Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 мая 2021 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Делибалтов К.М. К ВОПРОСУ О НАДЕЛЕНИИ ВОЕННОГО КОМЕНДАНТА ПРАВОМ ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АРЕСТ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 5(59). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 61-68.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О НАДЕЛЕНИИ ВОЕННОГО КОМЕНДАНТА ПРАВОМ ПРИМЕНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АРЕСТ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РФ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Делибалтов Кирилл Македонович

магистрант 3 курса Института магистратуры ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,

РФ, г. Саратов

TO THE QUESTION OF GIVING THE MILITARY COMMANDER THE RIGHT TO APPLY DISCIPLINARY ARREST TO MILITARY PERSONNEL OF THE ARMED FORCES EXTRAJUDICIALLY

 

Kirill Delibaltov

student 3 courses of Institute of a magistracy Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

Ключевые слова: военнослужащие, дисциплинарный арест, военная полиция.

 

Актуальность вопроса по наделению командиров воинских частей

и военных комендантов полномочиями по назначению дисциплинарного ареста предполагает работу по следующим направлениям:

  • изучение исторического опыта российского государства
  • изучение практики работы органов военной юстиции зарубежных армий
  • применение полученных знаний для их адаптации к современным условиям
  • выработка путей реализации в ближайшей перспективе

В России впервые дисциплинарный арест был обозначен как одно из дисциплинарных взысканий, налагаемых по решению начальника без суда, в 1706 году Артикулом кратким (первый военно-уголовный кодекс, ставший прообразом Воинского устава 1716 г.). В 1707 году Петром I для содержания офицеров под дисциплинарным арестом были введены гарнизонные гауптвахты. Учреждением для управления Большой действующей армией 1812 года, утвержденным Императором Всероссийским Александром I, решения об аресте военнослужащих принимались генерал-гевальдигером (военным полицмейстером), при этом неповиновение военной полиции почиталось ослушанием главнокомандующему и подвергалось суду. В 1869 году Дисциплинарным уставом было установлено, что «дисциплинарное взыскание есть наказание, налагаемое без суда, властью начальства». Возможность подвергать подчиненных аресту (от 4 суток до месяца) имелась у командиров рот и выше.

В СССР дисциплинарный арест предусматривался Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР и другими уставами о дисциплине лиц, приравненных к военнослужащим. Он налагался на срок до 15 суток, при этом аресту с содержанием на гауптвахте могли подвергаться и офицеры. Единоличное право применения данного вида дисциплинарного взыскания в отношении подчиненных военнослужащих предоставлялось воинским должностным лицам от командира роты и выше, то есть во внесудебном порядке. [4]

В 1994-2002 годы порядок применения к военнослужащим дисциплинарного ареста регулировался Дисциплинарным уставом Вооружённых Сил РФ. Правом подвергнуть военнослужащего дисциплинарному аресту обладали должностные лица от командира роты и выше; военнослужащий по призыву мог быть арестован на срок до 10 суток, военнослужащий по контракту – до 7 суток, а срок ареста прапорщиков и мичманов не мог превышать 5 суток. [6]

В 2002 году в целях приведения законодательства страны в соответствие с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод был издан Указ Президента России «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации», в соответствии с которым командиры были лишены права подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием на гауптвахте. [7]

Этот шаг повлек за собой негативные последствия. У части военнослужащих выработалось чувство безнаказанности, наметилась тенденция систематического совершения нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку адекватного и существенного наказания за свои проступки они не несли. Данное обстоятельство, в свою очередь, провоцировало отдельных командиров (начальников) на превышение должностных полномочий, способствовало увеличению числа случаев искривления дисциплинарной практики, насильственных действий начальников по отношению к подчиненным и т.п., в связи с чем, заметно выросла офицерская преступность.

Например, согласно Директиве Министра обороны Российской Федерации «О мерах по недопущению превышений должностных полномочий офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 июня 2003 г. N Д-33[8,9], в 2002 г. в избиении подчиненных участвовали 290 офицеров, в результате чего пострадали 419 военнослужащих, из которых 3 погибли; 11 военнослужащим причинен тяжкий вред здоровью.

01 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», которым предусмотрена мера дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста. [2] Однако право назначения такого наказание оказалось в исключительной юрисдикции суда. В первые годы возвращение названной меры дисциплинарного воздействия не повлияло на уровень правонарушений в войсках. В 2007 г. судьями военных судов было рассмотрено в целом 510 материалов по делам о применении дисциплинарного ареста, из них 116 – гарнизонными военными судьями Московского военного округа. Для сравнения: по словам бывшего председателя Балтийского флотского военного суда генерал-майора юстиции В. Борисенко, во времена российских «гауптвахт первого поколения» (1990-е годы) и Балтийском флоте ежегодно подвергались аресту до 5 тыс. военнослужащих. [10]

В 2019 году средняя загруженность гауптвахт составляет около 20%.

