Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 октября 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Червоненко Е.О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ГИТАРИСТА НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ СКОТТА ТЕННАНТА // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(52). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 12-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ГИТАРИСТА НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ СКОТТА ТЕННАНТА

Червоненко Екатерина Олеговна

магистрант, кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования, Алтайский Государственный Институт Культуры,

РФ, г. Барнаул

MODERN APPROACHES TO OVERCOMING TECHNICAL DIFFICULTIES OF A GUITARIST ON THE EXAMPLE OF THE SCOTT TENNANT SCHOOL

 

Ekaterina Chervonenko

undergraduate, Department of folk instruments and orchestral conducting, Altay State Institute of Culture,

Russia, Barnaul

 

АННОТАЦИЯ

Тема статьи является актуальной для гитаристов классической гитары, так как каждое действие при игре должно быть осознанным. За основу взята именно школа Скотта Теннанта, так как он очень подробно рассматривает тему ногтевого звукоизвлечения, что является в наше время преимуществом для исполнителя, но в музыкальных школах нашего региона это мало применяется при обучении.

ABSTRACT

The topic of my article is currently relevant for classical guitar players, since every action when playing should be conscious. It is based on the school of Scott Tennant, as he reveals the topic of nail sound production in great detail, which is an advantage in our time, but this is not widely used in music schools in our region.

 

Ключевые слова: классическая гитара, звукоизвлечение, Качающий нейлон, Скотт Теннант.

Keywords: classical guitar, sound production, Pumping nylon, Scott Tennant.

 

В наши дни в развитии классической гитары происходят колоссальные изменения. Уровень исполнительства на инструменте в значительной степени повысился. Изучение методик и стилей стало доступнее, благодаря видео и интернету. Формируются новые приемы и способы игры на гитаре, которые точнее помогают передать художественный замысел произведения, стиль и национальные особенности пьесы. Безусловно, гитарное исполнительство движется вперед, но в то же время оно преумножает и сохраняет лучшие традиции своих предшественников. В каждой эпохе были свои талантливые мастера, которые внесли огромный вклад в развитие игры на классической гитаре. В современных условиях они тоже есть. На примере школы игры Скотта Теннанта рассмотрим вопросы преодоления технических трудностей  при игре на гитаре, а также важные темы для исполнительского искусства.

Известный американский гитарист, педагог, участник известного Лос-Анджелесского гитарного квартета, используя свой богатый опыт, представляет школу игры на классической гитаре "Pumping nylon" (Качающий нейлон). Уже само название наталкивает преподавателя и ученика на размышления о возможностях инструмента, его специфике звучания. В дополнение к школе прилагается видео, в котором автор наглядно и подробно раскрывает темы постановки рук, формы ногтей и т.д. Его основной целью является решение различных технических трудностей, возникающих в процессе обучения. В своей работе автор затрагивает наиболее актуальные на сегодня. Рекомендует экспериментировать  и придумывать свои упражнения, которые в дальнейшем помогут осознанно понимать процесс звукоизвлечения на инструменте. В книге также собран инструктивный материал. Включены 120 этюдов для развития правой руки известного итальянского гитариста, композитора и педагога Мауро Джулиани.

Основная концепция книги - это подход к проблеме с разных сторон и перспектив, включая в технические занятия одновременно и творческую сторону, как при игре музыкального произведения [3]. Автор приходит к выводу, что совмещая техническую и творческую сторону - все трудности получится преодолеть.

Первоначальным намерением Скотта Теннанта при написании книги было - не говорить о том, как правильно и точно держать руки, про посадку [2, с. 6]. Есть физические проблемы, которые необходимо устранять или избегать их, также есть основы игры на инструменте, которых нужно придерживаться. Если говорить о постановке рук, то он приводит пример: если сжать кулак и согнуть запястье, то играть будет не удобно, так как сухожилия должны быть свободными для осуществления быстрых, экономичных движений. Это касается, как правой, так и левой рук. Так как есть некая тенденция при постановке или игре выгибается неестественно запястье. По Скотту Теннанту все должно быть максимально удобно, естественно, равномерно, одновременно придерживаясь основных принципов игры [3]. Руки должны находиться в постоянном состоянии динамического расслабления, это означает, что они всегда должны быть свободны от избыточного напряжения. В то же время они всегда должны быть наготове. Т.е. нужно контролировать свои действия, где есть возможность - дать руке отдохнуть. И это нужно делать осознанно. В видеоматериале автор показывает физические траектории движений пальцев, разбирает ошибки, которые могут возникнуть при игре на инструменте и дает рекомендации в заточке ногтей, так как каждый человек индивидуален и нужно искать пути решения именно для его формы пальца [3]. Раскрывает физиологию пальцев при игре, где какие фаланги напрягаются, где расслабляются. Призывает чувствовать и контролировать степень нажатия пальцев левой руки на грифе. Также рассказывает про упражнения, скорость и как ее развивать.

Относительно постановки левой руки каждый палец должен принять свою "сильную" позицию, и размещение пальцев должно быть таким образом, которое позволит достигать гибкости и растяжки. Не все пальцы будут размещены на грифе перпендикулярно, и по его мнению, наиболее выгодным положением будет: первый палец играет на левой стороне его  кончика, второй палец играет чуть левее от его кончика, третий палец играет  справа от его кончика, четвертый палец входит в контакт с правой стороной его кончика [2, с. 10]. Чтобы закрепить эту установку пальцев, в книге описывается упражнение, в котором нужно проконтролировать, как давление равномерно распределяется по всем четырём пальцам. Также все пальцы левой руки должны находиться примерно на одинаковом расстоянии от струны, для экономии движений. 

Если ноготь слишком длинный, то скорость, легкость и беглость значительно уменьшаются. Так происходит, потому что возросло сопротивление. Чтобы определить длину ногтя, нужно вытянуть палец горизонтально, а затем поместить плоскость на кончик пальца под прямым углом. Если ноготь и кончик пальца соприкасаются с плоскостью, примерно в одно и то же время (практически одновременно), то длина ногтя хорошая. Если плоскость нужно наклонить вперед или назад, то ноготь, либо слишком длинный, либо короткий. Форма ногтя должна отвечать двум требованиям: хороший звук и легкое звукоизвлечение, т.е. без лишних усилий. Автор выделяет 4 основных формы ногтей: изогнутая, плоская, изогнутая вниз и изогнутая вверх [2, с. 29-32]. В книге это все также параллельно иллюстрируется, а в видеоматериале он более подробно раскрывает и показывает. Наиболее идеальной формой считается изогнутая. Предложенные формы применяются, если они подходят, если нет, то нужно экспериментировать и искать форму ногтей под свои пальцы. Форма большого пальца должна позволять играть струну легко, т.е. должна быть такой, чтобы можно было сыграть, как ногтем, так и подушечкой. Чтобы звук был без треска от ногтей и чистым, необходим постоянный уход за ногтями. Для этого используются пилочки и полировки.

Также у Скотта Теннанта есть книга "Basic Metod Vol.1", в которой поурочно раскрываются базовые понятия. Рассказывает про конструкцию, выбор, хранение и уход за инструментом, что является неотъемлемой частью, затрагивается тема позиции, аппликатуры [1, с. 5-10]. Данная книга также необходима к изучению.

При изучении школы игры Скотт Теннант заставляет задуматься над каждым его сказанным принципом. И это действительно работает, с точки зрения такого рационального подхода. Он приучает мыслить иначе и задумываться, как воздействует малое, например, барре, в целом на все тело, напряжение мышц. Данный учебник подойдет тем, у кого уже есть первоначальные навыки игры на инструменте, здесь рассматриваются более тонко технические моменты для профессионального уровня, которые применимы, когда есть уже некая база игры на гитаре.

"Я также надеюсь, что, совершенствуя свою технику игры, вы не упускаете из виду более важные цели: возможность свободно выражать себя на своем инструменте и превращать каждую извлекаемую ноту, в великую музыку" - говорит Скотт Теннант в заключении книги "Pumping nylon" [2, с. 93].

 

Список литературы:

  1. Теннант, С. Базовый Метод Vol.1 : Технический учебник по классической гитаре, США : изд. Alfred, 2003. -  С. 5-10.
  2. Теннант, С. Качающийся нейлон (Pumping nylon) : Технический учебник по классической гитаре, США : изд. Alfred, 2011. - С. 10-93.
  3. Приложение видео-материала к учебнику, https://www.youtube.com/watch?v=ynDu8mQozfY (дата обращения 12.10.2020г.).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.