Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 ноября 2017 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Айтжанова Д.А., Абжалелова Ш.Р. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7(7). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 107-113.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Айтжанова Дина Альбиевна

канд. экон. наук, доц. Академия «Кайнар» структурное подразделение «Финансово-банковский факультет»

Казахстан, г. Алматы

Абжалелова Шолпан Рахимжановна

магистр экономических наук Академия «Кайнар» структурное подразделение «Финансово-банковский факультет»

Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрены основные факторы и предпосылки повышения эколого-экономической эффективности функционирования базовых отраслей национальной экономики Казахстана в условиях Третьей волны модернизации. Обоснована необходимость формирования основ диалоговой площадки между государством, бизнесом, обществом для выработки национальной промышленной политики.

 

Ключевые слова: эколого-экономическая эффективность, модернизация, минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовый комплекс, ресурсопользование, охрана окружающей среды.

 

К точкам роста экономики страны в условиях Третьей волны модернизации Казахстана относятся лидирующие отрасли реального сектора, в частности, горно-металлургического, нефтегазового, топливно-энергетического комплексов. Повышение эколого-экономической, точнее, социо-эколого-экономической эффективности функционирования данных отраслей минерального сырьевого комплекса (МСК) обусловливает снижение воздействия, прежде всего, негативных экологических факторов, не соответствующих сценариям устойчивого развития и переходу РК к зеленой экономике, реализация основных направлений социальной политики (в некоторых регионах снижение социальной напряженности), а также решение магистральных направ­лений структурной и индустриально-инновационной политики страны.

В соответствии с целью обеспечения устойчивого и долго­временного социально-экономического развития в нашей стране на государственном уровне приняты важные государственные программы и документы [1]. Однако реализация концепции перспективного развития страны осложняется широким спектром проблем. Основные отрасли отечественной экономики являются структурно деформиро­ванными и неэффективными, негативное воздействие на ОС (в расчете на единицу ВВП) у нас на порядки выше, чем в развитых странах. В Казахстане до сих пор не нашла применения широко распространенная в развитых странах, в частности, Японии, практика исключения стоимости очистных сооружений из налогооблагаемой базы предприятий и предоставления льготных целевых инвести­ционных кредитов, направляемых на улучшение ОС и др. По данным экспертов экологическое состояние территории РК представляется как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение ОС. Спад производства не сопровождается снижением загрязнений. На фоне ухудшения социально-экономических условий проблема экологического неблагополучия приобретает особую остроту. Негативным послед­ствиям экологических процессов присуща значительная инерционность; так, по прогнозам экспертов, если даже полностью прекратить выброс озоноразрушающих веществ, то накопившееся их количество в атмосфере будет разрушать слой озона еще на протяжении десятилетий. Таким образом, в настоящее время необходимы реабилитационные программы и действия эколого-технологического характера, тем более, что республика, по мнению аналитиков, запаздывает с принятием радикальных мер по оздоровлению и восстановлению экологических систем регионов. Для предотвращения негативных последствий антропо- и техногенной деятельности вкупе с существующими направлениями и действиями в области охраны ОС и качества жизни необходимы разработка и реализация новых подходов, вcтроенныx в долгосрочную научно-теxническую и промышленную политику гоcударcтва.

Среди экологически неблагополучных отраслей отечественной промышленности минерально-сырьевой, горно-металлургический и топливно-энергетический комплексы (МСК, ГМК, ТЭК) лидируют, их доля составляет > 45 % от общего объема загрязнений [2]. Предприятия ТЭК ежегодно нарушают около 20-23 тыс. га земель, при этом рекультивируются из них < ⅓. Свыше 40 % нарушенных земель приходится на долю нефтегазового комплекса (НГК) - одного из самых экологически опасных секторов экономики, т. к. его отличают: высокая землеемкость; значительная загрязняющая способность; высокая взрыво- и пожароопасность объектов; высокая агрессивность применяемых химических реагентов, а также добываемых углеводо­родов и примесей; высокая опасность и аварийность, т. к. основные производственные процессы нефтегазодобычи происходят под высоким давлением; высокая агрессивность сред работы промыслового оборудования и трубопроводных систем.

Потери нефти в мире при ее добыче, переработке и использо­вании превышают 45 млн. т. год, что составляет около 2 % годовой ее добычи [3]. Причем, из них 22 млн. т. теряется на суше, около 7 млн. т. – в море и до 16 млн. т. поступает в атмосферу из-за неполного сгорания нефтепродуктов при работе автомобильных, авиационных и дизельных двигателей. При современных способах разработки ~ 40-50 % разве­данных запасов нефти и 20-40 % природного газа остаются неизвлеченными из недр, от 1-17 % нефти, газа и нефтепродуктов теряются при добыче, подготовке, переработке, транспортировании и использовании. В атмосферу, водоемы и почвы в мире ежегодно выбрасывается более 3 млрд. т. твердых промышленных отходов, 500 км3 сточных вод. В номенклатурном составе ядовитых загрязнений содержится ~ 800 веществ, в т. ч. мутагены, канцерогены, нервные и кровяные яды, аллергены и т. д. Ежегодно в отрасли образуется свыше 25 млн. м3 отходов, что с учетом их высокой загрязненности и формирует современный нефтегазопромышленный техногенез.

В целом же рост опасности ухудшения экологической ситуации на действующих производствах объясняется финансовыми кризисами, несоблюдением технологических режимов, высокой изношенностью оборудования т. д.

Для эффективного решения экологических проблем НГК необ­ходимо создание основ инновационного экологического менеджмента в отрасли. При этом особое значение имеет выявление источников загрязнений ОС: геомеханических и гидрогеологических нарушений, загрязнения атмосферы, природных водоемов и земель. Одним из основных источников загрязнения ОС являются буровые работы. Нами разработаны модель решения экологических проблем в условиях буровых работ, a также модели устойчивого экологического компромисса между экономически эффективным и экологически безопасным функционированием НГК, в частности, влияния трубо­проводного транспорта на ОС, сохранения природного ландшафта, загрязнения земель и почв, природных водоемов. Это реализуемо через: экологизацию производства, государственное регулирование и управление природопользованием, целенаправленное планирование природопользования. Факторы, определяющие экоэффективность производств можно разделить на: экономические, социальные, экологические. В группе экономических факторов основными являются факторы экономии природных ресурсов, достижимой при правильном построении сырьевых и энергетических балансов, совершенствовании учета и контроля использования ресурсов и др. В соответствии с программой индустриальной революции для снижения ресурсоемкости в НГК необходимы модернизация и реконструкция действующих производств на базе целевых социально и экологически ориентированных комплексных инновационных программ. Экологи­ческая направленность последних, на наш взгляд, позволит эффективно решать и проблемы использования отходов производства, предотвращения потерь ценных компонентов и т. д.

Единство и взаимосвязь ресурсных и природоохранных отношений заложены в основу государственного регулирования экологических отношений, экологизации промышленной деятельности, соблюдения требований охраны здоровья [4], к основным этапам которого относятся: ресурсный, природоохранный и экологический.

Повышение экологической эффективности нефтегазового произ­водства является комплексной проблемой, решение которой зависит, прежде всего, от общего состояния и уровня развития экономики РК [5]. В связи с этим долгосрочная государственная программа модернизации и экологического переоснащения НГК обусловит и решение экологи­ческих проблем отрасли с учетом мировых стандартов, в частности: обеспечение улучшения состояния ОС за счет экологизации произ­водства; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; внедрение инновационных системы экологического менеджмента; разработку системного подхода по оптимизации всего производственно-технологического цикла в отрасли поиски и разведка - строительство скважин - бурение-добыча – транспорт – переработка - выпуск готовой нефтепродукции - утилизация отходов - рекультивация); создание замкнутых схем малоотходного и экологически безопасного производства. Это, в свою очередь, позволит своевременно коррек­тировать общую стратегию развития отрасли, проводить превентивные меры, устранять недостатки, реализовать сильные стороны [6]. Исходя из этого нами проведен SWOT-анализ эффективности НГК в РК (табл. 1).

Таблица 1.

Матрица SWOT-анализа факторов функционирования НГК

Strengths (сильные стороны):

Weaknesses (слабые стороны):

  • Социальная и политическая стабильность;
  • уникальная минерально-сырьевая база и огромный природно-ресурсный потенциал по структуре и масштабам;
  • потенциал развития МСК;
  • научно-инновационный потенциал;
  • наличие крупных предприятий в сфере НГК, ТЭК, ГМК и др.;
  • высокая обеспеченность террито­риями для промышленного освоения;
  • благоприятный инвестиционный климат;
  • развитая законодательная база в сфере ресурсо- и недропользования;
  • осуществление всего комплекса работ от разведки до сбыта нефтепродуктов;
  • высокие темпы роста добычи нефти и газового конденсата;
  • осознание обществом проблем экологического неблагополучия;
  • необходимость создания института экологии и охраны ОС, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему знаний об объективной экологической опасности
  • ухудшение состояния окружающей среды;
  • истощение запасов минерального сырья и др.;
  • несоответствие темпов исчерпания запасов и прироста разведанных запасов;
  • высокая ресурсо- и энергоемкость производств;
  • рост удельной природоемкости производства;
  • рост техногенного давления на ОС;
  • неблагоприятные природно-климатические условия;
  • дефицит инвестиционных ресурсов и бюджетного финансирования;
  • высокая изношенность оборудования и коммуникаций (нефтегазопроводов, водоводов); критическое состояние производственной инфраструктуры;
  • низкая глубина переработки нефти; низкий уровень утилизации ПНГ и др. попутных компонентов;
  • несовершенство систем управления отходами;
  • невысокая доля участия национальных компаний в разработке нефтегазовых месторождений и переработке сырья;
  • несовершенство системы налогообло­жения;
  • высокая доля добывающих отраслей и экспортоориентированность экономики;
  • низкая инновационная активность предприятий;
  • недостаточное финансирование экологической сферы;
  • низкий уровень качества жизни

