Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 октября 2022 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА БЕЛАРУСИ И СОВРЕМЕННЫМ ТВОРЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ
THE INTERACTION BETWEEN BELARUSIAN TRADITIONAL PUPPET THEATER AND MODERN CREATIVE ART
Ke Liu
Graduate Part of UO “Belarusian State University of Culture and Arts”,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Куклы могут быть не просто исполнительским искусством на сцене и выставочным искусством в залах музеев, помимо этого, они также могут стать «живой» визитной карточкой культурных коммуникаций Беларуси.
ABSTRACT
Puppets can not only become the performance art on the stage, the display art in the exhibition hall, in addition, the puppet can also be used as a "living" cultural dissemination business card in Belarus.
Ключевые слова: Беларусь, кукольный театр, современное, творческое искусство, взаимодействие.
Keywords: Belarus, puppet, modern, creative art, interaction.
За последние годы вслед за постоянным развитием туристической сферы потребительская стоимость туристических сувениров постоянно привлекает к себе внимание. Поскольку изначально перед туристами предстает художественный стиль туристических сувениров, поэтому их преимуществом является «креативный дизайн + традиционное ремесло», поддержание «духа ремесленничества» и введение современных эстетических идей. Творческие работники искусства и креативные дизайнеры, особенная продукция культурного творчества все больше выходят на рынок, и эти новаторские изделия художественных промыслов и продукция культурного творчества с современными художественными концепциями, стремление совершенному синтезу современных модных элементов и традиционной культуры соответствует традиционной эстетике и одновременно привносит все больше новизны, упрочивает свои позиции на международной арене, дает белорусской культуре возможность выйти за границы страны.
Художественные формы белорусских кукол отличаются богатством и разнообразием, тонкая художественная обработка вдыхает в них душу и раскрывает необычную многогранную человеческую жизнь. Упомянув современное белорусское искусство ремесленных изделий, нам необходимо поговорить о белорусских куклах ручной работы. Это продукция белорусский ремесленников, и, хотя многие образы игрушек продолжают использовать формы традиционных кукол, однако в аспекте техники изготовления применяются современные передовые технологии обработки, образы изготовленных кукол характеризуются новизной, свежестью, они не только красивые, но и пригодные для использования. Согласно нынешней формулировке, этому креативному искусству дали общее название «современного искусства культурного творчества». Предметы, произведенные с применением методов современного культурного творчества, представляют собой понимание культурного наследия и всесторонний свежий анализ современного новаторского развития, это наиболее знаковая продукция среди современных белорусских изделий художественных промыслов, а также один из многих символов современной белорусской культуры.
Продукция современного культурного творчества постоянно занимает ведущее положение на нынешнем рынке, дает начало трендам и вызывает уважение по той причине, что, с одной стороны, она с легкостью добивается симпатии и одобрения современной молодежи, а с другой стороны, также проявляет стремление людей новой эпохи к красивой жизни, запросы на более изящную продукцию культурного творчества и дизайнерское искусство. В процессе разработок и исследований продукции современного культурного творчества поиски новых материалов и практическая деятельность привели к изменениям в традиционных технологических процессах, органичное сочетание новых производственных методов и технологий с традиционными техниками обеспечивает то, что на основе продолжения особенностей традиционных техник повышается коэффициент использования сырья и производственная эффективность. Линейка продукции белорусских кукол основана на образах знаковых персонажей из репертуара белорусского кукольного театра с учетом типовых сценических костюмов этих персонажей в спектаклях, их аксессуаров и движений, путем геометрического проектирования изготавливаются игрушки для детей, предметы мебели и декора для взрослых. Также имеется линейка объемных и плоских производных изделий, например, куклы-грелочки на чайник, панно с трехмерными изображениями кукол, держатели для рулонов бумаги в виде кукол, марки с куклами, холщовые сумки с куклами и т.д. Шиповская, Л. П сказала:«В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг друга новые поколения продуктов, приборов, «гаджетов», в сравнении с которыми человек выступает как вид чрезвычайно устойчивый. Бытовые вещи стремительно размножаются, потребностей становится все больше» [4,c. 36].
