Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2022 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЕФОРМАЦИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ "ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА"
АННОТАЦИЯ
Цель и новизна статьи заключается в определении актуальности философского содержания учения Абая Кунанбаева о «целостном человеке», его актуальности для современности, современных тенденций в решении фундаментальной философской проблемы принципа целостности личности, новое осмысление феномена духовности, составляющего сущность современной концепции «целостного человека», основанного на указанных тенденциях. В статье на основе тезиса об этических путях решения проблем сущности целостного человека и сущности бытия в казахском типе философского дискурса определяется этическая основа учения Абая на примере его стихов и прозы относительно того, кто есть "целостный человек". По Абаю, целостный человек – это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. По словам Абая, выраженное стремление к решению духовных проблем составляет суть целостного человека и его представлений. Такой подход весьма современен и актуален с точки зрения вопросов глобализации и модернизации в духовной сфере. Концепция Абая о «целостном человеке» — это не только применение размышлений Абая к современности, но и философское учение, соответствующее современным подходам к решению фундаментальных духовных проблем.
Ключевые слова: концепция «целостного человека», «Слова назидания» Абая, целостный человек, духовность, глобализация, модернизация.
Введение. В рамках статьи рассматривается деформация факторов формирования «целостного человека», а именно – какие качества формируют «целостную личность», какой деформации они подвержены, и т.д.
Известный восточный мыслитель и философ Абу-Насыр Аль-Фараби, подробно рассматривал качества, харкактеризующие «целостную личность» в своих трактатах. В труде «Нравы жителей добродетельного города» он описал, каким должен быть честный руководитель и каким должен быть целостный человек.
Анализ. Известный казахский поэт и мыслитель Абай Кунанбаев в своем прозаическом произведении «Слова назидания» сформулировал рекомендации грядущим поколениям о том, какой ему видится полноценная личность. Известно, что при жизни Абая в межличностных отношениях значительно преобладал авторитет старшего поколения. К примеру, отец Абая, Кунанбай-хаджи, оказывал огромное влияние на своего сына Абая, а тот, в свою очередь – на своих детей. Все общество стремилось к сохранению существующих обычаев. Однако, в моменты коренной модернизации, характерной для периодов реформ в отечественной истории, значение прямой передачи социокультурного опыта от старшего поколения к младшему стало размываться, и на смену ему пришло разделение на приверженцев традиционалистской точки зрения и сторонников модернизации, отвергавшим опыт представителей «старшего поколения» и любые формы преемственности от него – т.е. общество стало подвержено социокультурной деформации [Г. Есим, «Абай - мыслитель». - Астана: Фолиант, 2012 ].
Система образования в обеспечении преемственности поколений выполняет две задачи, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга по своей роли и назначению в жизни общества. Первое направление – передача предыдущим поколением подрастающему поколению социокультурных уроков, извлеченных из собственного опыта, а также привитие основ философии, науки, искусства, морали и других знаний, позволяющих человеку войти в социальную среду в качестве равноправного гражданина. Это направление, связанное с социализацией человека, позволяет личности найти свое место в социальной среде, усвоить концепции и национальные традиции, переданные старшиими поколениями. Все это является предпосылкой для определения жизненных идеалов человека и вовлечения в профессиональную деятельность. Важным направлением системы образования является содействие полноценному становлению человеческой личности, и, по словам Абая, формирование и пробуждение духовной и внутренней энергии, помощь человеку в осознании своей принадлежности к высшему духовному миру, развитие собственного духовного «Я» в соответствии с высокими ценностями и идеалами в процессе формирования собственной личности и межличностных отношений. Постулируя: «Будь человеком!», Абай несомненно имел ввиду реализацию философско-этических принципов.
Известный казахский философ Г. Есим в своем фундаментальном труде «Абай - мыслитель» так описывает превалирование духовности в казахской культуре в любой исторический период: «За двадцать один век имел место ряд ренессансных ситуаций; в литературе ренессанс обязательно состоит из двух составных частей. Одна из них – наличие качественных имзнений, характеризующих новую цивилизацию, другая же состоит в том, что предшествующие культурные традиции не уничтожаются полностью, и развитие далее происходит эволюционным путем. [Г. Есим, «Абай - мыслитель» - Алматы: «Наука». - С. 111].
Свою прозу Абай обращал главным образом к старшему поколению, которое и считал своей аудиторией. Он учитывал уровень мышления своих читателей и слушателей, особенности их мировоззрения, и потому писал прозу доступным для них образным языком, полным афоризмов и народных пословиц и поговорок. Современники Абая свидетельствуют, что «Слова назидания» пользовались у читателей и слушателей не меньшей популярностью, чем его же поэтические произведения, так как в них Абай выражал мысли и идеи, чувства и настроения столь же интересно и своеобразно, как и в стихотворной форме.
Мухтар Ауэзов справедливо отмечал, что в своих прозаических обращениях Абай «превращается в гневного судью или поруганную совесть народа, и в таких случаях его «слова» становтся грустной исповедью человека, одинокого в мрачный период господства беспросветной тьмы». Как «гневный судья» он беспощадно обличал общественные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как «совесть народа» глубоко печалился отсталостью и невежеством, конфликтами и ссорами, которые, по мнению поэта, ставили людей в унизительное положение. Абай верил в влияние своих слов, разоблачая и осуждая в своих произведениях все, что вредит народу, мешает прогрессу и просвещению. Однако, действительность не оставляла надежд, принося поэту разочарование. Философско-поэтическое творчество Абая стало своего рода борьбой за просвещение и формирование идеалов общества.
Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Слова назидания», были самым плодотворным периодом творчества уже пожилого поэта. В первой главе произведения поэт писал: «Всю жизнь я спорил, боролся и судился, столкнулся с неимоверными трудностями, устал от них, утомился и убедился в тщетности всего сущего». То есть, вся деятельность поэта измучила его, и он спрашивает себя, что же делать: «возглавить ли людей», «приумножать ли знания», «совершать ли духовные обряды», «или заниматься воспитанием детей»? Все это он считает для себя невозможным и нереальным. «Я, наконец, решил, — пишет он, — что найду покой, обратившись к бумаге и чернилам, и теперь пишу все, что думаю, подряд». Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «слов», изложив в них свои сокровенные мысли, пожелания и грустные жалобы современникам, равнодушным к голосу поэта. Обращаясь к содержанию прозаических «слов» Абая, нетрудно определить их идейно-тематическое сходство с большим циклом стихов поэта тех лет. Справедливости ради следует отметить, что критическое начало в поэтических произведениях выявлено гораздо острее, чем в прозаических «Словах назидания». [Сабден О. «Абай и будущее Казахстана». – Алматы, 2016. – 362 с.].
В «Словах назиданя» Абай открыто говорил о «деформации» личности человека, без прикрас описывая пороки людей, разоблачая в своем творчестве носителей зла. «Слова» Абая неодинаковы, неоднородны по объему и характеру написания. Двадцать седьмая глава несколько отличается от остальных, она написана в форме диалога между Аристотелем, учеником Сократа, и Богом, наделившим человека высшими качествами, в итоге постулируя, что человек как таковой обязан наличием любви в своей душе исключительно Богу.
Концепция «целостного человека» – это учение, проходящее через все творчество Абая и его философское наследие, на которое регулярно ссылаются ученые и исследователи. Так, известный ученый, академик НАН РК Оразалы Сабден предложил формулировку исканий Абай в форме концепции о целостной личности.
В целом, следует правильно понимать значение термина «целостная личность» . По Абаю, целостная личность – это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. Такое, выраженное Абаем философское воззрение на проблематику смысла человеческого бытия, безусловно, актуально и в современном мире.
С другой стороны, при всей очевидности, термин «цельная личность» полнее отражает философский смысл учения о целостном человеке, восходя к одному из важнейших философских течений современности а именно: к принципу цельности содержания, формирующегося на определенном пространстве. На основе такого принципа цельности, в свою очередь, формируется новое направление феномена духовности, имеющего особое значение в контексте современного развития и процветания.
«Я искренне ненавидел невежество и тьму,
Я всегда был уверен, что дураки заслуживают презрения,
Я хотел творить мир в одиночку», — пишет поэт.
Во всем творческом наследии Абая прослеживаются его твердые взгляды на вопросы духовности, составляющие ядро цельной личности. Такой подход весьма современен с точки зрения вопросов глобализации и модернизации в духовной сфере.
В своем творчестве Абай определил значение философских вопросов в истории казахского народа, а также смысл самого главного из таких вопросов, а именно: кто есть «целостный человек»? При этом, Абай рассматривает проблему без обиняков, без заранее заданных ответов, и на основе нового понимания духовности, базирующегоя на новом понимании принципа целостности, прямо попадает в «точку» проблемы целостного человека сегодняшнего дня с актуальным пониманием проблем духовной сущности человека. Возможно, это связано с тем, что Абай, родившийся в семье авторитетных представителей казахского общества, был автоматически вовлечен в политическую жизнь своего народа того времени.
Концепция «целостного человека» не стоит особняком, но пронизывает все творчество Абая, его философское наследие, стихи и прозу.
«Слова назидания» Абая, полные глубоких философских мыслей, составляют ядро его эссеистики. Целостный человек стремится к образованию, труду, справедливости, добру, высокой нравственности. По мнению Абая, именно это стремление составляет стержень человеческой личности, диктуя духовное и нравственное развитие.
Итак, как считает Абай: «Человека формируют его ум, честь и доброе отношение к людям. Ничто другое» («Восемнадцатое слово») [Сабден О. «Абай и будущее Казахстана», стр. 36].
Что же касается стремления к знаниям, то «желание все познавать, все понимать, видеть и изучать есть высшее устремление души… душа, не ищущая познания, перестает быть душой», т.е. человеческая личность деформируется.
Учение Абая о «целостном человеке» носит философский характер, поскольку в его центре находятся этические подходы к проблемам смысла и природы человека. Взаимосвязь явлений духовности и цельности в учении о «целостном человеке» гармонирует с современными новыми способами понимания фундаментальных философских категорий цельности, духовности и принципа целостности.
Заключение
Суть философского учения Абая о «целостном человеке» совершенно несовместима с современными представлениями о целостном человеке, представляющими собой новое понимание феномена духовности, основанное на новом понимании принципа целостности. На сегодняшний день духовность – это не просто нравственность или интеллектуализм, а осознание единства с окружающим миром и вытекающая из этого осознания императивность поведения, направленного на гармоничное проживание, сотрудничество и заботу об окружающем мире.
Таким образом, как было сказано ранее в учении о «целостном человеке», проходящем через все творческое наследие Абая, целостная личность — это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. По Абаю, человек реализует себя как личность через свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Центром, стержнем цельности «целостного человека» является, несомненно, духовность, включающая в себя не только высокую нравственность, но и понимание своей онтологической связи с социумом и окружающей средой, реализующееся в императиве запроса на стремление к образованию, доброму отношению к окружающим, и связанную с этим ответственность.
Список литературы:
- Есим Г. Абай – мыслитель. – Астана: Фолиант, 2012. – 384 с.
- Сабден О. Абай и будущее Казахстана. – Алматы, 2016. – 362 с.
- «Слова назидания» Абая / перевод с казахского С. Санбаева. – Алматы: Жазушы, 1970. – 128 с.
дипломов
Оставить комментарий