Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 сентября 2020 г.)

Наука: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Александр К.К. ВЫБОР АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ВЕКТОРНОГО КВАНТОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПОРТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 9(51). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 4-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЫБОР АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ВЕКТОРНОГО КВАНТОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПОРТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Александр Константинович Крутиков

аспирант 3 курса, ФАВТ, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

АННОТАЦИЯ

В статье описывается процесс прогнозирования с использованием сети векторного квантования, обученной двумя различными алгоритмами обучения LVQ1 и LVQ2.1. Рассмотрены основные отличия алгоритмов и результаты прогноза, которые приведены в отдельной таблице.

 

Ключевые слова: нейронная сеть векторного квантования, нейрон, слой, алгоритм обучения, спортивное прогнозирование, конкурентный слой.

 

Тенденции к общей информатизации общества активно влияют на все его сферы. Информационные технологии используются как инструмент решения прикладных задач, в том числе, в социальных и общественных областях деятельности. Спортивная сфера не стала исключением, и достаточно давно, в спорте высших достижений, профессиональном спорте используются средства информационных технологий [1]. В данной статье идет речь о спортивном прогнозировании, в частности, прогнозировании исходов в командных и индивидуальных видов спорта, где результат определяется не численным значением, а качественным определением (победа/поражение

/ничья).

Искусственные нейронные сети популярное направление в сфере развития искусственного интеллекта. В предыдущих работах описан процесс спортивного прогнозирования с помощью нейронной сети векторного квантования (LVQ) [2,3]. Алгоритмы обучения нейронной сети векторного квантования известны – это используемые ранее [2,3] LVQ1 и LVQ2.1. При обучении сети этими алгоритмами результаты прогноза результата спортивного события далеко не всегда соответствуют друг другу. 

Структура LVQ сети приведена на рисунке 1. Процесс формирования обучающей выборки и определения результата прогноза приведен в работе [3], и в данной работе он используется аналогично.

Данная сеть имеет два слоя. Первый слой – конкурирующий. Этот слой выполняет кластеризацию векторов. Второй слой – линейный. Линейный слой соотносит кластеры с целевыми классами.

В каждом из слоев один нейрон приходится на кластер (или на целевой класс). Конкурирующий слой поддерживает K кластеров. Кластеры соотносятся с R целевыми классами, таким образом, что R не будет превышать К.

 

Рисунок 1. Структура LVQ сети

 

В качестве прогнозируемого события выбран поединок в рамках UFC251 между россиянином Петром Яном и бразильцем Жозе Алдо [4]. Поединок закончился победой россиянина.

Для алгоритма LVQ1 определенное количество векторов со свободными параметрами помещено во входное пространство для аппроксимации различных областей входного вектора x их квантованными значениями. Каждому классу значений x назначается несколько векторов со свободными параметрами, и затем принимается решение об отнесении x к тому классу, к которому принадлежит самый близкий вектор. Значения минимизирующие ошибку классификации, могут быть найдены как асимптотические значения.

Решение задачи классификации в алгоритме LVQ2 идентично алгоритму LVQ1. Однако в процессе обучения LVQ2 два вектора со свободными параметрами mi и mj, являющиеся самыми близкими соседями x, модифицируются одновременно. Один из них должен принадлежать к классу 1, а другой - к классу 2. Кроме того, x должен находиться в зоне значений, называемой “окном”, которое определено вокруг середины плоскости, образуемой векторами mi и mj. [5]

Обучающая выборка составлена на основе предыдущих боев спортсменов, где в качестве данных вектора описаны их параметры, а в качестве результата – класс исхода (1-победа, 2-поражение, 3-ничья).

Результат прогноза приведен в таблице 1. При использовании при обучении алгоритма LVQ2.1 обязательным критерием было указание количества эпох обучения, от которых непосредственно зависит и время обучения. Как видно из таблицы, структура в 400 нейронов обучается достаточно длительное время – 132 секунды. При использовании алгоритма LVQ1 количество эпох обучения не указывается, и остановка происходит после завершения настройки весов, скорость которого регулируется отдельным параметром.  Алгоритм LVQ1 в большинстве случаев быстрее обучает нейронную сеть, и имеет смысл использовать данный алгоритм в случае, если необходимо быстро получать результат прогноза, например, по ходу течения турнира и прохождения атлетом турнирной сетки.

Таблица 1.

Результат прогноза

Структура сети, алгоритм LVQ2.1, 500 эпох обучения

Время обучения, сек.

Прогноз

10

41

(1,0) Победа первого бойца (Петра Яна)

33

49

(1,0)

100

66

(1,0)

200

83

(1,0)

300

113

(1,0)

400

132

(1,0)

Структура сети, алгоритм LVQ1

Время обучения, сек.

Прогноз

10

0,9

(1,0)

33

7,1

(1,0)

100

18

(1,0)

200

22

(1,0)

300

39

(1,0)

400

56

(1,0)

 

Однако, преимущество во времени обучения не влияет на точность прогноза. В прогнозе, представленном выше, сеть, которую обучали обоими алгоритмами дает верный результат в 100% экспериментов. За время наблюдений, при различных экспериментах в прогнозировании, сеть, обученная LVQ2.1 дает 64% верных прогнозов, против 53% верных прогнозов сети, которая обучена LVQ1. Примеры различий в результатах приведены в работе [3].

Окно обучения (LVQ1) ИНС и структура ИНС приведено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Окно обучения ИНС (LVQ1)

 

Исходя из решаемой задачи и ее временных рамок, потенциальном пользователю, решающему эту задачу, следует подбирать алгоритм из данных вариантов. Выбор алгоритмов следует осуществлять, оценивая временные требования и имеющуюся структуру нейронной сети. При возрастании структуры (нейронов конкурентного слоя), время обучения в обоих алгоритмах будет возрастать пропорционально увеличению числа нейронов.

 

Список литературы:

  1. Бурева, Веселина Кунчева. Применение методов искусственного интеллекта в спорте / Веселина Кунчева Бурева, Ефтим Иванов Стоянов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 1-12. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/125/7831/ (дата обращения: 18.09.2020).
  2. Крутиков А.К. НЕЙРОННАЯ СЕТЬ ВЕКТОРНОГО КВАНТОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 15(40). – Новосибирск: СибАК, 2019.
  3. Крутиков А.К. Особенности обучения нейронной сети векторного квантования при разработке специализированного программного модуля - Южно-Сибирский научный вестник. – 2019. – № 2. – с. 150-154.
  4. Петр Ян URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ян,_Пётр_Евгеньевич (дата обращения: 11.09.2019)
  5. Алгоритмы LVQ1 и LVQ2 URL: https://studfile.net/preview/5083085/page:13/ (дата обращения: 11.09.2019)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.