Статья опубликована в рамках: CVI Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 октября 2024 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ АЛТАЯ НА КЫРГЫЗСКИЕ ЗЕМЛИ
THE IDEA OF RELOCATION FROM ALTAI TO KYRGYZ LANDS
Asylbek Eshiev
Professor of the Department of Humanitarian Disciplines, Jalal-Abad State University named after B. Osmonov,
Kyrgyzstan, Jalal-Abad
Aisalkyn Kerimberdieva
Тeacher of the Department of English Language and Literature, Jalal-Abad State University named after B. Osmonov,
Kyrgyzstan, Jalal-Abad
АННОТАЦИЯ
В статье речь идет об идее переселения из Алтая на Кыргызские земли. Об этом впервые озвучивает отец хана Манаса Бай Жакып. В начале не все были согласны с такой идеей, однако большинство племен поддерживает Бай Жакыпа. В эпических строках перечисляются главы кыргызских племен, старейшины, мудрецы на земле Алтая. Особо выделяются красный флаг и родовые знамена – символы кыргызской государственности и родоплеменных структур.
ABSTRACT
The article discusses the idea of resettlement from Altay to Kyrgyz lands. This was first voiced by Khan Manas' father, Bay Zhakyp. At first, not everyone agreed with this idea, but most tribes supported Bay Zhakyp. The epic lines list the heads of Kyrgyz tribes, elders, and sages in the Altay lands. The red flag and tribal banners are especially prominent - symbols of Kyrgyz statehood and tribal structures.
Ключевые слова: Алтай, Бай Жакып, Манас, идея переселения, главы племен, старейшины, красный флаг, знамена.
Keywords: Altay, Bay Zhakyp, Manas, idea of resettlement, heads of tribes, elders, red flag, banners.
Идея вовращения в свою родную землю у кыргызских племен, находящиеся на Алтае вот уже полсотни лет, всегда была злободневной и насущной. На всебщем народном сходе на трон был посажен юный Манас ханом Кыргыз журту, к тому времени население которого превысило более ста тысяч. Тем временем формируются гвардейцы из сорока витязей (кырк чоро) и восьмидесяти четырех бойцов – опора престола и верные соратники Манаса. Отрядом юных молодцов разбиты враждебные алтайские калмыки, конный отряд тайных служб и экспедиционный корпус китайцев Нескары из Тюп Бейджина. У отца Манаса Бай Жакыпа, возникает мысль вернуться на Алай, Анжыян, родину кыргызов.
Эпос «Манас»:
Бай Жакып айтар кеп болсо (Бай Жакып гласно всем сказал:)
Алтайдан көчүп алсак бейм, (Нам бы откочевать из Алтая,)
Анжыян жакка барсак бейм. (В сторону Анжыяна.) [3, с. 13]
Итак, Бай Жакып первым во всеуслышание объявляет народу такую мысль. У других, может быть, и было намерение вернуться на родину, однако, только отец хана Манаса имел право выступать инициатором в столь насущном, рискованном и неоднозначном вопросе. Поэтому у кыргызов Алтая, изгнанных полвека назад из Анжыяна, Алая, Наамана, Барганы, Испары и Самарканда, созрела мысль о возвращении на родину.
У Жакыпа в имени значился древнетюркский теоним Бай. Слово бай в древности имело значение бог, например, байат. “Байат” читаем у средневекового тюркского поэта Ахмада Югнаки (XII в.). Так, “10. Бу кудрат изиси улуг бир байат // Өлүклерни тиргүзмек асан аңа” (Этому великому богу байату // Оживить умерших проще простого. – А. Э.) [4, с. 218].
Камбардын уулу Айдаркан, (Айдаркан сын Камбаркана,)
Карыядан Эштек бар. (Есть Эштек из кереев.)
Кыпчактардын Тазы бар, (Есть Таз из кыпчаков,)
Кыргыздардан Байжигит, (Байжигит из кыргызов,)
Нойгуттардан Акбалта, (Акбалта из нойгутов,)
Ногойдун Чагоо кары бар. (Есть Чагоо из ногоев.)
Аргын Каракожо бар, (Есть Каракожо из аргынов,)
Ата уулулар кошо бар. (Тут все сыны предков.)
Алчындан Каракесек бар, (Есть Каракесек алчынов,)
Акылмандан отурган (Из сидящих премудрых)
Алтымыш деп эсеп бар. (Подсчитано было шестьдесят.) [3, с. 14]
На всеобшей сходке Бай Жакыпа присутствовали главы кыргызских племен казах Айдаркан, керей Эштек, кыпчак Таз, нойгут Акбалта, ногой Чагоо, аргын Каракожо, алчын Каракесек и др. Эпический эпоним Таз кыпчаков встречается в древнерусских летописях как антропоним западных половцев. В летописи: “Убиша же Таза, Бонякова брата” [5, с. 271]. Это произошло 1107 году, когда половецкий хан Таз был убит князем Святополком.
Бердике туруп бек айтат, (Бердике встал и сказал:)
Бербердигер кудай-аа, (Бербердигер бог мой,)
Мерт кылдың Жакып деп айтат. (Жакып, ты нас погубил.)
Анжыян менен Алайды (Анжыяна и Алая)
Самап калган экенсиң! (Вот как ты возжелал!)
Анжыянда Алооке, (В Анжыяне Алооке,)
Азыр бизге жаман жоо... (Он нам враг ужасный...)
Анжыян менен Кашкардын (Между Анжыяном и Кашкаром)
Арасы кыйын улуу тоо. (Возвысятся высокие горы.) [3, с. 14-15]
Глава каракалпаков Бердике не был согласен с речью Бай Жакыпа. Возможно, ему Алтай и Арал присмотрелись лучше, чем далекие Анжыян и Алай. Если эпические этноним каракалпак, эпоним Бердике и исторические этноним черные клобуци, антропоним Беренди (Берендей) имеют одно и то же этническое происхождение, то было бы само собой разумеющимся не путать туркменское племя бойундур (баяндыр) с этнонимом берендей. На западе Древней Руси правители черных клобуков, очевидно, носили титул хана. Так, “Когда умер “Изяслав Мстиславич “плакалась” “вся Руская земля и вси Чернии Клобуци” [2, с. 43]. Или, “не випадково лiтописець пiдкреслюе важливу роль у битвi чорноклобуцьких ханiв” [6, с. 4]. Итак, вначале племя каракалпак возражало возвращаться в древний Анжыян-Алай вместе с кыргызами. Однако, как показывает дальнейшее развитие событий эпоса, это племя активно участвовало и храбро воевало во всех войсковых походах вместе с Манасом до Большого наступления (Чоң казат) на Түп Бейжин.
Байжигит шондо кеп айтат, (Байжигит тогда высказал:)
Бай Жакыптын өзүндө, (В речи Бай Жакыпа,)
Баштан аяк сөзүндө (От начала до конца)
Жаманы жок деп айтат... (Нет ничего худого...)
Илепси бар, Кара-Кум, (Есть Илепси, Кара-Кум,)
Күн чыгышы Сары-Арка, - (На востоке Сары-Арка, -)
Күлдү баары казакта. (Там поголовно казахи.)
Күн батышка бет алып (Откочевавшись на запад)
Калбайлык бөөдө азапка. (Немудрено оказаться в беде.)
Эдил, Нура суусу бар, (Есть реки Эдил, Нура,)
Эсен-аман ушу бар. (В целости и сохранности.)
Оролдун узун тоосу бар, (Есть длинная гора Урал,)
Ошого жакын барсак деп (Есть стремление идти туда)
Бир кыйла элдин оозу бар. (Людям к переселению тяга.)
Эдил, Жайык жери бар, (Есть земля Эдил, Жайык,)
Эне-атабыз өскөн деп (Там жили их предки)
Бир кыйла элдин кеби бар. (Многим откочевать охота.) [3, с. 15-16]
По рассуждению кыргыза Байжигита, запад Алтая – это место, где ранее жили предки племен, находящихся вместе с Бай Жакыпом. (Известно, что Орол - это Уральские горы, Эдил - это река Итиль (Волга), Жайык (Яик) - река Урал). Байжигит говорит, что на востоке Сары-Арка – это земля казахов. Среди кыргызских племен на Алтае были племена, которые хотели бы идти на запад, к Эдилю, Жайыку, Оролу.
Манас:
Атамдан калган Нааманды (Землю Наамана моего отца)
Алты айга койбой албасам!... (Мне за полгода завоевать!...)
Айтып Манас токтолду, (Так, все сказал Манас,)
Ал жайылган көп элде (На многолюдном сходе)
Кой дээр киши жок болду. (Никто ему не возражал.)
Аксакалы Акбалта, (Старейшина Акбалта,)
Акылга толук Ошпур бай, (Премудрый Ошпур бай,)
Кыргыздардан Байжигит, (Байжигит из кыргызов,)
Кыпчактардан Таз чечен, (Острослов Таз из кыпчаков,)
Казактардан Айдаркан, (Айдаркан из казахов,)
Карап турган канча жан. (Полным-полно народу.)
Ногойлордон Жамгырчы, (Жамгырчы из ногоев,)
Нойгуттардан Акымбек, (Акымбек из нойгутов,)
Тейиттерден Саламат, (Саламат из тейитов,)
Текши отурган жамагат. (Толпы людей без конца.)
Калмактардын Күлдүрү, (Күлдүр из калмыков,)
Казактардын Бообеги, (Бообек из казахов,)
Аргын Каракожосу, (Каракожо из аргынов,)
Албандардын Бийназар, (Бийназар из албанов,)
Акылмандын баары бар, (Все премудрые здесь,)
Аксакал Жакып дагы бар. (И старейшина Жакып.)
Акылмандар отуруп, (Все умные мудрецы,)
Манастын сөзү макул деп (Поддержали речь Манаса,)
Кол көтөргөн чагы бар. (Подняли руки сообща.) [3, с. 24-25]
Теперь Манас помимо Анжыяна говорит об отцовской земле Наамане. Главы племен согласились с тем, что сказал Манас, и в знак согласия все единогласно поднимают руки. Впервые в эпосе упоминается принц племени ногой Жамгырчы. Известно, что одноименное имя «Ногай Ямгурчи» часто встречается в поздних русских летописях. Так, “Ахмат имел участь Мамая. Он вышел из Литвы с богатою добычею: князь Шибанских или Тюменских улусов, Ивак, желая отнять ее, с Ногайскими Мурзами, Ямгурчеем, Мусою, и шестнадцатью тысячами казаков гнался за ним от берегов Волги до малого Донца, где сей хан, близ Азова, остановился зимовать, распустив своих уланов” [1, с. 476]. Не исключено, что поздний “Ногайский Ямгурчи” (XIV в.) родословный соплеменник того самого эпически-исторического ногойского хана Жамгырчы (IX в.). Очевидно, еще на Алтае произошел процесс смены поколений, и на политической арене объявились новые персонажи, такие как ногой Жамгырчы, нойгут Акымбек, тейит Саламат, казах Бообек, мангул Күлдүр, аргын Каракожо, албан Бийназар и т.д.
Ак асаба, кызыл туу (Белая знамя, красный флаг)
Айгайлаган ызы-чуу. (Повсюду людские вой и рев.)
Көк асаба, кызыл туу (Голубая знамя, красный флаг)
Көк жаңырган улуу чуу. (Гул и рокот до небес.) [3, с. 31]
Здесь красный флаг – это главный государственный флаг кыргызов Манаса, а белое и синее знамена – символы родоплеменных структур. Рядом с каждым племенным (белым, синим) знаменем высоко возвышался красный флаг. Это могло бы обозначать федеративную природу кыргызской государственно-политической системы, основанной на военной демократии.
Алты жүз миң кол менен, (Войска в шестьсот тысяч)
Нааманды көздөй жол менен (В путь на Нааман)
Айгайлап аскер жүргөндө... (Выступила с великим рёвом...) [3, с. 32]
Анжыян и Нааман несколько раз упоминаются в эпосе как земля Бай Жакыпа. По эпическим данным, к тому времени численность войск Манаса составила шестьсот тысяч. Это была грозная военная сила для средневековой эпохи. Известно, что ойрото-китайская армия войдет в Анжыян-Алай с пятисоттысячным войском, разгромит войск Орозду хана и захватит владения покойного Ногой хана (отец Бай Жакыпа). Согласно эпосу, в эпохе Манаса кыргызы могли собрать десять тумен войск за три дня и тридцать тумен за десять дней (тумен - десять тысяч).
Таким образом, идея возвращения в Кыргызские земли в своей основе воплощена в жизнь. Были изгнаны или разбиты многочисленная орда китайского Алооке хана, затем воинствующее полчище Шоорук хана из гималайских гор. Военный поход кыргызских племен с шестьюдесятью туменами на ойротов, калмыков, китайцев был оправдан. Ход венных действий показал, что это не военная авантюра, а хорошо продуманная военная стратегия войск сорокаплеменного Кыргыз журту Манаса.
Список литературы:
- Карамзин Н. М. Предания веков. - М.: «Правда», 1988.
- Лихачев Д. С. Избранные работы. Т. 3. - Ленинград, 1987.
- Манас. Сағымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. ІІ китеп, Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. – 452 с. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).
- Махмудов К. Ахмад Югнакийнинг «Хибатул хакойик» асари хакида. Тошкент: «Фан», 1972. (Махмудов К. О произведении Ахмада Югнаки «Хибатул хакойик»).
- Повесть времянных лет по Лаврентьевскому списку. - Ленинград, 1926.
- Украiнcький историчный журнал, 2005, №2.
дипломов
Оставить комментарий