Образы кукол ручной работы, разработанных с использованием традиционных белорусских кукол и используемых в современном искусстве культурного творчества новых материалов, сохранили общий прежний облик, плетеную филигрань головных украшений и т.д., где продолжают использоваться традиционные техники. Вместе с тем, термотрансферная печать и шелкография пришли на смену вышивке, лицо формуют с использованием хлопчатобумажных тканей и вручную разукрашивают его, что завершило органичное сочетание традиционных технологических процессов с новыми материалами и разработкой новых форм. Это не только повысило эффективность производства этих изделий, но также обеспечило перспективы развития новым материалам как метода обновления формы.
Немецкий физик Эйнштейн говорил: «Комбинаторная функция искусства кажется сущностной особенностью творческого мышления» [3, c. 327]. Музыковед В. Редя также считает, что «интеграция», т.е. взаимодополнение, объединение, взаимодействие и усиление на разных уровнях, всегда является важнейшим фактором саморегуляции в процессе обновления искусства [2, c. 18]. O котором говорит польский театровед Марек Вашкель: «И сама форма куклы претерпевала изменения: от палочной, перчаточной, тростевой и марионетки через маски, скульптуры, деформированные фигуры — к бытовым предметам, объектам вплоть до "марионеточного" актера, или, как сейчас говорят, актера, пользующегося формой» [1, c. 320].
Как следует из этого, творческое мышление крайне важно для проектирования и дизайна, за счет творчества и изменений дизайн кукольных образов становится более креативным. Подъем и развитие современного культурного творчества является продуктом слияния плюралистической культуры, в своем развитии на сегодняшний день оно уже не столь простое, как куклы, оно вобрало в себя эмоции, смоделированные дизайнерами и артистами, одновременно с наличием коллекционной ценности в них также совмещается как эстетическая ценность наслаждения, так и практическая ценность использования.
Из этого можно заключить, что это представляет собой трансграничное сочетание театра и дизайна культурного творчества, что позволяет «прекрасному» не ограничиваться лишь сценой, а пропитывать и проникать в нашу жизнь. Когда безграничное «исполнительское искусство театральной сцены» встречает искусство дизайна культурного творчества, происходит повторное извлечение традиционной культурной ценности, ремесленное творчество оказывается в таинственном мире прикладного использования, все предметы, которые могут быть применены в различных сферах, включаются в структуру потребления, а культурное содержание ремесленного искусства непременно превращается в сложный культурный феномен, который постоянно развивается и ожидает нового понимания. Конечно, вне зависимости от того, какие изменения происходят с белорусскими куклами, они являются символом театрального искусства на белорусской сцене, это представители белорусского национального образа, сокровищница белорусской истории, культуры и социального колорита, катализатор накопления и развития современной белорусской социальной культуры.
Список литературы:
- Голдовский Б. П. Режиссерское искусство театра кукол России XX века: очерки истории / Борис Голдовский. — Москва: ВАЙН ГРАФ, 2013. – 320 с.
- Пахомова Г.Аспекты синестезии композиторского мышления/Г. Пахомова. – ЛесiДичко: Киев, 2018. – 18 с.
- 张蓁.创造心理探秘/蓁张. –合肥: 安徽教育出版社, 1991. –327с. = Чжан, Чжэнь. Исследование тайн психологии творчества / Чжэнь Чжан. – Хэфэй: Аньхойское образование, 1991. – 327 с.
- Шиповская, Л. П. Театр кукол – разновидность анимационного пространственно-временного искусства / Л. П. Шиповская, М. И. Шелаева // Сервис plus. – 2013. – № 1. – С. 27–38.
дипломов
Оставить комментарий