Opportunities (возможности):

Threats (угрозы):

  • высокий уровень спроса на энергоносители на мировых рынках;
  • наличие новых перспективных нефтяных и газовых месторождении высокого качества;
  • ограниченность мировых запасов углеводородных ресурсов;
  • выпуск продукции высокой степени готовности;
  • строительство перерабатывающих мощностей;
  • социально-ориентированная политика государства;
  • рост инновационного сектора;
  • формирование эффективной госу­дарственной энерго-экологической стратегии;
  • создание стимулов для развития зеленого бизнеса;
  • создание интегрированных зеленых производств в сфере управления отходами;
  • повышение глубины переработки сырья;
  • достижение эффекта декаплинга (снижение удельной ресурсоемкости и сокращение негативных экологи­ческих воздействий);
  • господдержка развития приоритетных секторов экономики;
  • рост экологической культуры, экологического мышления;
  • рост экологической ответственности
  • неэффективная практика исполнения и фрагментарность экологического законодательства;
  • снижение экологической безопасности;
  • высокая степень опасности производств;
  • риски техногенных аварий и природных стихийных бедствий;
  • добыча нефти в экологически уязвимой зоне Каспийского шельфа;
  • низкое качество добываемых нефтей (высокое содержание сероводорода, парафина и др.);
  • сохранение топливно-сырьевой направленности развития отрасли;
  • низкие конкурентные преимущества;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • экономическая нестабильность вследствие затяжных мировых кризисов (топливного, экологических, водного, кризиса биоразнообразия, продоволь­ственного, финансового и экономического) в целом;
  • истощение природного капитала регионов;
  • огромные риски и проблемы для будущих поколений,;
  • возможные негативые последствия решений, на государственном и регио­нальном уровнях;
  • превращение РК в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии и мирового сообщества;
  • отсутствие эффективной экологической стратегии и политики государства;
  • незаинтересованность иностранных компаний в улучшении экологического состояния регионов РК;
  • ухудшение экологической ситуации в стране и регионах

Разработано авторoм

 

Анализ факторов свидетельствует о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит благоприятный характер. Наибольшую угрозу представляют экономические факторы [7]. Таким образом:

  • в республике для экологизации производств и предприятий НГК имеется достаточный потенциал;
  • ресурсные конкурентные преимущества РК значительны, однако степень их использования пока недостаточна;
  • при этом отправной точкой является оптимизация взаимо­отношений между экономикой и экологией, увеличение точек соприкосновения между экономическими и экологическими интересами предприятия, его стейк-холдеров и общества в целом.

Природоохранные императивы представляются как важный шанс изменить продукт, технологию, повысить уровень компетенции персонала и руководства и т. д. Именно на такой основе успешные бизнес-лидеры ближнего и дальнего зарубежья строят экологическое управление и проводят оценку экоэффективности проектов. С учетом этого необходимо развивать условия экономически эффективного, социально ориентированного и экологически безопасного использования природно-ресурсного потенциала страны, что должно стать ядром научно-технической и промышленной политик нашей страны в условиях очередной волны модернизации экономики нашей страны. Это, в свою очередь, обусловливает формирование на постоянно действующей основе диалоговой площадки между государственными структурами, бизнес-средой, обществом и неправительственными организациями для решения текущих и перспективных задач эконо­мического развития хозяйствующих субъектов, регионов и отраслей.

 

Список литературы:

  1. Послание Президента Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» - г. Астана, 31 января 2017 г.; Концепция перехода Республики Казахстан к зеленой экономике; Концепция экологической безопасности РК и др.
  2. Хамидуллина С.С. Стратегия участия нефтедобывающего комплекса Казахстана на мировом рынке в условиях глобализации экономики: автореф. дис. к.т.н.. - Алматы, 2007. 28 с.; Жакупов Н.К. Казахстан на мировом рынке нефти: Дис. к.э.н. – М., 2004. - 149 с.
  3. Давыдова С.Л., Тагасов В.И. Нефть и нефтепродукты в окружающей среде. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 131 с.; Галеев Р.Г. Экологические проблемы нефтепереработки и пути их решения. - Башкирский экологический вестник. – Изд-во "Экология". - Уфа, 1998. – с. 54.
  4. SWOT-анализ экологической деятельности предприятия; http://www.cfin.ru/press/practical/2005-09/06.shtml М. Глухова. Методические подходы к оценке экологической эффективности деятельности предприятий.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий