в начале ХХI века, вызывая рост обеспокоенности международного сообщества. Так, в 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса, на саммите G20 в Питтсбурге обсуждалась тема глобальной «ребалансировки» мировой экономики. По итогам данного обсуждения государства заявили о том, что необходимо осуществлять совместную деятельность по достижению более сбалансированного характера глобального экономического роста.

По результатам анализа процессов в мировом хозяйстве можно прийти к выводу, что появление и интенсификация международных экономических дисбалансов носит не только объективный, но и субъективный характер и возникают они в системе мировой экономики из-за определенных действий, носящих как целенаправленный, так и «случайный» характер, отдельных государств либо международных экономических организаций.

Можно утверждать, что «объективная природа» глобальных экономических дисбалансов зависит именно от изменения темпов роста разных государств и регионов, стран БРИКС и иных стран Азии, Африки и Латинской Америки, то есть связана с объективными процессами неравномерного развития государств, регионов, отдельных территорий и отраслей. Иерархическая мировая экономика связана с неравномерным распределением материальных благ и ресурсов из‑за концентрации производства (и потребления) в отдельных зонах – центрах притяжения капитала, причем периодически осуществляется и перемещение данных центров» [4, с. 447].

Помимо этого, происходит формирование новых векторов глобальных экономических дисбалансов, которые зависят от научно-технического прогресса и инновационной составляющей (в том числе и с экономическими аспектами интеллектуальной собственности), а также деятельности разных государств на отдельных рынках высоких технологий.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что присутствует элемент объективности в глобальных экономических дисбалансах. При этом нужно принять во внимание и возможности управляемости глобальных экономических дисбалансов со стороны отдельных государств либо со стороны международных организаций.

«Субъективной» основой возникновения и развития глобальных экономических дисбалансов, как уже было отмечено, являются целенаправленные действия отдельных развитых стран, прежде всего США, которые стремятся сохранить лидирующие позиции в сфере мировой экономики и мировой торговли, а также сопутствующие данному «лидерству» политико-экономические выгоды и возможности. Это действия, которые ориентированы на либерализацию сферы международной торговли и международной миграции факторов производства, а также на усиление глобализационных процессов, которые понимаются в качестве неограниченных возможностей по «взламыванию» рынков (ресурсов, капитала и товаров) зарубежных развивающихся государств.

Вместе с тем, еще в конце прошлого века многие развивающиеся государства, прежде всего страны БРИКС, к которым относятся Нигерия, Индонезия и иные, стали сами все более активно применять механизмы глобализации для того, чтобы осуществлять торговую экспансию на рынки западных стран, усиливать потоки миграции населения и капиталов. Происходит рост доли, роли и значения, перспектив и возможностей данной группы государств, которые постепенно теснят развитые страны Запада по многим показателям. Похоже, что эти процессы стали в значительной степени неожидан­ными для стран – традиционных лидеров. Последними предпринимаются всевозможные попытки для того, чтобы «выровнять» ситуацию, в том числе и через создание очагов политической и военной напряженности в различных государствах и регионах мира. Наиболее характерным современным примером является ситуация в Сирии.

Таким образом, в основе глобальных экономических дисбалансов лежат как объективные, так и субъективные причины, их инициаторами могут быть как отдельные государства и/или группы и международные экономические организации. Глобальные дисбалансы плотно связаны с внешнеэкономическими аспектами мировой экономики, они наглядно проявляются не только в валютно-финансовой сфере, но и в системе международной торговли.

 

Список литературы:

  1. Бажан А.И., Гусев К.Н., Масленников А.А., Ситнин В.В. Доклад Института Европы РАН // Доклады Института Европы РАН. Сер. 288. Ч. 1. – М., 2013. – 128 с.
  2. Бадальянц С.В. Дифференциация трудовых мигрантов в социально-экономических условиях России // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 11 (24). – С. 74-75.
  3. Кузнецов А.В. Глобальные дисбалансы: институциональный подход // Философия хозяйства. – 2016. – № 1. – С. 157-166.
  4. Маричева Н.Н. Глобальные дисбалансы в мировой экономике // Молодой ученый. – 2014. – № 6 (65). – С. 446-448.
  5. Сенчагов В.К., Соловьев А.И. Глобальные дисбалансы, риски и эконо­мическая безопасность России // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6. – С. 19-29.
  6. Соловьев А.И. Глобальные дисбалансы как противоречия мирового развития // В сб. «Наука в современном информационном обществе»: Мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 155.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.