Следовательно, можно сделать вывод о «непопулярности» дисциплинарного ареста как одного из видов дисциплинарных взысканий с учетом наличия широкого распространения грубых дисциплинарных проступков среди лиц, проходящих военную службу.

Невозможно не отметить и значительное физическое и моральное устаревание фонда гауптвахт, а также критического сокращения их количества (по состоянию на начало 2007 года в Вооруженных Силах РФ действовало 4 гауптвахты).

Одной из причин сложившейся ситуации можно указать сложность для командиров частей с юридической точки зрения процедуры наложения дисциплинарного ареста, поскольку возникает необходимость наличия четко отработанного механизма по сбору необходимых документов.

Помимо излишней «бумажной» работы на командира воинской части, направившего в гарнизонный военный суд материалы о грубом дисциплинарном проступке, возлагается обязанность обеспечить явку в суд военнослужащего, в отношении которого ведется производство по указанным материалам. Участие представителя воинской части в судебном рассмотрении при наложении дисциплинарного ареста также обязательно. В этой связи пассивность командного звена в наложении указанного вида дисциплинарного взыскания может быть объяснена еще и тем, что некоторые должностные лица зачастую ориентированы не на объективное повышение уровня дисциплины в армейской среде, а на уменьшение доли собственной работы.

Следует отметить, что за неполные 12 лет применения Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» военными судами командирам воинских частей возвращено 8,3% (1743) материалов ввиду допущенных нарушений при оформлении материалов и их неполноты.

Невозможно не отметить, что в крупнейших армиях Европы, а также армии США, командиры и начальники сохраняют возможность кратковременного ограничения свободы военнослужащих.

В ФРГ сформирована и действует система правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие военнослужащим-правонарушителям. Высшим военно-юридическим органом является отдел служебных, правовых вопросов, судопроизводства и военно-церковной службы. Организационно он входит в состав управления (военно-административного и права) министерства обороны ФРГ. Отделу подчинены военные суды и военные трибуналы (судебные палаты), юридические советники при штабах объединений, соединений и других учреждений.

В военных трибуналах при армейских корпусах имеются государственные служащие, облаченные судебными полномочиями, которые исполняют функцию военных прокуроров по административно-дисциплинарным вопросам. Они представляют органы, возбуждающие дела о дисциплинарной ответственности (командные органы, начиная от дивизионного звена), обвиняют военнослужащих на основе дисциплинарного производства.

Дисциплинарный устав Вооруженных сил ФРГ регулирует процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Предусмотрены простые (т.е. применяемые в административном порядке) и судебные дисциплинарные меры взыскания. К простым мерам относится, в том числе, и дисциплинарный арест от трех дней до трех недель.

В вооруженных силах Франции противодействие правонарушениям военнослужащих осуществляется по образу и подобию такой деятельности в Бундесвере.

Основу системы обеспечения воинского правопорядка составляет повседневная деятельность военного командования Франции, которое наделено правом за проступки и правонарушения привлекать военнослужащих к дисциплинарной и уголовной ответственности.

При совершении французским военнослужащим нескольких проступков на него может быть наложено одновременно несколько взысканий, общее число которых не может превышать 60 суток — для ареста или строгого ареста.

При этом контроль за дисциплинарной практикой осуществляется по командной линии. Старший воинский начальник вправе вмешаться в процесс привлечения к дисциплинарной ответственности в интересах военнослужащего с целью уменьшения взыскания, которое ему было объявлено.

Военный дисциплинарный кодекс Австрии предусматривает рассмотрение дел о воинских проступках, не содержащихся в военном уголовном кодексе, военными командирами, вплоть до командиров подразделений. Тяжкие проступки при этом рассматриваются военными дисциплинарными судами, состоящими из трех военнослужащих. При этом у обвиняемого в совершении проступка отсутствует право выбирать, командир или суд будет рассматривать дело о его правонарушении. В качестве одного из дисциплинарных взысканий дисциплинарным кодексом указывается дисциплинарный арест (на срок до 14-ти дней), дисциплинарное содержание под стражей (на срок до 14-ти дней) для рядового и сержантского состава.

Военное законодательство Ирландии предоставляет возможность рассмотрения некоторых категорий дел, носящих дисциплинарный характер, в рамках суммарной (упрощенной) процедуры. Наказания в виде заключения под стражу по решению непосредственного командира и выше применяется в отношении военнослужащих рядового состава в суммарном порядке на срок не более 28 дней. При этом в качестве первой апелляционной и проверяющей инстанции выступает «юридический» офицер.

Военное законодательство США не предусматривает постоянно действующих военных судов, они назначаются соответствующими командирами (начиная от отдельной роты) по каждому конкретному делу.

Соответствующим военным командованием для рассмотрения дисциплинарных проступков военнослужащих могут создаваться трибуналы трех типов: дисциплинарный трибунал, который состоит из одного офицера и вправе осудить только военнослужащих рядового и сержантского состава с вынесением максимального наказания в виде 30-дневного заключения; особый (специальный) трибунал, который состоит из военного судьи, военного прокурора, адвоката, не менее чем трех членов трибунала и уполномочен выносить максимальное наказание в виде 6-месячного заключения и увольнения виновного «за аморальное поведение»; общевойсковой трибунал, состоящий из военного судьи, военного прокурора, адвоката, не менее чем пяти членов трибунала, вправе вынести приговор за совершенное правонарушение с максимальным сроком заключения виновного, предусмотренным нормой права.

Американские военнослужащие за проступки наказываются в дисциплинарном порядке властью командира при условии, что они не заявили ходатайства о привлечении к военному суду или дисциплинарному военному суду.

Внесудебное наказание служит возможностью для командования своевременно реагировать на незначительные воинские правонарушения в рамках военных дисциплинарных правовых норм. Налагаемые во внесудебном порядке дисциплинарные взыскания дифференцируются по категориям военнослужащих.

Вышеуказанное позволяет прийти к выводу о том, что крупнейшие армии Европы (несмотря на положение ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[10]), а также армия США для поддержания воинской дисциплины и правопорядка активно применяют такую меру дисциплинарного взыскания, как дисциплинарный арест во внесудебном порядке.

Законодательство Российской Федерации приведено в соответствие со статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[10], однако возникает вопрос: возможно ли оптимизировать процедуру привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, не нарушая их права и свободы, в целях дальнейшего развития Вооруженных сил как организации, в которой принципы верховенства закона и неотвратимости наказания играют главенствующую роль.

Статья 55 Конституции Российской Федерации предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. [1]

Совместная проработка вопроса о наделении военных комендантов и командиров воинских частей полномочиями по применению дисциплинарного ареста в случаях, когда военнослужащим не заявляется ходатайство о рассмотрении материалов в судебном порядке, позволит укрепить правопорядок и воинскую дисциплину в Вооруженных Силах РФ.

Военная полиция в настоящее время обладает достаточной материальной базой, а также имеет в штате подразделения дознания, укомплектованные имеющими высшее образование военными юристами, для реализации в России аналогичного вышеуказанным странам порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

Отделения дознания функционируют во всех 144 гарнизонных военных комендатурах Вооруженных Сил РФ, а также в комендатурах на территории Сирийской Арабской Республики.

В Вооруженных Силах РФ функционирует 20 гарнизонных гауптвахт. Как отмечалось ранее, их средняя загруженность в 2019 году составляет около 20%.

В настоящее время завершается строительство гауптвахты в г. Самара, а также выполняются ремонтные работы на гауптвахтах городов: Тула, Симферополь, Балтийск, Чита.

Проводится работа по включению в состав военной полиции еще 5 гауптвахт, находящихся в ведении РВСН.

Однако правом ограничения свободы в Российской Федерации в настоящее время наделены лишь представители судебной власти.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
  2.   Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" / "Парламентская газета" от 7 декабря 2006 г. N 205, "Российская газета" от 6 декабря 2006 г. N 274, Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 49 (часть I) ст. 5089
  3.  Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"/ Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749
  4. Дисциплинарный устав Вооруженных сил СССР / Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 43, ст. 890;
  5. Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 13 ст. 1909.
  6. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил РФ /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yandex.ru/search/?lr=24&clid=2279270-19&win=436&text (дата обращения 31.05.2021)
  7. Указ Президента России «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации» от 30 июня 2002 № 671//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/942772 (дата обращения 31.05.2021)
  8. Корякин В.М. Правовые аспекты применения ареста к военнослужащим / «Право в Вооруженных Силах», № 3, март 2004.
  9. Директива Министра обороны Российской Федерации «О мерах по недопущению превышений должностных полномочий офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 июня 2003 г. N Д-33 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lektsii.org/5-78184.html (дата обращения 31.05.2021)
  10. Борисенко В. По кому гауптвахта плачет // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/01/12/po_komu_gauptvahta_plachet/ (дата обращения 31.05.2021)
  11. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) //[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2540800/(дата обращения 31.05.2021).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий