Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2025 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова М.А., Морозова Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. CXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(110). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 11-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Иванова Мария Александровна

студент магистратуры экономического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»,

РФ, г. Чебоксары

Морозова Наталия Витальевна

доц., канд. эконом. наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»,

 РФ, г. Чебоксары

АННОТАЦИЯ

Согласно прогнозам ЮНЕСКО, к середине нашего столетия население планеты увеличится до девяти миллиардов, что на 50 % больше, чем сегодня. Интересно, что будущее экономическое процветание мира будет во многом зависеть от молодежи, ведь к 2050 году каждый второй на Земле будет моложе двадцати лет. Большинство молодых людей, около 90 %, будут проживать в странах с экономиками, которые только набирают обороты, что делает молодежь фундаментальной силой для предстоящих глобальных трансформаций.

 

Ключевые слова: молодежь; государства; реализация; парламент; люди.

 

Термин «технологии политического участия» обычно употребляется и исследуется применительно к электоральным процессам. Напротив, технологии конструктивизации политического поведения молодых людей менее «заметны» исследователям избирательных кампаний, поскольку они не привязаны к конкретным выборам и имеют в качестве главной цели не повышение явки на избирательные участки, а развитие компетенций целерационального избирателя.

Тем не менее, именно такие технологии, предполагающие длительное по времени и деятельностное вовлечение молодежи в социально-политическую деятельность, считаются наиболее результативными с точки зрения гражданского, политического воспитания, содействия развитию Гражданина.

Успешность реализации технологий конструктивизации политического сознания и электорального поведения молодежи во многом зависит от факторов, которые можно разделить на 2 группы: внешние (специфика социально-экономического развития региона, территориальный политико-культурный менталитет, особенности взаимодействия власти и общественности в регионе) и внутренние (правовые, организационные, методические, профессионально-кадровые, финансовые, коммуникационные, информационно-технологические аспекты организации и обеспечения деятельности организаций и неформальных лидеров, работающих с молодежью).

В настоящее время наиболее распространенными организационными механизмами реализации технологий конструктивизации гражданско-политического участия молодежи являются молодежные парламенты и палаты. Оценивая процесс технологизации деятельности молодежных парламентов в России, можно заключить следующее. Несмотря на то, что по состоянию на 01.01.2021 г. молодежные парламенты созданы во всех субъектах Российской Федерации, а общая численность молодежных парламентов различных уровней составляет более полутора тысяч, работоспособность этих структур по регионам неодинакова. Развитие молодежного парламентаризма в отдельных регионах России изучено достаточно подробно в статье В.В. Мархинина, Н.В. Ушаковой  [3]. Однако, в большинстве других работ оно носит преимущественно описательный характер. Исследователи, занимающиеся вопросами институциализации молодежного парламентаризма во всероссийском масштабе, предлагают общие рекомендации по организации деятельности молодежных парламентов в субъектах РФ.

В частности, по мнению К.А. Миралиёна, «молодежный парламент региона может результативно выполнять свои функции, если он: учрежден на базе регионального парламента и поддерживается им; имеет общественный консультативный и совещательный статус; не зависим ни от какого органа государственной власти; периодически избирается; имеет унифицированную форму консолидации молодых парламентариев на всей территории региона; обладает единой иерархией на уровне региона; осуществляет законосовещательные функции и имеет возможности вносить парламенту рекомендации для последующего рассмотрения и имплементации» [4].

Вместе с тем, за рамками этой модели остается множество практических вопросов технологизации деятельности молодежных парламентов, таких как: сотрудничество с организациями НКО-сектора в рамках реализаций отдельных проектов; влияние молодежного парламента на процесс принятия решений органами власти; методы обеспечения легитимности, справедливого представительства, транспарентности формирования молодежных парламентов [9].

Молодое поколение довольно специфично и обладает рядом особенностей. Прежде всего, эти особенности проявляются в рамках социальных характеристик, которые происходят в процессе воспроизводства социальной структуры, а также наблюдается способность не только наследовать, но и изменять существующую социальную структуру. В связи с этим в процессе дифференциации возникают противоречия, которые лежат в основе ряда конкретных проблем молодежи. Конечно, молодежь — самая открытая изменениям часть общества. Представители этой группы населения быстрее проходят этапы карьерного роста, достигая успеха на профессиональном уровне. Молодым людям гораздо легче адаптироваться к новым направлениям, соединяя творческий подход в области решения различных проблем и создавая новые условия для модернизации современного мира в целом. С другой стороны, молодежь не воспринимается как серьезный пласт общества: молодое поколение считается нестабильным. Если говорить о молодежной политике, то в этом направлении существует ряд трудностей, требующих своего решения.

Мировые сообщества, начиная с 1950–60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. В 1965 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами", а в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20 января 2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам. С начала XX века в России политическая ситуация в отношении молодежи актуализировала ряд задач, направленных на развитие молодежной политики. Тем не менее, все еще существуют трудности в участии молодежи в самом процессе молодежной политики. В качестве примера можно отметить, отсутствие единого закона о молодежной политике в Российской Федерации сегодня, что также свидетельствует о слабом аспекте работы государства в данном направлении развития.

Практика последних десятилетий доказывает, что в динамично развивающемся мире стратегические преимущества будут иметь те государства, которые используют инновационный потенциал молодежи. В современной России понятие молодежь можно раскрыть следующим образом: это социально-демографическая группа общества, которая отличается определенными возрастными рамками, диапазон которых по состоянию на сегодняшний день варьируется от 14 до 35 лет включительно, особенностями своего социального положения, а также характеризуется определенными интересами и ценностными установками.

В связи со сказанным выше, молодежная политика является одним из приоритетных направлений деятельности, поскольку молодежь представляет собой стратегический, демографический и социальный ресурс населения, обладающий вместе с тем огромнейшим потенциальном для будущего федерального, регионального и муниципального развития страны. Именно поэтому в современных реалиях реализация эффективной государственной политики играет основополагающую роль в продуцировании социально-экономической стабильности, формировании конкурентоспособного общества и динамичного развития территорий. Начиная с 90-х годов, рынок труда России наблюдает рекордно низкую представленность молодых специалистов до 35 лет, включая группу до 30 лет.

При разработке государственной молодежной политики в регионах РФ возникают следующие проблемы:

— обеспечение взаимной увязки экономических, социальных, политических аспектов развития в рамках целостной политики;

— учет факторов неопределенности, присущих процессам развития;

— обеспечение оптимального использования ресурсов на основе альтернативного прогнозирования.

Основной проблемой является достижение баланса интересов и оптимального сочетания субъектов государственной молодежной политики в регионах РФ в целях обеспечения ее наибольшей эффективности.

Главные направления государственной молодежной политики в регионах РФ можно представить таким образом:

— развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

— совершенствование государственного управления в данной сфере;

— повышение эффективности использования результатов научной деятельности;

— сохранение и развитие кадрового потенциала регионов.

Государственная молодежная политика в регионах РФ может быть тесно увязана с деятельностью всех субъектов регионального развития и представлять собой систему мер, способствующих интенсивному развитию регионов.

На региональном уровне управления, задачами которого являются социально-экономическое развитие региона и эффективное использование его потенциала, особое внимание должно быть сконцентрировано на федеральных приоритетах развития. При этом выбор конкретных целей должен исходить из существующей специфики региона. Основываясь на уже достигнутых результатах и существующем потенциале, необходимо осуществлять те нововведения, которые являются наиболее перспективными для данного региона. Вероятно, предпочтение следует отдавать тем проектам, которые могут принести отдачу в ближайшей перспективе.

Следует отметить комплексность социальных, экономических и политических процессов развития в регионе. Конкретизация государственной молодежной политики в регионах РФ может осуществляться посредством исследовательского программирования и проектирования, а также регионального планирования. В свою очередь, реализации конкретных решений должен способствовать специальный механизм административного и экономического воздействия.

Политика, понимаемая как совокупность мер по достижению определенных целей, может осуществляться различными субъектами — от государства до отдельного гражданина. Причем в данном случае государственная молодежная политика в регионах РФ становится не самоцелью для государства, а подлинным инструментом государственного строительства. Например, перед средствами массовой информации на этом этапе актуализируются информационная и организационная задачи, направленные на привлечение молодежи к участию в избирательном процессе [5].

Авторы данной статьи полагают, что минимизировать барьеры, возникающие в процессе реализации государственной молодежной политики в специфичных региональных условиях, можно путем применения следующих рекомендаций:

1. На федеральном уровне необходимо сформировать единую нормативно-правовую базу молодежной политики, разработать и внедрить её единую информационно-аналитическую систему, привлечь региональные и местные органы власти к участию в разработке молодежных программ, разработать и реализовать государственную программу по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов по работе с молодежью.

2. На региональном уровне необходимо повысить эффективность всех подсистем механизма адаптации государственной молодежной политики: институциональной подсистемы — путем совершенствования нормативно-правового обеспечения молодежной политики, технологической —посредством применения метода программно-целевого управления; ресурсной — за счет увеличения ресурсов, необходимых для эффективной реализации государственной молодежной политики в регионе.

Таким образом, использование механизма адаптации в процессе регионализации государственной молодежной политики дает возможность получить инструмент регионального управления в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Итак, проведенное исследование позволило сделать вывод, что хотя регионы находятся в разных условиях и имеют различные инструменты и ресурсы для реализации государственной молодежной политики, можно говорить о единообразии в их целеполагании. В рамках реализации государственной молодежной политики в регионах РФ решаются задачи не только выравнивания социально-экономических показателей территориального развития, но и сохранения территориальной целостности страны.

 

Список литературы:

  1. Алиханова С.А. Особенности молодежного парламентаризма в Республике Дагестан // Власть. — 2018. — № 15. — С. 58–61.
  2. Евстратова Т.А., Мурай А.В. Взаимодействие участников городских молодежных проектов с органами исполнительной власти города Москвы // Материалы Ивановских чтений. — 2018. — № 3 (21). — С. 35–43.
  3. Мархинин В.В., Ушакова Н.В. Молодежный парламентаризм в современной России: тенденции и перспективы развития в регионах // Власть. — 2019. — № 4. — С. 40–45.
  4. Миралиён К.А. Формирование молодежного парламентаризма в странах СНГ и России: практика, проблемы и перспективы // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — 2016. —  № 6. — С. 120–129.
  5. Правительство Москвы. Проект «Молодежный кадровый резерв» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.myshared.ru/slide/109393/. (дата обращения: 12.10.2025).
  6. Проект «Движок» Центра молодежного парламентаризма г. Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://2015.goldensite.ru/work/state-project/3285/. (дата обращения: 12.10.2025).
  7. Проект «Лига ЦМП» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dk.mos.ru/news/113819/. (дата обращения: 12.10.2025).
  8. Проект «Политпросвет от молпарма» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dk.mos.ru/projects/polpro/. (дата обращения: 12.10.2025).
  9. Раззакова Е.А. Общественно-политические движения молодежи в России: современный парламентаризм // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2019. – Т.4. – № 1. – С. 7–17.
  10. Сергеев А.К., Гнатюк М.А., Гнатюк К.Ю. Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. –2018. – №2. – С. 23–28.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий